Марья из фильма «Тени исчезают в полдень»: никто ее не любил, вот и подалась в революцию

Уже много написано о женских персонажах замечательного советского многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень» 1972 г., снятого режиссёрами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским.

Но вот одна героиня все равно не дает покоя.

Имеется в виду Марья Воронова в исполнении великолепной Нины Руслановой.

Простая крестьянка, ставшая руководителем партизанского отряда, – персонаж и впрямь незаурядный. Красивая, сильная женщина, способная на неординарные поступки, лидер по натуре.

Всегда было принято воспринимать Марью Воронову как борца за народное счастье. Собственно, и жизнь она положила в ходе революционной борьбы. Кулаки ее предательски убили. И утес потом люди в ее честь назвали. «Марьин утес» – символ всего фильма.

Все это так. Не поспоришь.

И все же мне кажется, что сильная, колоритная Марья ушла в революционную борьбу, проявив свои недюжинные организаторские способности, свой душевный пыл, свою тягу к справедливости, не от хорошей своей личной жизни.

По мне так она и вовсе, может, и не такая уж сильная, а сломленная женщина. Любовью сломленная. Ни сколько идеологическая сознательность, сколько отчаяние и толкнуло ее на путь революции.

Потому что ее избранник мерзавцем оказался.

Как вы помните, любила она некоего Анисима Шатрова (актер Лев Поляков). Эта история в самом начале киноэпопеи показана.

Об этом субъекте я читала как-то следующее: «Гордый, своенравный, упрямый, насмешливый». Слишком комплементарно, на мой взгляд. Потому что Анисим Шатров – абсолютное ничтожество. Вначале без зазрения совести позволял Марье унижаться в ожидании его снисходительной любви. А потом и вовсе номер отколол.

Предложил молодой женщине … на медведя сходить с одним ножом. Я, конечно, понимаю, что это суровые сибирские нравы, и женщины в борьбе за повседневное существование, может, и не отставали от мужчин. Но это как-то слишком. Даже если в шутку….

А Марья шуток не понимала. Все всерьез. Пошла и выполнила это дикое условие. Да только после этого совсем перестал ее интересовать этот «гордый, своенравный» субьект.

А то, что потом у Анисима этого, видите ли, взыграло ретивое, – извините, не впечатляет. У меня лично это ничтожество в мужском обличии не вызывает ни уважения, ни жалости. Хоть он и нудит потом весь фильм о своей любви к Марье, даже их совместную дочку растит. Березку сажает на месте гибели Марьи, страдалец…. Все это, кроме брезгливости, ничего не вызывает.

Однажды встретила мнение, что Марья любила этого Анисима. И останься жива, с ним бы семью построила. Думаю, все это чушь. Ведь любовь Марьи рассыпалась в прах, превратившись в презрение

Вот такой любовный опыт у нее был. Немудрено, что в революцию она сбежала от такого женишка.

Впрочем, в партизанском отряде у Марьи еще один поклонник объявился. Тоже молодец-удалец, не приведи Бог. Фрол Курганов (в исполнении Валерия Гатаева). Богатырь с виду, красавчик. На этом, правда, достоинства его и заканчиваются. Потому что он гнилой внутри.

Еще хуже Анисима Шатрова. Собственно, из-за его любовных томлений по Марье, а также из-за его нерешительности, отсутствия внутреннего стержня, глупости, попросту, и совершается предательство. В результате Марья погибает. А Фрол-то этот, бедняжка, тоже кается, мается всю жизнь потом…

Вот такие мужичонки, вздорные, истеричные, мелкие и подловатые, и встречались на пути Марье Вороновой, достойной, энергичной, сильной, вольнолюбивой женщине.

Да и не любили они ее по-настоящему. Тешили свое самолюбие только….

От всего этого и впрямь сбежишь куда угодно: в революцию, на фронт, на Северный полюс, в космос….

Оцените статью
Марья из фильма «Тени исчезают в полдень»: никто ее не любил, вот и подалась в революцию
Как по боли распознать любовь? Светлана Крючкова и её жизненная драма