Сын Алексея Михайловича Тишайшего и Марии Милославской царь Иоанн V – весьма любопытная фигура в отечественной истории. Все 29 лет жизни он пробыл в тени – сначала властной сестры, царевны Софьи, потом – своего брата, темпераментного и энергичного Петра I. Многие историки считали его слабоумным, хотя в действительности он был довольно умным человеком. Как сложилась его личная жизнь?
Счастливый брак по государственным соображениям
По словам современника Иоанна, историка Василия Татищева, он – как и все сыновья Алексея Михайловича – «ума был довольного». Его подводило здоровье: он страдал от эпилепсии и цинги, у него было слабое зрение; в отличие от энергичного Петра, он был вял, малоподвижен и не проявлял никакого интереса ни к государственным делам, ни к царским обязанностям.
Тем не менее, в 1682 году после смерти Федора Алексеевича и кровавого стрелецкого бунта он и Петр стали царями при регентстве Софьи. Она же и выбрала ему невесту – первую красавицу (по представлениям 17 века) двора Прасковью Федоровну Салтыкову. Правда, для Иоанна были устроены традиционные смотрины невест, на которых он – вероятно, с подачи сестры – и «выбрал» Прасковью.
Историк 19 века Михаил Семевский на основе портрета Прасковьи из Новоспасского монастыря так описывает ее внешность:
она «была высока, стройна, полна; длинные волосы… ниспадали на круглые плечи; круглый подбородок, ямки на щеках… – все это представляло личность интересную, веселую и миловидную».
Нидерландский путешественник и писатель же Корнелис де Бруин отмечал:
«…Она была красива, добродушна от природы и обращения чрезвычайно привлекательного».
По словам Семевского, Прасковья была плохо образована: она едва знала русскую грамоту, зато тонко чувствовала политическую конъюнктуру, что впоследствии помогло ей наладить отношения с властным и суровым Петром I.
Сохранились сведения шведского дипломата Хильдебрандта Горна и французского дипломата Фуа де ла Невилля, что красавица не хотела выходить замуж за болезненного царя, но с ее желанием, разумеется, никто не посчитался. Впрочем, невеста, отдавая свою руку слабому Иоанну, руководствовалась не только политическими, но и честолюбивыми соображениями.
«Этот брак возвышал ее родителей, родных и, наконец, высоко ставил ее самую над остальными боярынями и боярышнями», — пишет Семевский.
А как сам Иоанн относился к женитьбе? Греческий историк Феодози утверждает, что он не проявлял никакого интереса к браку, однако «не был в состоянии противиться хотению сестры своей».
Если верить тому же Феодози, инициатором бракосочетания был фаворит царевны, хитроумный князь Василий Голицын, который рассчитывал на рождение наследника у Иоанна. Только в таком случае, по мнению Голицына, Софья могла удержаться у кормила власти.
«Царя Иоанна женить, и когда он сына получит… София, опять за малолетством сына Иоаннова, пребудет в том же достоинстве, которое она желает», – примерно так, по сведениям Феодози, рассуждал Голицын.
Софья придерживалась того же мнения. Незадолго до брачных приготовлений она пожаловала отца Прасковьи в бояре. Так, с легкой руки сестры и ее фаворита Иоанн женился.
Венчание состоялось в 1684 году. Несмотря на нежелание невесты идти под венец с Иоанном, брак оказался на редкость удачным и почти счастливым. Иоанн обожал свою жену, которая была на 2 года старше его. Супруги жили в отдельных кремлевских теремах – тихо, скромно, незаметно. Они вели патриархальный образ жизни, который ничем не отличался от быта московских царей и цариц 17 века.
Иоанн V совершенно отстранился от дел; по мнению некоторых историков, страшное зрелище стрелецкого бунта 1682 года нанесло непоправимый ущерб его психике, так что он фактически превратился в теневого государя.
Впрочем, его имя упоминалось во всех документах, а сам он в полном царском облачении участвовал в особо торжественных мероприятиях – церковных праздниках, приемах послов; у него был собственный двор и штат царедворцев, он сохранил свой титул.
Прасковья Федоровна занималась рукоделием, раздавала милостыню, много молилась (царица была очень набожной женщиной). Супруги часто посещали церковные службы, участвовали в крестных ходах, кормили нищих и заключенных.
Одно омрачало безмятежное существование четы: отсутствие детей, в первую очередь, – наследника (на которого так рассчитывали Софья и Голицын: ведь рождение сына должно было упрочить положение Иоанна, а значит, – и статус царевны-регентши).
И вот в конце 1688 года царица, наконец, «очреватела», то есть забеременела. Эта новость не на шутку испугала родственников Петра. Появление на свет наследника Иоанна фактически перекрывало ему путь к престолу. Поэтому царица Наталья Кирилловна уже в 1689 году женила сына на Евдокии Лопухиной – тоже в расчете на рождение наследника.
«Старинные люди» новой эпохи
Однако опасения Нарышкиных были совершенно напрасны. Прасковья родила 5 дочерей (и ни одного сына!), из которых до взрослого возраста дожили трое (средняя Анна Иоанновна была императрицей в 1730-1740 гг.).
«Екатерина Ивановна, — двенадцати лет, вторая, Анна Ивановна,— десяти и младшая, Прасковья Ивановна, — восьми лет. Все они прекрасно сложены. Средняя белокура, имеет цвет лица чрезвычайно нежный и белый, остальные две — красивые смуглянки. Младшая отличалась особенною природною живостью, а все три вообще обходительностью и приветливостью очаровательною», — писал художник и путешественник Корнелис де Брюйн.
Как складывались их отношения с Петром? Достоверно известно, что они прекрасно ладили. Петр был восприемником племянниц при крещении, он по-дружески относился к брату и уважал его жену.
После падения царевны Софьи супруги по-прежнему оставались в тени. Предвидела ли Прасковья Федоровна такой поворот событий? Вполне возможно: хотя именно Софье она была обязана браком с Иоанном, тем не менее, она явно тяготела к лагерю Петра.
Семевский считает, что царица обладала природным умом и проницательностью и, скорее всего, догадывалась, что рано или поздно Петр станет единовластным государем России. Поэтому она изо всех сил старалась поддерживать с ним хорошие отношения и весьма в этом преуспела. Возможно, благодаря ее стараниям Петр никогда не считал Иоанна своим соперником.
До наших дней сохранились его письма, в которых он называет его «государем братом» и обязуется его «яко отца, почитать». Так что вплоть до смерти Иоанна в России формально сохранялось двоецарствие. Петр, сосредоточив бразды правления в своих руках, на официальных мероприятиях демонстрировал подчеркнутое уважение к старшему брату.
В 1696 году Иоанн умер; ему было всего 29 лет. После его кончины Петр обеспечил Прасковью всем необходимым, так что царственная вдова жила, ни в чем не нуждаясь и находясь в совершенном подчинении царя. Умерла русская царица в возрасте 59 лет в Санкт-Петербурге.
Иоанн и Прасковья личным примером доказали возможность сохранения верности патриархальным традициям и лояльности к увлечениям Петра Западом. В отличие от царевны Софьи и царевича Алексея, они, оставаясь «старинными людьми», сумели избежать столкновения с царем-реформатором.
Почему их пример не вразумил представителей консервативной аристократии, которые своими интригами провоцировали Петра на кровавые репрессии?