В своих киноролях она, пусть и в эпизодах, часто играла маму, бабушку — самых важных людей в жизни каждого человека. Их доброту и сердечность актрисе не приходилось играть — она была такой по своей природе. А ещё немало пережила и прочувствовала — и как женщина, и как мать.
Поэтому ей было что сказать зрителям. И она умудрялась в свой короткий эпизод вложить всю судьбу экранной героини.
Первая любовь
Когда юная Люба была слушательницей театральной школы, судьба свела её с красивым актёром Георгием Араповским. Счастливая встреча закончилась свадьбой. В это же время состоялся дебют начинающей актрисы в картине Герасимова «Маскарад». Но это был 1941 год. Супруги оставили учёбу и стали работать на военном заводе.
А во время блокады молодая женщина потеряла всех — друзей, знакомых, на её руках от голода умер муж, тогда же она схоронила и свекровь. Сама же, истощённая, измученная физически и морально, попала в феврале 1942 года во вторую волну эвакуации по «дороге жизни».
С трудом добравшись до дома родителей, Любовь больше года лечилась от дистрофии и голодной апатии. И потом часами сидела на скамейке возле дома, глядя в одну точку. Прошлое не отпускало женщину.
Мама Любы смогла вывести дочь из состояния полного безразличия к жизни, усердно напоминая о её девичьей мечте, которая перед войной так удачно начала воплощаться. Договорившись со знакомыми, которые направлялись в Москву, мама отправила с ними Любу.
Так 22-летняя Любовь Соколова вернулась к обучению актёрскому ремеслу, поступив сразу на второй курс ВГИКА. Чтобы прокормить себя, студентке пришлось подрабатывать носильщиком на вокзале.
Закончив обучение, девушка была принята в Театр киноактёра, где она выступала на сцене и спала в гримёрке.
В послевоенное время сыграла в нескольких фильмах.
В 1951 году, когда кинопредложений поступало мало, Любовь Сергеевна согласилась поехать в ГДР — в театр при группе советских войск. Проработав там пять лет, актриса вернулась в Москву, смогла купить себе однокомнатную квартиру и продолжила работать в театре. На экраны снова стали выходить фильмы с её участием.
Новая эпоха
А в 1959 году со съёмок фильма «Хождение по мукам» Любовь началась новая эпоха в жизни женщины: она встретилась с Георгием Данелией.
Актриса будет активно сниматься в фильмах мужа — в главных ролях и эпизодах.
А незадолго до этой беды от Любови Сергеевны уйдет муж, после 26 лет совместной жизни променяв её на другую женщину.
Актриса тяжело пережила потерю и предательство, много болела. Но продолжала работать и никогда не жаловалась. Любила общаться со зрителями, находя в этом внутреннюю гармонию и с удовольствием принимая чужую любовь. Во время гастролей пела на сцене романсы и читала стихи — свои и сына.
Осенью 1994 года Любови Сергеевне пришлось пережить ещё одно потрясение: во время поездки на благотворительный концерт с Майей Булгаковой, с которой Любовь Сергеевна была очень дружна и которую всячески поддерживала после тяжёлой утраты — потери мужа, машина врезалась в столб и подруга погибла. Любовь Сергеевна чудом выжила.
Последняя отрада
Она проживёт ещё семь лет, снимаясь в фильмах и передавая через образы своих героинь невыплаканную скорбь и непережитую душевную боль. Режиссёры по-прежнему без проб будут утверждать актрису на роли, безоглядно веря в её талант и тонкую женскую интуицию.
Любовь Соколова снимется в 389 фильмах и попадёт в книгу рекордов Гинесса. Но по-прежнему не согласится сыграть ни одной отрицательной роли.
В картине «Доживём до понедельника» (1969) она даёт подзатыльник своему непутёвому сыну Вовке. Актриса согласилась на это, лишь после того как сам Аркадий Листаров, исполнитель роли, уговорил её.
Последние годы актрисы скрашивала любимая внучка Маргарита — её отрада и утешение. Она, её сестра, мама, правнучка и тысячи поклонников проводили актрису в последний путь в 2001 году.
В своём бесчисленном количестве картин она сыграла немало ролей женщин с трагической судьбой. И каждая роль как жизнь — настоящая, достоверная, убедительная. По-другому и не могла играть актриса, так много испытавшая в жизни и сумевшая так мужественно всё пережить.
Где черпала силы женщина, сумевшая всё преодолеть и остаться доброй, нежной, любящей до последнего дня? Вероятно, в своей бездонной душе. Такой мы её и помним.