«Когда ты бросишь жену?» — спрашивала Эльза Леждей. Шалевич то сходился, то снова расставался с супругой, развод затягивался

Она мечтала об актерской карьере, получила звание «Заслуженной артистки», но запомнилась всего одной ролью. Она бросала все, переезжала из шикарной московской квартиры в коммуналку. Ее обманывали «втемную», а она честно созналась мужу, мол, уйду к другому, отпусти меня.

Эльзу Леждей многие вспомнят только как Зинаиду Кибрит из «Следствие ведут знатоки». Милиционер в юбке, суровая и одновременно обаятельная женщина из культового сериала — роль яркая, но, увы, именно она «отрезала» все остальное.

Хотя у Леждей были и другие запоминающиеся появления в кино, да и в театре она активно выступала до 1992 года. Потом пропала из поля зрения поклонников и прессы.

Уже в 1998 году корреспондент «Комсомольской правды» позвонил Эльзе Леждей — хотел взять интервью. Ей как раз тогда шестьдесят пять лет исполнялось, юбилей.

Она же тихо, но безутешно заплакала и сказала, мол, ничего писать не надо…

Что же случилось у актрисы? Какие трагедии постигли ее на жизненном пути, с чем они связаны?

Попробуем понять.

Хочу по сцене скакать, а не какой-то там дояркой

Самое интересное, что начало биографии Эльзы Леждей выглядит просто-таки как сказочная история про новогодние чудеса. Она родом из провинциального города — родилась будущая актриса в Севастополе – наивные розовые мечты стать актрисой.

Ну, правда, кто в юности-детстве не мечтал о таком? Вот только девяносто девять процентов «обламывались» о жестокую реальность.

А вот Эльзе повезло. Она приехала после школы в Москву, храбро подала заявления в самые престижные «театральные» — Щепкинское и Щукинское. Это был конец сороковых, конечно же, ни о каких поблажках речь не шла.

Зверский конкурс, мгновенный отсев. СССР нужны доярки-колхозницы, а не всякие там «по сцене скакать»!

Но чудеса случаются.

Особенно с теми, у кого есть заветный бриллиант истинного таланта. Эльза Леждей поступила сразу в оба училища! Невероятный, если подумать, успех. Который обещал золотые горы и звание «Народной» через несколько лет…

Кстати, выбрала Леждей «Щепку».

Сплетение карьеры и личной жизни

Актеры вообще почти всегда женятся и выходят замуж за «своих». Вполне объяснимо — человека со стороны еще поди найди, а тут «варишься» в одном бульоне. Да и не стал бы обычный советский мужчина, инженер или строитель, жить с актрисой. У нее тут поклонники, сцена, а у него план и пятилетка за три года.

Так что ничего удивительного, что после первой же серьезной роли в кино — поморки Варвары из «Моря студеного» – Эльзу заметил известный режиссер Владимир Наумов. Заметил во всех смыслах. Оценил и талант, и женские прелести девушки, которая в то время была ну очень яркой и красивой — оборачивались все парни на улице.

В браке родился сын Алексей, а еще было несколько удачных фильмов, где Наумов показал свою мощь как режиссера, а Леждей — актерский талант.

Не зря ее все-таки приняли в оба знаменитых училища, «Щепку» и «Щуку»!

Наумовская кинолента «Ветер» прогремела на весь Союз. Эльза в ней исполнила роль «ночной бабочки» Мари. Если кто не знает сюжет картины, то она про Гражданскую войну, а героиня Леждей только формально «дама легкого поведения». Она смелая и самоотверженная и, кстати, жертвует собой, чтобы ее друзья смогли спастись!

Жертвенность, самоотверженность, готовность на все ради других…

Вероятно, Наумов видел в Эльзе то, что было частью ее личности? Потому что в реальности судьба женщины складывалась в чем-то даже похоже…

Мужчины Эльзы Леждей

Актриса отличалась влюбчивостью. Играя с партнером в одной картине, она проникалась им не только как героиня, но и как женщина.

Вот уж система Станиславского во всей красе!

Даже уже в дебютном «Море» совсем юная Эльза «запала» на красивого, статного Геннадия Юдина. «Играть» пару им пришлось недолго, потому как роли очень скоро воплотились в реальность. Юдин и Леждей стали жить вместе, правда, до ЗАГСа дойти не успели.

Ведь в жизни Эльзы появился новый идеал — Наумов.

Наумов пригласил Эльзу сначала сниматься. Роль Риты Устинович в «Павле Корчагине» стала новым этапом не только в съемочной биографии. Тогда-то режиссер и понял, что влюбился в пылкую и страстную Эльзу, а молодая женщина не прочь была ответить взаимностью.

Только не надо грязных мыслишек — мол, она с ним ради ролей… Любовь была искренняя, взаимная.

По крайней мере, первое время.

Необычный факт: Наумов прислушивался к мнению жены в режиссерском деле. Дело в том, что у нее имелись явные задатки не только актрисы. Увы, в СССР женщины-режиссеры встречались крайне редко — косное мышление, бытовой сексизм середины прошлого века…

Казалось, что Наумов и Леждей проживут вместе до золотой свадьбы. Режиссер видел в красивой и талантливой женщине свою идеальную музу. Она выступала в его фильмах — каждое появление было отмечено критиками. Даже малюсенький эпизодик в «Балладе о солдате»!

Но, увы!

Страстная натура женщины и ее излишняя способность сопереживанию подвели Эльзу. В чем-то виноват и Наумов. Супруг не отличался верностью: не раз и не два ходил «налево», заводил мимолетные интрижки.

