Как дамы справляли «нужду» в «бурдалю». Застенчивая Мария-Луиза и представить себе не могла, что отважится на такое на публичной проповеди

— Нет, это просто невыносимо! Такой длинной проповеди я еще в жизни не слышала, под конец я уже едва могла терпеть! Почему бы этому иезуиту не делать хотя бы один перерыв, чтобы мы могли сходить по дамским делам? — пожаловалась о наболевшем своей подруге Мария-Луиза и непроизвольно покраснела.

Она не привыкла обсуждать такие интимные дела с кем бы то ни было, но ей хотелось услышать мнение старшей подруги по поводу своего затруднения. Девушка с дрожью вспоминала очередную проповедь Луи Бурдалю, его монотонный голос, который мог даже самую простую мысль растянуть до риторической бесконечности.

Час за часом стоять, а бедный организм все настойчивее подает свои недвусмысленные сигналы. Но как уйти с проповеди на глазах у Короля-Солнце и всего французского двора? Невозможно!

И приходилось терпеть, краснея, потому что казалось, что проповедь иезуита изобличает теперь ее постыдное неумение сдерживать позывы плоти, в частности, мочевого пузыря.

— Дорогая, сразу видно, что ты недавно при дворе, — Франсуаза с улыбкой отпила чай из фарфоровой чашки. — Думаешь, у тебя одной такие проблемы? Все дамы двора уже давно имеют счастье выслушивать многочасовые речи мсье Бурдалю, а он, хоть и умен, но безразличен к нашим маленьким слабостям. Хорошо, что решение есть!

— Какое же? — сразу заинтересовалась Мария-Луиза.

Франсуаза охотно объяснила.

— Ох…, — только сказала Мария-Луиза и снова густо покраснела.

— Не волнуйся, — Франсуаза снисходительно похлопала ее по руке. — Моя служанка с радостью покажет твоей, как делать это так ловко, что никто и не заметит.

Застенчивая Мария-Луиза и представить себе не могла, что отважится на такое на публичной проповеди…

Но во время очередной проповеди, когда сил терпеть уже просто не было, она, сгорая от стыда, сделала тайный знак служанке. Та незаметно юркнула куда-то, потом снова появилась с небольшим предметом в руках.

К удивлению Марии-Луизы, все прошло как по маслу, глаза всех присутствующих были обращены на кафедру, а служанка действовала быстро и умело. Мария-Луиза наконец-то нашла в себе силы сосредоточиться на проповеди и на возвышенных мыслях.

Так что же это было за хитроумное изобретение французских дворянок?

Не будет преувеличением сказать, что вышеописанная проблема остро стояла перед знатными дамами XVII-XIX веков. Платья «для выхода в свет» в те времена были, конечно, роскошными, но не сказать, чтобы очень удобными. Это были такие дамские аналоги доспехов средневековых рыцарей, одеться и раздеться без посторонней помощи светская львица не могла.

Слишком мешали громоздкость платьев, многочисленные крючочки и шнуровка, часто расположенные на спине. Что поделать, красота требует жертв.

Помимо этого, перед парижскими модницами вставала другая, более деликатная проблема — как посетить уборную? Особенно если приходилось присутствовать при всем параде на какой-нибудь важной церемонии, бале или проповеди?

В начале текста упоминается Луи Бурдалю, которого называли «королем проповедников и проповедником королей». Из-за ораторского искусства его часто приглашали выступать перед Людовиком XIV и его двором.

Вдохновенный иезуит мог без проблем прочитать многочасовую проповедь, что он постоянно и делал. Его прихожане с трудом выдерживали такие длинные речи, ведь спасение души — это, конечно, хорошо, но и о бренном теле надо позаботиться, а малую нужду еще никто не отменял.

Выход из этого непростого положения нашли находчивые придворные дамы. В то время в каждой спальне стоял так называемый «ночной кувшин», так почему бы не использовать его в качестве мобильной «дневной вазы»?

Так появились первые бурдалю — удобные фарфоровые кувшинчики продолговатой формы для одноразового использования. Название свое они получили по имени многословного иезуита, французские дамы остроумно поквитались с ним за невыносимо длинные проповеди.

Надо отметить, что в честь французского проповедника назвали не только предмет дамского обихода, но и шелковую ленту на шляпе, опоясывающую тулью (видимо, он носил такую же). Так что это был великий человек своего времени, не только шестнадцать томов речей накатал, но и стал, в какой-то мере, законодателем мод.

