Как Татьяна Пельтцер стала для Александра Абдулова бабушкой: история их дружбы

«Всесоюзная бабушка» Татьяна Пельтцер всегда отличалась неуемным темпераментом. Недоброжелатели, поджав губы, называли ее слишком шумной, несдержанной и вздорной. Те, кто любил, — задорной, искрящейся, отчаянной. Правда, на девятом десятке силы начали ее оставлять. Но тут на помощь пришел Александр Абдулов…

Татьяну Пельтцер невозможно забыть: ее героини, бабушки в платочках, бесстрашно карабкались на крышу, танцевали на карнизе, штурмовали высокие заборы и ездили на крыше троллейбуса. Причем почти все опасные трюки Татьяна Ивановна выполняла сама, без дублеров. Она и в самом деле была отчаянной и ничего не боялась. Кроме одного — остаться без ролей, без театра.

Энергичная кокетка

По словам тех, кто ее знал, Татьяна Пельтцер очень любила красиво и изысканно одеваться. Она до последних дней тщательно следила за собой и, когда выходила на улицу в кокетливой шляпке и нарядном платье, ее засыпали комплиментами все мужчины.

Энергия этой «бабушки» действительно била через край. Даже в весьма почтенном возрасте Татьяна Ивановна каждое утро в обязательном порядке занималась гимнастикой, даже на гастролях, в гостинице. Потом выпивала чашку крепкого кофе и выкуривала неизменную папиросу. Все: она готова была работать, покорять новые крыши!

«Сыночки» — только в кино и на сцене

Замужем она была лишь однажды, и брак продлился недолго. Детей у актрисы не было. Рассказывают, во время съемок «Ивана Бровкина» она как-то раз обняла исполнителя главной роли, Леонида Харитонова, поцеловала его в макушку и проговорила: «Сыночек мой… Хоть в кино почувствовать себя матерью, раз в жизни не довелось…».

«Мини-скандалы» для тонуса

Сказать, что все вокруг ее любили, — преувеличение. Татьяна Ивановна обладала острым языком и не стремилась всем нравиться. Иногда могла язвительно пошутить, чем порой ввергала в шок окружающих. Все 30 лет, что Пельтцер проработала в Театре Сатиры, у нее то и дело возникали трения с главным режиссером, Валентином Плучеком.

А потом в театр пришел молодой режиссер Марк Захаров. Они с Татьяной Ивановной быстро нашли общий язык. И, когда Захаров пригласил ее потом в свой «Ленком», Татьяна Ивановна с радостью согласилась. Ей в ту пору было уже больше 70 лет.

Не все было гладко: актриса позволяла себе опаздывать и по-прежнему оставалась острой на язык, Захаров не раз грозился ее уволить, на что Пельтцер отвечала угрозами «написать куда следует» как секретарь партийной организации театра. И все же потом они неизменно мирились и продолжали любить друг друга.

Похоже, такая платоническая любовь, сдобренная перцем взаимных упреков и мини-скандалов, помогала актрисе оставаться в тонусе. Перед каждым спектаклем она устраивала перебранку — и выбегала на сцену с горящими глазами, получив «заряд бодрости».

«Я буду ей подсказывать…»

И все же «всесоюзная бабушка» потихоньку сдавала: возраст не щадит никого. Татьяне было уже 85, когда все стали замечать: она катастрофически забывает тексты своих ролей, теряется на сцене, спектакли находятся под угрозой срыва…

На общем собрании труппы подняли вопрос: может быть, пора уже расстаться с пожилой актрисой? Ну да, ее любят зрители, многие приходят в театр специально «на Пельтцер», даже если у нее единственный крошечный выход в пьесе. Но как быть, если Татьяна Ивановна действительно сильно сдала в последнее время?

Тогда встал Александр Абдулов. «Пожалуйста, не увольняйте Пельтцер, — попросил он. — Я буду ей помогать, буду говорить текст за нее…» Руководство театра пошло навстречу горячему порыву молодого артиста. Пельтцер оставили. Абдулов сдержал обещание: он подстраховывал Татьяну Ивановну, водил ее по сцене, подсказывал реплики, а если надо было — слегка подталкивал, напоминая.

Спектакль нисколько не пострадал: все выглядело естественным, ведь в «Поминальной молитве» Александр Абдулов играл сына ее героини. Татьяна Ивановна была счастлива: ее не разлучили с любимым театром, она может выходить на сцену! Так продолжалось почти до самых последних дней актрисы.

Весёлая дружба

Александра Абдулова и Татьяну Пельтцер связывала самая нежная дружба, которую только можно себе представить.

Рассказывали, что однажды он выиграл у нее в карты 9 копеек (Татьяна Ивановна была заядлой картежницей), и с тех пор каждый раз, когда собиралась компания «перекинуться в картишки», Пельтцер притворно вздыхала: мол, Саша ее обчистил, без гроша оставил! А тот с деланным раскаянием выворачивал карманы…

Об этой дружбе потом рассказывал Марк Захаров: «Ее последняя, прощальная роль — в «Поминальной молитве», в паре с Абдуловым… К Саше у нее было особое отношение. Они как-то очень весело дружили. Как встанут болтать и хохотать возле расписания — водой не разольешь… Он называл ее «баушкой» (через «у»). Мы все ее называли «баушкой» — так нам казалось смешнее и добрее.

Дружба Татьяны Ивановны с Сашей Абдуловым была очень пронзительная, фантастическая, хотя и возникла она поздно — уже в последние годы жизни Татьяны Ивановны… Бывало, что она забывала слова, и Саша глазами, жестами помогал ей «включиться» в реальность. У них был контакт на очень тонком уровне».

Верный рыцарь был рядом с Татьяной Ивановной до конца. И смерть любимой «баушки» стала для Абдулова большой утратой. К сожалению, нет уже с нами и Александра Абдулова, и Марка Захарова… Но в «Ленкоме» еще долго будут вспоминать об этой трогательной театральной дружбе.

Оцените статью
Как Татьяна Пельтцер стала для Александра Абдулова бабушкой: история их дружбы
Чёрные простыни