Как знаменитый художник стал людоедом

На автопортрете он, кстати, не со следами трапезы. А в образе библейского Давида, который сразил Голиафа. Это я на всякий случай поясняю.

А речь у нас пойдет о довольно известном в свое время художнике, Иоганне Йозефе Цоффани (1733 -1810 гг.).

Обычно под такими детальными рассматриваниями картин я даю и информацию о художнике, но в этот раз решила выделить мастера в отдельную тему.

Цоффани запомнился как, преимущественно, английский художник. Но происхождение у него иноземное. Родился он в Германии, но родители имели венгерско — богемское происхождение.

В семье художников не было. Хотя отец его был придворным архитектором немецкого аристократа — тоже работа творческая. Иоганн Йозеф учился у разных мастеров, как на родине, так и в Италии, и, возможно, был бы придворным художником какого-нибудь немецкого князька, но… неудачно женился.

Это побудило его бежать подальше от такой семейной жизни, и он для бегства выбрал Лондон.

Там Цоффани обрел полезное знакомство в лице Дэвида Гаррика (1717-1779 гг.) знаменитого актера, драматурга и директора театра, который был очень уважаем и любим в обществе за свои таланты и новаторство, преобразовавшее в итоге все театральное искусство того времени.

Это знакомство сильно повлияло на его жизнь в положительную сторону.

Во-первых, он стал театральным художником. Не в том плане, что он писал декорации для спектаклей, а в том плане, что он изображал актеров во время игры в их лучших спектаклях. Того же благодетеля Гаррика.

Вот примеры его работ. Как понимаю — он не был первооткрывателем такого жанра, такие сценические портреты актеров в Англии,во всяком случае, писали и до него. Но для Цоффани это было открытием, которое пришлось ему по вкусу.

Вот примеры Гаррика на сцене в разных ролях:

*

Во-вторых, благодаря Гаррику он был введен в высшие круги и получил покровительство самого короля.

Ну и в-третьих у Гаррика он просто долго жил.

Гаррик был женат, если что — просто был хорошим и отзывчивым человеком. А то ведь, теперь, требуются такие пояснения…

Помимо театральных сюжетов, Цоффани писал портреты.

Они, мне кажется, имеют нечто, делающее узнаваемым руку этого мастера. Такая легкая театральщина присутствует, в хорошем смысле слова. Своеобразные позы персонажей плюс яркость красок.

Вот примеры портретов:

*

*

Но прославил его своеобразный жанр, под названием «Фрагмент беседы», похожий на моментальное фото семьи, которая занята каким-то общим делом. Например, все в одной толпе отдыхают.

Я рассказывала об этом в прошлой теме, где мы рассматривали как раз подобный семейный портрет его кисти.

У него много таких, весьма узнаваемых семейных портретов:

*

*

Так же ему удавались огромные многофигурные картины, нашпигованные людьми и предметами.

Вот, самая известная — Трибуна Уффици (1772-1778 гг.) где представлены еще и многочисленные репродукции реальных картин:

Чтобы написать это произведение, художник, по приказу королевы, поехал во Флоренцию. Где, как раз, и получил заказ на картину, которую мы рассматривали в прошлый раз, и ссылка на которую дана в начале этой статьи.

Во Флоренцию за ним поехала дева, которая его любила. Она родила ему 5 детей, но женился он на ней только через 30 лет, после смерти первой жены,с которой не был разведен.

Позже, в 1780-е годы, он уехал в Индию и прожил там примерно 6 лет. Заведя себе местную деву, которая тоже нарожала ему за это время детей. Но это так, между прочим. Планов на нее и этих детей у него не было.

В Индии он написал, помимо портретов местных шишек, неплохие картины с местными видами, что показывает разносторонность его таланта:

*

*

Так вот.

Главное событие, которого вы все ждете, прочитав заголовок, произошло в 1789 году. Корабль, на котором Цоффани возвращался из Индии в Англию, потерпел крушение. Выжившие находились в отчаянном положении, и без еды.

И была проведена лотерея, на предмет того — за чей счет все остальные получат шанс на спасение. Проиграл моряк с затонувшего корабля, на котором они все плыли — и его съели.

Подробностей я не нашла, думаю — это было не то приключение, о котором потом хотелось рассказывать каждому встречному.

Так что после этого случай Цоффани стал известен как художник, и даже академик живописи, который стал каннибалом.

Ужасная история на самом деле — и страшный опыт.

В Англию Цоффани вернулся, но ни прежних покровителей, ни прежней славы у него больше не было.

Гаррик умер, король сошел с ума, выросло новое поколение талантливых художников. Да и репутация каннибала не красила.

Вот такая судьба…

Оцените статью
Как знаменитый художник стал людоедом
Стефан Цвейг: между двух огней