Правда, вряд ли он был счастлив узнать, что его именем окрестили женский ночной горшок.

Если серьезно, сейчас довольно сложно отличить правду от вымысла, поэтому я довольно скептически отношусь к этой забавной, но неправдоподобной истории. Были ли проповеди иезуита настолько длинными, что дамы, пусть и незаметно, справляли нужду прямо среди своей семьи и других прихожан? Не думаю.

Вероятнее, дама просто отходила вместе со служанкой, у которой хранился бурдалю, в заднюю или боковую комнату церкви (туалетов там, понятное дело, не было). Когда дело было сделано, горничная принимала судно обратно и быстренько опорожняла где-нибудь на улице.

При посещении спектаклей или оперы дама, как мне кажется, спокойно, никого не напрягая, могла уединиться с этим приспособлением в дальнем затемненном углу ложи.

По одной из версий, кстати, слово «бурдалю» родом из старофранцузского или провансальского языков и к богобоязненному иезуиту отношения никакого не имеет. Что, впрочем, никак не сказывается на практичной пользе этого предмета.

Благодаря компактным размерам и форме бурдалю — вытянутый носик и обязательно удобная ручка — его можно было брать с собой куда угодно, хоть в долгую поездку, хоть на светский раут.

Приспичило, и верная горничная уже тут как тут с фарфоровой «уткой» в руках.

Служанки были специально обучены аккуратно и незаметно подсовывать бурдалю под многочисленные юбки госпожи.

Звучит несколько неправдоподобно? Дело в том, что задача служанок облегчалась тем, что женщины тогда не носили трусов. И дело тут не в каком-то мифическом французском бесстыдстве, а совсем наоборот, носить трусы считалось верхом неприличия.

Исподнее носили только венецианские девушки легкого поведения. В восемнадцатом веке один француз, оказавшийся в Италии, писал на родину, не скрывая удивления, что здешние гетеры под юбки надевают панталончики, это надо же!

Надевать панталоны было крайне непристойно, потому что это предмет мужского гардероба, отнюдь не дамского. Кроме того, доктора настоятельно от них отговаривали, считалось, что женщинам нужна постоянная вентиляция, дабы избежать болезней и неприятного запаха.

Только после французской революции женщины начали надевать под юбки длинные панталоны, которые позднее превратились в нижнее белье, доступное, впрочем, только представительницам высшего класса. Простые женщины еще долго носили под одеждой одну только длинную рубашку.

Но вернемся к нашим бурдалю. Со временем они распространились далеко за пределы Франции, появились и при австрийском, и при английском дворах (там они больше были известны, как «каретные» или «экипажные горшки»).

Многие европейские барышни оценили удобство и незаменимость этих аксессуаров. Для них делали специальные сумочки, футляры и саквояжи, некоторые дамы ухитрялись носить бурдалю в своих муфтах.

Светские модницы не были бы светскими модницами, если бы даже из такого непритязательного предмета обихода не сделали бы изящную вещь, которая бы удовлетворяла их тонкие вкусы.

Бурдалю делали из фарфора, фаянса, серебра, украшали драгоценными камнями и изысканной росписью.

На них были изображены изящные орнаменты, пасторали, идиллические пейзажи, цветы — смотря какое было мнение о прекрасном у их владелиц.

Иногда на донышке помещали игривые рисунки или надписи в духе того фривольного времени. Например, внутри одного из них (из петергофской коллекции) нарисован глаз, а также выведена надпись на французском: «Он видит тебя, шалунишка!».

Как мы уже убедились на примере «нейминга» этого изделия, знатные дамы тогда веселились кто во что горазд.

Бурдалю активно использовали в Европе вплоть до XIX века, когда в городских домах начали массово ставить ватерклозеты и проводить канализацию. После этого они полностью исчезли из обихода.

Кстати, благодаря характерной форме и богатой барочной росписи бурдалю часто можно спутать со столовой посудой (в одном из источников его называют «дерзким соусником»).

Их и сейчас можно встретить в парижских антикварных магазинчиках или на аукционах, правда, далеко не все знакомы с их истинным назначением. Но вы-то теперь знаете, правда?

Оцените статью
Как дамы справляли «нужду» в «бурдалю». Застенчивая Мария-Луиза и представить себе не могла, что отважится на такое на публичной проповеди
«Сына твоего в интернат сдадим!». Трагедии личной жизни актрисы Валентины Серовой