Ольга Барнет. Полвека на сцене Художественного театра

Почти пятьдесят лет провела на мхатовских подмостках мощная и харизматичная актриса Ольга Барнет.

Её родители были очень известные деятели культуры нашей страны. Мать — красавица Алла Казанская, прослужившая 70 лет на сцене вахтанговского театра, выпустившая несколько великолепных курсов молодых актёров, в числе которых были С. Маковецкий, Ю. Рутберг, И. Климова, Г. Сиятвинда.

А отцом Ольги был великий советский кинорежиссёр Борис Барнет. Человек опередивший время. Его почитателями были Н. Михалков и А. Тарковский. По новаторским фильмам Бориса Барнета: «Окраина», «У самого синего моря», «Девушка с коробкой» до сих пор учат снимать молодых киношников.

Именно Тарковский первым снял двадцатилетнюю Ольгу Барнет в кино. Он умел ценить красоту женщин, и к тому же очень уважал талант отца Ольги. Она играет молодую мать Криса Кельвина в «Солярисе». Получилось смешно: мать младше своего сына на 28 лет.

В своих молодых ролях Ольга выглядела так зрело, и красота её была настолько нездешней, что она идеально подходила для ролей иностранок. Это и неудивительно. Борис Барнет по отцу был англичанином, предки которого приехали в Россию заниматься печатным делом. И в лике Бориса Барнета и его дочери чувствовалась какая-то заграничная стать.

Ольга была поздним ребёнком. Когда она родилась отцу было под 50 лет, а матери за 30. Борис Барнет, трагически ушёл из жизни, когда Ольге было всего 14 лет. Её воспитанием в основном занималась мать. Алла Казанская не очень хотела видеть дочь актрисой, отговаривала её.

Откровенно говорила ей, что большого таланта в ней к актёрству не видит. Ольга много чем занималась в подростковом возрасте. Даже подавала большие надежды в большом теннисе.

Но как не старалась отговорить Ольгу мать, она всё же поступила в Щукинское училище на курс А. Борисова. Ещё будучи студенткой она обратила на себя внимание многих режиссёров. Нравилась она своей удивительной типажностью А. Эфросу.

Он предложил ей после получения диплома идти работать в Театр на Мал. Бронной. И Ольга сама очень хотела быть вместе с великим режиссёром, но судьба привела её во МХАТ.

Во МХАТ она заскочила на минуту с компанией молодых актрис-выпускниц у которых намечались смотрины. В то время во МХАТе ещё были живы корифеи, и существовала старая традиция приходить в театр завтракать. Причём всё происходило по старинке.

В фойе стоял стол с огромным самоваром, мёдом, сладостями, баранками. За столом сидели великие мхатовские старики: Массальский, Степанова, Леонидов, Тарасова и пили чай. Ольга была совершенно очарована этой атмосферой и разговорами немолодых корифеев, и уже собиралась уходить. И тут в фойе появился Олег Ефремов.

Он увидел Ольгу Барнет, и сидел молча не сводя с неё глаз. А когда Ольга повернулась к нему спиной, то Ефремов чуть не рухнул со стула. Дело в том она одела театральное платье матери с глубоким вырезом сзади, пытаясь в нём произвести впечатление на Эфроса.

Но получилось что впечатлила Ефремова, который отказал её подругам актрисам, а Ольгу Барнет прямо за столом уговорил идти работать во МХАТ. Благо все документы были при ней. Мэтр умел убедительно уговаривать женщин. В итоге актриса до Эфроса так и не дошла в тот день, и связала свою жизнь со МХАТом.

В Художественном театре Ольга Барнет заиграла сразу. Не сидела годы на «кушать подано» и мелких ролях. Недавно пришедший главрежем О. Ефремов искал молодых исполнителей и переманивал в театр современниковских друзей, осуществлял новые постановки.

Барнет была сразу введена на роль Феи в знаменитую «Синюю птицу», а также на роль Дины в «Валентин и Валентина». Потом были роли в «Дульсинее Тобосской» и «Медной бабушке», а также очень долго игранная ею роль Авдотьи Назаровны в «Иванове».

Оставалось время у актрисы и на кино. Роли получались неплохие, но всё же какие-то большей частью проходные, часто недотягивающие до уровня её таланта. Казалось что актриса с такой внушительной внутренней силой могла бы быть задействована в чём-то более значительном.

Всё же осталось ощущение что Ольга Борисовна недоиграла в кино всяких цариц да барынь, и прочих утончённых леди. Удачные кинороли конечно же случались: Дид Мессон во «Время — не ждёт» и роль Кэт в «Чёрном треугольнике», Кити Бенсон с Донатасом Банионисом в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли», но всё равно их было в кино у актрисы слишком мало.

Но главное в её жизни всё же был МХАТ. И ролями там она не была обделена. И при О. Ефремове, и при О. Табакове. И дела в театре шли настолько хорошо, что в 47 лет, Ольга Борисовна Барнет получила звание Народной артистки России.

В новом столетии у актрисы был только театр, причём она стала немало играть ролей в табаковской театре-студии.

Помимо Ефремова и Табакова, Ольга Борисовна, в разные годы работала с выдающимися режиссерами-постановщиками, такими как Лев Додин, Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Миндаугас Карбаускис и многие другие. Они ценили в ней не только мастерство, но и целостность натуры, индивидуальность, острый ум, интеллект. Ольга Барнет была хорошо образована, начитана.

От ролей в сериалах, которые ей предлагали, актриса отказывалась, говоря, что это всё невыносимо скучно, и что никакие заработанные деньги не возместят пустоту, что остаётся после такой кинозагрузки. И к этому актриса ещё добавляла, что достойного материала в кино сейчас попросту нет.

Ещё Ольга Борисовна говорила, что с возрастом стала жутко ленивая, и что после спектаклей её тянет только домой.

Личная жизнь у Ольги Борисовны не сложилась. Первым мужем у неё был знаменитый режиссёр Валерий Фокин. Но она не смогла простить ему измену. Ушла. Потом как-то быстро разобралась и со вторым мужем. В итоге к 40 годам решила не искать больше счастья в личной жизни, и вернулась к матери.

Может в этом и был некий трагизм её жизни. В одиночестве. Актриса много лет жила со своей звёздной матерью, а похоронив её в 2008 году, 13 лет жила совершенно одна. В последний год жизни Ольга Борисовна потеряла двух своих близких друзей.

Сначала умерла Алла Покровская, бывшая жена Олега Ефремова, а потом ушёл Борис Плотников, с которым актрису связывала добрая, долгая дружба. И без того закрытый человек, Ольга Барнет, стала жить совсем уединённо.

Неприятная история была с могилой отца в Риге. Наши «страстно любящие» русских меньшие братья-латыши устроили платные захоронения для нелатышей. Причём и для тех кто покоится в их земле уже давно. Ольге Борисовне надо было либо внести плату за отца, либо «освободить место».

Помог О. Табаков, и прах великого режиссёра Бориса Барнета вывезли в Москву, и перезахоронили в могиле его жены Аллы Казанской на Новодевичьем.

С 2021 года на главном кладбище страны упокоился прах и Ольги Борисовны Барнет. Это произошло три года назад. Актриса жаловалась на ноги, и ещё у неё были проблемы с дыханием. Проверка на модную болезнь дала отрицательный результат. Но она всё равно старалась ни с кем не общаться, и большую часть времени проводила дома. От чего наступила смерть так и осталось неясным.

Оцените статью
Ольга Барнет. Полвека на сцене Художественного театра
Она будет послушной