Колеватов — первая жертва в большой игре за место Брежнева. Через строй артистов провели и посадили в воронок

29 января 1982 года был арестован директор «Союзгосцирка» Анатолий Колеватов. Новость о его задержании моментально разнеслась по Москве и стала шоком для всей столичной богемы. По городу поползли слухи, что директор обвиняется в получении от артистов взяток.

В неожиданный арест многие отказывались верить, потому что Колеватов был вхож в самые высокие кабинеты партийной элиты, имел влиятельных друзей и знакомых от дочери Генерального секретаря Галины Брежневой до министра МВД Николая Щёлокова.

И вдруг, как гром среди ясного неба: могущественный директор попал за решетку.

2 января 1982 года Центральное телевидение СССР сразу после программы “Время” показал передачу “Новогодний аттракцион”. Ее снимали в цирке на Цветном бульваре. В тот момент цирковое искусство в стране было на пике популярности. Иллюзионисты Эмиль и Игорь Кио, клоуны Юрий Никулин и Олег Попов, дрессировщики Валентин Филатов, Запашные Вальтер и Мстислав.

После той новогодней премьеры не прошло и месяца, а за кулисами цирка уже поселился страх. На директора Союзгосцирка Анатолия Колеватова завели дело о взятках. А звезды манежа начали ходить на допросы, как на работу. Но многие из них сочли обвинения несправедливыми и пытались защитить своего начальника.

Арест управляющими всеми цирками СССР был исполнен подчеркнуто демонстративно. Следователи пришли в кабинет Колеватова в самый разгар рабочего дня. Через строй всех артистов его спустили вниз и посадили в воронок.

О задержании телевидение и радио молчали. Практически одновременно с арестом Колеватова в Москве хоронили главного идеолога эпохи члена Политбюро Михаила Суслова. Место Суслова занял всесильный Юрий Андропов. “Серый кардинал”, как называли Суслова, во многом определял расстановку сил в высших эшелонах власти. Его смерть меняла ход большой политической игры.

Борьба за пост руководителя страны вступала в решающую стадию.

Директор Госцирка стал первой ее жертвой.

В 70-е годы в Москве было два цирка, и оба каждый вечер заполнялись зрителями до отказа. Билеты покупали за несколько месяцев. Страстным поклонником циркового искусств был и Леонид Ильич Брежнев. Он не пропускал ни одной премьеры.

Специально для кортежа Брежнева в цирке был построен подземный гараж. На специальном лифте, минуя фойе, Брежнев поднимался в правительственную ложу, где стены были обшиты бронированными пластинами.

Анатолий Колеватов возглавил Союзгосцирк в 1977 году. Назначение не обошлось без участия Галины Брежневой. Колеватова она хорошо знала по его прежней работе директором-распорядителем Большого театра. К тому же Галина дружила с дочерью Анатолия Андреевича.

Новая должность стала серьезным повышением в послужном списке Колеватова. В цирковом сообществе Колеватова приняли “на ура”. Ведь он пришел с принципом: “Не артист для начальства, а начальство для артиста”. Его любили. После его прихода цирк заиграл новыми красками. Например, Олегу Попову при первой же встрече он заявил: “-Вы наш бриллиант, мы — ваша оправа”.

В 1942 году Колеватов закончил Щукинское училище, поступил в труппу Вахтанговского театра. 9 лет Анатолий играл лишь маленькие роли и понял, что выдающимся актером он не станет. Он решил уйти в административную работу.

В отличие от актерского административный талант Колеватова оценили сразу же. По карьерной лестнице он начал двигаться быстро. Вскоре стал главным администратором в Малом театре, затем директором Ленкома, после управлял театром оперетты, и, наконец, возглавил Большой театр. Он снискал себе славу блестящего управленца и искреннюю любовь коллег.

Анатолий Андреевич любил всех артистов, как простых, так и народных. Пробивал для них путевки, премии, награды, квартиры, звания. Готов был помочь в трудную минуту любому сотруднику: от народного артиста до уборщицы и гардеробщицы.

Меньше чем за полтора года до ареста, летом 80-го, Анатолий Колеватов отмечал 60-летний юбилей. Рабочий кабинет был завален подарками. Их собралось так много, что все пространство было заставлено от пола до потолка дорогими вещами.

Что ему было нужно, он увез домой, а остальное так и осталось лежать в кабинете. Он и подумать не мог, что вскоре все эти подношения превратятся в вещественные доказательства.

После ареста, дома у Колеватова провели обыск. Имущество вывозили на двух грузовиках. Его оценили в два миллиона рублей. Директор не лукавил, а откровенно рассказывал о происхождении тех или иных вещей. Не отпирался, полагая, что ничего криминального в его действиях не было.

Но следствие сочло все подарки взятками.

