Говорят, в театральной и киношной среде крепкая дружба — явление редкое.
Чаще между актерами возникают романтические чувства.
Но Татьяна Догилева была уверена, что с актером, а в последствии режиссером, Олегом Меньшиковым ее связывает крепкая земная дружба.
Об этом говорит хотя бы тот факт, что Меньшиков стал крестным отцом позднего и единственного ребенка Догилевой — дочери Екатерины.
Впервые Татьяна и Олег встретились на съемках фильма «Покровские ворота». Молодые люди, практически ровесники, быстро нашли общий язык и сдружились.
Чуть позже их профессиональные пути пересеклись в театре им. Ермоловой. Несколько лет артисты работали бок о бок, снимались вместе в кино и, можно сказать, стали лучшими друзьями.
В 1989 году Олег Меньшиков покинул сцену театра Ермоловой и уехал работать в Лондон, где ему посчастливилось сыграть Есенина в постановке «Как она танцевала». В 1992-м Британская Академия искусств присудила русскому актеру премию Лоренса Оливье.
Но дружба с Догилевой оставалась нерушимой. Общались, естественно не так часто, как во время совместной работы, но актриса по-прежнему считала Олега Евгеньевича близким и родным.
Однако жизнь все расставила по своим местам: «Чистый бизнес, дон Корлеоне, ничего личного».
Дружились, да раздружились…
По признанию самой Догилевой, отношение с театром Ермоловой у нее были сложными.
«Они меня несколько раз пытались уволить. Я со зла не уходила. Когда в 90-е оттуда все известные артисты разбежались, а театр закрыли на ремонт, я фактически одна там осталась.
Ездила по всей стране с гастролями, в каждый Мухосранск заглянула. Я тогда чуть не сдохла. И вот, значит, я родила дочь, театр отремонтировали. И мне тут же предлагают — пиши заявление» — рассказывала Догилева в одном из интервью.
По признанию актрисы такое положение дел ее не устроило, и она из принципа решила остаться. Ролей ей после этого не давали и платили пять тысяч рублей в месяц. Но дело было не в деньгах, а в чувстве справедливости.
Общий официальный стаж Догилевой в театре Ермоловой составил 27 лет. Возможно, она до сих пор выходила бы на сцену, но в 2012 году художественным руководителем театра стал хороший друг актрисы — Олег Меньшиков.
Сначала Татьяна Догилева обрадовалась такому назначению. Без ложной скромности она рассчитывала на прибавку к жалованию и участию в хороших пьесах. Актриса готова была работать много, и сама попросила Меньшикова о ролях.
Но вместо этого, по ее словам, получила полный игнор. Давний друг перестал отвечать на ее звонки и избегал встреч.
Актриса не скрывала своей обиды на Олега Меньшикова: «Ну дружили мы с ним, дружили, да и раздружились. Странный он стал, слишком часто его уличали в гениальности — он и поверил, ну и вести себя стал соответственно».
«Острый» язык Догилевой привел к тому, что Олег Меньшов предложил «подруге» написать заявление по собственному желанию. Это произошло почти сразу же после появления прославленного артиста в новом качестве.
Свое решение худрук объяснил на пресс-конференции очень доходчиво и практично: «Неприлично 20 лет не выходить на сцену и получать зарплату».
Догилева тогда жутко обиделась.
Хотя Меньшиков ничего не выдумал. Татьяна Догилева работала в театре имени Ермоловой с 1985 года, однако за последние пятнадцать лет актриса сыграла намного больше ролей в кино. В новых спектаклях театра Ермоловой она не участвовала около 20 лет.
Та же участь с принудительным увольнением постигла в 2012 году и Виктора Проскурина. Артист пришел в театр в 1988, но также последние десятилетия в основном снимался в кино.
Жена Виктора Проскурина уверена, что и Догилеву, и ее супруга Меньшиков убрал, как «перчик из блюда». Мол, Татьяна прямая, молчать не будет, да и Виктор Алексеевич за словом в карман не полезет.
«Приехал из Лондона с Олимпиады, где любовался победами спортсменов в компании сильных мира полоумного сего, и давай подругу молодости увольнять, — сетовала Догилева. — Звания они мне в театре не дали, когда я еще много играла, с жилплощадью не помогли, когда я не знала, куда новорожденную приносить.
Ну, ничего они мне хорошего не сделали. А теперь новый худрук, большой друг прежнего, в прессе пишет, что мне неприлично получать зарплату. Эх, законов ты, Олежек, не знаешь! А мне работу кто-нибудь предоставил?
А когда я сама предложила поставить спектакль на спонсорские деньги, то мне и в этом было отказано. Увольняю тебя из крестных моей дочери. Не нужны такие ни ей, ни мне».
Сначала Догилева наотрез отказалась писать заявление, мол, увольняйте по статье, но потом все же документы подписала. Официально ее карьера в театре Ермоловой завершилась по «собственному желанию» в 2012 году.
Прошло уже 11 лет, но не похоже, чтобы актриса простила старого друга. Настолько сильной была ее обида.
Следующую артистическую «чистку» Олег Меньшиков провел уже в 2021 году.
Из 90 человек труппы тогда в список под сокращение попало 22 артиста, которые служили в театре по 30-40 лет. Большинству из них осталось год или два до пенсии. А вот возрастные (70+) заслуженные и народные актеры по «каток» увольнений не попали.
Конечно, эта ситуация вызвала большой скандал в театральной сфере и стресс у людей, которые не понимали, где они смогут доработать до пенсии. Но худрук остался непреклонен, считая, что те, кто не задействован в спектаклях по многу лет, должны уйти.
Председатель профкома театра Наталия Потапова тогда вступилась за сокращенных актеров и заявила, что в свое время из-за пьянства Меньшикова было отменено 23 спектакля, а он даже не получил за это выговор.
Внутренние театральные «разборки» для непосвященных всегда выглядят несколько странно. Все эти преобразования театров, выборы худруков, распределение ролей между «своими», отстранение «чужих» и т.д.
Но, если рассматривать театр, как самое обычное рабочее место, то получается, что Олег Меньшиков прав. Ведь никто не будет платить зарплату учителю, врачу или продавцу в магазине, если работник не присутствует на рабочем месте.