Истинная советская леди Эльза это все терпела. Наверняка, все поблизости только вздыхали и разводили руками: «Мужчины! Все они такие!»

А удел женщины — терпеть.

Эльза и терпела. Пока в ее жизни не появился Вячеслав Шалевич.

Это произошло в 1964 году. Конечно же, тоже на съемочной площадке: своеобразный «рок» или жребий Леждей.

С Шалевичем они играли в фильме «Хоккеисты», где она сначала помогала партнеру преодолеть страдания из-за расставания с бывшей — Валентиной Титовой, а потом сама не заметила, как оказалась в плену новой любви.

Любовные и жизненные драмы Эльзы Леждей

Честная женщина не стала притворяться.

Она пришла к мужу и как на духу созналась: «Люблю другого. Уйду от тебя».

Она развернулась и покинула роскошную четырехкомнатную квартиру в Москве. Ушла жить в крохотную коммуналку.

Она ждала Шалевича:

— Когда ты бросишь жену? — спрашивала Эльза Леждей.

А тот то сходился, то снова расставался с супругой. Развод затягивался и затягивался.

Леждей терпеливо ожидала, когда же возлюбленный, наконец-то, окажется рядом с ней.

Она так и не дождалась.

Коварный сердцеед Шалевич предпочел молоденькую — двадцать четыре года разницы, шутка ли — Наталью Белохвостикову.

К чести бывшего мужа Наумова надо сказать, что тот предложил Эльзе вернуться.

Но та оказалась кремень-кремнем: «Нет. Разлюбила — уже не смогу жить вместе».

Даже ради шикарной квартиры и прочих благ, полагающихся номенклатурной богеме.

Увы, женщина ломала себе не только личную жизнь, но и актерскую карьеру. Прежде Наумов приглашал ее сниматься в свои картины, хорошо понимая сильные стороны и видя в Эльзе источник своего вдохновения.

А без него стало гораздо сложнее.

До сих пор ходят сплетни, что обиженный муж использовал все свои ниточки-связи, чтобы Леждей не доставалось хороших ролей.

Впрочем, она тогда даже не слишком переживала о застое в профессии. Причина простая — упала в очередной роман, мимолетный, страстный, но тоже закончившийся ничем. Новым увлечением Эльзы был Борис Мессерер.

На этот раз, не актер, а художник. К сожалению, злой рок преследовал Леждей и дальше — Мессерер выбрал не ее, а поэтессу Беллу Ахмадулину.

Предательство ранило пылкую женщину так сильно, что она, по слухам, даже ходила бить окна в доме разлучницы!

Они встретились поздно, но были вместе до конца…

С Всеволодом Сафроновым Эльза познакомилась давно. Они появились на одной съемочной площадке еще в 1957 году, но эта любовь оказалась как хорошее вино: потребовалось почти пятнадцать лет, чтобы вызрела и, наконец-то, дала свои плоды.

Конечно, нашлось место и «традиции» Эльзы Леждей: влюбляться в партнеров по киносъемкам. На этот раз в фильме «Слушайте, на той стороне». Поженились Сафронов и Леждей в 1971, и брак когда-то не в меру страстной и эмоциональной Эльзы с не менее активным в любовных делах Сафроновым оказался удивительно прочен.

Пара поддерживала друг друга во всем.

У Сафронова были проблемы с алкоголем, но благодаря жене он сумел преодолеть роковое пристрастие. Как и прежде в любовных отношениях, самоотверженная женщина посвятила себя супругу. Справедливости ради — на этот раз, вполне взаимно.

Любовь помогла Всеволоду выдержать непростое испытание: отказаться от зависимости, найти настоящее счастье.

Они прожили вместе более двадцати лет, до 1992 года. И виной расставания на сей раз стала та разлучница, которая разбивает даже самые верные друг другу пары. Увы, Сафронов ушел из жизни 6 июля 1992 года.

Женщина осталась одна.

Роль Зинаиды Кибрит и одиночество

«Следствие ведут знатоки» знает даже молодежь. Зинаида Кибрит стала культовым персонажем, а фразы из телесериала растащены на цитаты. В этом проекте Эльза снималась на протяжении двадцати лет.

К сожалению, других видных ролей в кино у нее больше не было. Актриса появлялась на театральных подмостках, но и там последний раз ее видели в 1992 году.

И это неслучайно.

После ухода супруга «Зинаида Кибрит» полностью отказалась от карьеры. Она жила одна, хотя порой приходил сын Алексей с внуком.

В новые проекты ее не приглашали. Вокруг женщины сгущалось забвение. Последние годы когда-то одна из самых успешных актрис и та самая провинциалка, сумевшая покорить Москву, провела совсем одна.

Ее единственным доходом была небольшая пенсия, плюс помогала Гильдия киноактеров. Общалась Леждей последние годы только с близкими людьми.

Ее не стало в 2001 году, но крест на себе поставила она гораздо раньше, осознавая свое одиночество и заброшенность…

И нельзя ведь сказать, что именно она сделала не так в жизни. Любовные драмы бывают у каждой молодой женщины. Как говорится, «это норма».

Возможно, судьба решила ей выдать слишком много везения на старте карьеры, чтобы потом отобрать все…

Биография Эльзы Леждей наводит на думы о фатуме и злом роке.

Оцените статью
«Когда ты бросишь жену?» — спрашивала Эльза Леждей. Шалевич то сходился, то снова расставался с супругой, развод затягивался
Как чудила самая эпатажная женщина XX века: О её вечеринках слагали легенды, но умерла в нищете и одиночестве