Более того, Колеватова обвинили в том, что он опутал систему Союзгосцирка плотной коррупционной паутиной. Он с никого не спрашивал, но с заграничных поездок сами артисты привозили ему подарки. Просто так. По-дружески. Потому что каждый артист считал, что он дружил с ним. Тем более зарплаты позволяли делать хорошие подарки.

На следующий день после ареста Колеватова в управлении отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности ОБХСС, который занимался расследованиями, появились люди из прокуратуры. Они потребовали отпустить Колеватова. Очевидно, кто-то из влиятельных знакомых директора воспользовался своими властными полномочиями.

Заступничество сработало. Колеватова отпустили. Но одновременно начальник ОБХСС позвонил по только ему известному номеру и доложил, что освободил задержанного по приказу сверху. На другом конце провода немедленно потребовали материалы дела. Несколько часов шла подковерная борьба, которая закончилась поражением защитников Колеватова.

Позиция прокуратуры поменялась на диаметрально противоположную: Немедленно арестовать!

Анатолий Андреевич едва успел доехать до дома, как за ним пришли снова. Позже выяснится, что за Колеватова пытался вступиться хозяин Москвы и возможный претендент на место Генерального секретаря Виктор Гришин.

После повторного ареста Колеватова расследование стремительно начало набирать обороты. Свидетелями по делу стали такие звезды как Юрий Никулин, Олег Попов, Игорь Кио, Мстислав Запашный и другие. Никто из них не мог спать спокойно, ведь каждый из них мог занять место рядом с любимым начальником.

 Если подарок взят, то отвечают обе стороны. Они привыкли, что с ними обращались как с космонавтами, а тут с ними разговаривали как с разбойниками.

Попов, Никулин, Запашный, Кио договорившись, добились аудиенции у министра культуры СССР Демичева. Но он не хотел, или не мог вмешиваться в это дело.

Анатолий Колеватов был женат на актрисе Ларисе Пашковой. Они познакомились в Вахтанговском театре. Уже будучи замужем за Колеватовым Пашкова преподавала в театральном училище имени Щукина.

Ее бывшие студенты вспоминали, что зимой педагог вела занятия в очень дорогой шубе, хотя помещения отапливались. Это вызывало диссонанс. Почему она не может оставить шубу в гардеробе? Оказалось, шуба стоила 10 тысяч рублей. В те времена даже Жигули стоили дешевле. Было видно, что Лариса привыкла к красивой жизни.

Подарки в СССР не являлись противоправным явлением, а уж тем более преступлением. Даже во время следствия Колеватов не предполагал, что ему грозит реальный тюремный срок.

Историки утверждают, что Андропову в тот момент было очень важно показать, насколько Брежневская команда прогнила. В том числе и цирк, который Леонид Ильич безумно любил.

О политической подоплеке начали шептаться сразу же. Но была странность. Колеватова судили за подарки, объявленные взятками. Но по закону ответственность должны были нести и те артисты, которые эти подарки дарили. Всех артистов попросили написать, что Колеватов у них эти подарки вымогал. Хотя это неправда.

Благодаря этой уловке не арестовали никого, кроме Евгения Рогальского. Вместе с Колеватовым и его заместителем Горским, под суд попал лишь дрессировщик — народный артист РСФСР Евгений Рогальский.

Только спустя много лет стало известно, по какой причине дрессировщик вызвал пристальный интерес правоохранительных органов. Рогальский дружил с Щёлоковым.

Так, в последний год жизни Брежнева разменивая пешки, Андропов подбирался к главному персонажу — Щелокову.

Следствие по делу Колеватова продолжалось два года. Суд над ним состоялся уже после смерти Юрия Андропова. Но все равно закончился суровым приговором.

Система Андропова работала уже по инерции. Суд вышел громким. Многие артисты открыто заявляли, что считают преследование Колеватова несправедливым. Все видели, что вместо того, чтобы судить Колеватова, его нужно было восхвалять, дать зеленый свет, потому что при нем все цирки заиграли еще ярче.

Колеватов получил 13 лет колонии с конфискацией имущества. К реальному сроку приговорили и Евгения Рогальского. Он тоже отправился в колонию. Колеватов провел в заключении 6 лет. Освободился условно-досрочно больным и нищим человеком. Его жена Лариса Пашкова покончила с собой за год до его выхода из колонии.

После освобождения Анатолия Колеватова звал на работу ставший к тому времени директором цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин. Но Колеватов не захотел возвращаться в мир цирка.

На помощь ему пришли друзья и пристроили на скромную должность в Малый театр, где он прослужил до конца дней.

Оцените статью
Колеватов — первая жертва в большой игре за место Брежнева. Через строй артистов провели и посадили в воронок
Музы художников: кем были красавицы с великих полотен