Когда женское самоуважение вышло из чата: легендарная пара Герасимов/Макарова и сказ про женское терпение

Великий режиссер и прославленная актриса, 58 лет брака. А потом она даже не пришла на его похороны…

На нашем канале часто поднимаются темы «красивой картинки» брака, когда женщины улыбаются сквозь слезы, «белят фасады», терпят любые закидоны мужа и делают вид, что все хорошо. Мудроженственность в квадрате – когда муж богатый и успешный, от такого будут терпеть буквально все: и запои, и побои, и измены в соседней комнате.

Если верить психологам, то причина такого поведения у женщин – низкая самооценка. И тут у меня происходит когнитивный диссонанс, потому что сами женщины эти зачастую красивые, успешные, состоятельные – с голоду они не помрут точно. Но до последней капли будут держаться за мужчину железной хваткой.

Со стороны они казались красивой и счастливой парой. Он – блестящий, шумный и яркий. Она – строгая и красивая – всегда немного позади великого мужа, в роли его тихой музы.

Тамара Макарова изначально была балериной, потом в ее жизни появился кинематограф. Ей было 19 лет, когда ее, легкую стройную девушку, балетной походкой идущей по проспекту, заметил ассистент режиссеров Козинцева и Трауберга.

Самые первые съёмки в кино подарили ей знакомство с главным мужчиной в её жизни, Сергеем Герасимовым.

Антуража добавляло еще и то, что на дворе был 1926 год. Страна пережила смену политического режима, в отдаленных от столиц регионах начинался голод. Страна полыхала пламенем пертурбаций и изменений, и в это непростое время зародился их роман.

Думаю, этот фактор тоже повлиял: Тамара попросту боялась что-то менять в своей жизни, которая наладилась вполне себе неплохо.

Первое время они с Герасимовым жили скромно: одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. Холод стоял жуткий. Мама актрисы, чтобы согреться, спала прямо на плитке.

После, с успехом фильма «Семеро смелых» в 1936 году, в их жизнь пришел достаток, и немалый. Герасимов снимет одну за другой несколько картин,активно снимал свою жену. Особенно любил Герасимов делать акцент на ее глазах.

С приходом войны супруги не пожелали эвакуироваться из Ленинграда, но в 1943-м все же отправились в глубокий тыл, в Ташкент.

Вернулись оттуда они с усыновленным мальчиком по имени Артур, который приходился племянником Тамаре Федоровне. Позже они забрали и его младшую сестру Эмму. Собственных детей у пары не было.

В послевоенные годы началась жизнь в достатке, успехе, обожании зрителей.

Их быт полон респектабельности и шика: поездки на фестивали, дорогая черная иномарка, чемоданы красивой одежды… Но было кое-что, что омрачало этот праздник жизни.

Ходили слухи, что с каждой актрисой, которую он снимал в главной роли, Герасимов крутил роман. О романах этих знали все, вплоть до самого младшего осветителя. Знала о них, само собой, и Тамара Федоровна.

Идеей фикс стало для нее сохранение молодости. Из воспоминаний Натальи Бондарчук, которая училась на курсе у Герасимова:

« — Тамара Федоровна спала с забинтованным лицом, чтобы не появлялись морщины. Она была немного (на 5 лет, как актриса перед смертью призналась Сергею Никоненко.) старше Сергея Аполлинариевича и стареть не хотела.»

Из воспоминаний ученицы Нины Масловой:

« — О похождениях Сергея Аполлинариевича знали все, — поделилась другая их ученица Нина Маслова. — Он даже снимал номер люкс в гостинице для встреч с возлюбленными. Но мудрейшая Тамара Федоровна никогда никого не осуждала.»

И вот тут возникает вопрос – мудрейшая? Разве в этом мудрость? Терпеть измены десятилетиями; причем измены, о которых знал буквально каждый коллега, и молодые ученицы, и персонал съемочных площадок. На мой взгляд – нет, это не мудрость.

Скорее вынужденность принимать обстоятельства такими, какие они есть. Как бы не поднял Союз независимость женского пола, все равно штамп, что женщина ничего не стоит без своего мужчины, живуч и по сей день, даже спустя сто лет. И женщины терпят, спят с перебинтованным лицом (но все равно не помогает – муж бегает к молодым).

Анастасия Вертинская, к примеру, вот такой взгляд на такой брак выразила:

«… в браке Сергей Герасимов — Тамара Макарова было ясно, что Тамара Федоровна была всепрощающим женским началом. Одно дополняло другое — ему надо было ее опекать, защищать, он был человеком сильным.

А она, наверное, просто не боролась с ним никогда — судя по ее потрясающим чертам лица, которые сохранились до глубокой старости. Там не было страшных носогубных складок, хищного выражения глаз, губ и отпечатка сожранных людей на лице. Потому что она не боролась за собственного мужа».

Если мужчина допускает ситуацию, в которой надо делать выбор бороться или нет, то нужен ли вообще такой мужчина?…

Последней работой супругов стал фильм «Лев Толстой»(1984). Главную роль исполнил сам Герасимов, а роль Софьи Толстой – Тамара Макарова.

Репетируя финальные сцены, суеверная Тамара Федоровна умоляла мужа не ложиться на съемках в гроб. Тот ее не послушал. И вскоре умер от сердечного приступа.

Она не пришла на похороны мужа, позже объяснив это тем, что не нашла в себе душевных сил явиться туда.

После смерти супруга Макарова прожила еще 12 лет. Больше она никогда не снималась в кино, не выходила в свет, вела довольно закрытый образ жизни. Ее не стало в январе 1997; в возрасте 89 лет.

Оцените статью
Когда женское самоуважение вышло из чата: легендарная пара Герасимов/Макарова и сказ про женское терпение
Прощай, Эсмеральда