Мало какой киношный преступник вызывает такой океан сочувствия как Юрий Деточкин. В этом посте мы расскажем, как авторы трудились над созданием этого персонажа, и раскроем секрет его обаяния.
Сюжет всенародно любимой комедии «Берегись автомобиля» родился из городских легенд. В шестидесятые годы в Москве, Ленинграде, Одессе и других городах Союза люди рассказывали друг другу истории о поборнике справедливости, который угонял машины у чиновников-взяточников, и передавал вырученные с преступной деятельности средства в детские дома.
Вдохновленный этими историями, услышанными от разных людей, режиссёр Эльдар Рязанов решил снять на их основе фильм. К работе над сценарием он пригласил автора популярных комедийных пьес Эмиля Брагинского.
Режиссёр и сценарист очень хорошо сработались и впоследствии совместно трудились над фильмами «Зигзаг удачи» и «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман» и «Гараж».
Работа над сценарием началась с проработки главного героя. Авторам не хотелось в очередной раз эксплуатировать образ благородного разбойника по образцу Робин Гуда. Было решено совместить в характере персонажа троих классических героев. Князь Мышкин, из драмы Достоевского «Идиот». Чаплиновский бродяга Чарли. И Дон Кихот.
Появившийся на свет стараниями авторов человек получился чистосердечным большим ребенком, который примечает то мимо чего взрослые проходят, не обращая внимания. Отсюда появилась фамилия Деточкин. Как и положено большому ребенку у Деточкина нет собственной семьи. У него престарелая мама и женщина, которую он трогательно любит, любовью романтически настроенного школьника.
Изначально на роль Деточкина был утвержден Юрий Никулин. А на роль следователя Подберезовикова Юрий Яковлев. Но затем что-то произошло, и Никулин отказался от роли. Съемки картины были законсервированы. Рязанов задействовал собранную группу для съемок нового фильма «Дайте жалобную книгу!», а сценарий был переделан в повесть.
Фильм «Дайте жалобную книгу» имел оглушительный успех, и напечатанная в журнале «Молодая гвардия» повесть «Берегись автомобиля» была тепло принята зрителем. Окрылённый этими успехами Рязанов зашёл на второй заход и предложил студии «Мосфильм» обновленный сценарий, уже как экранизацию повести. И получил зеленый свет.
Пробоваться на роль Деточкина режиссёр пригласил Олега Ефремова, но волевой и решительный Ефремов, выглядел в этом образе, как «волк в овечий шкуре». А нужен был, герой тонкий, рефлексирующий и сомневающийся, но неудержимый в своей тяге к справедливости. Как Гамлет. И такой Гамлет в советском кино был.
На роль Деточкина был приглашён прославившийся за несколько лет до этого главной ролью в экранизации «Гамлета» актер Иннокентий Смоктуновский. В театральной среде Смоктуновский был известен ролью князя Мышкина. И вот этому лирическому актеру предстояло, воплотить сложный, комический, с горькой примесью трагичности образ. Актера терзали сомнения.
Рязанов взял инициативу в свои руки и приехал в Ленинград уговаривать актера. Смоктуновский согласился, но вскоре заболел, ему диагностировали гипотонию. По совету врачей актер переехал жить на дачу, и отказался от съемок.
На роль попробовали несколько других актеров, среди которых был Леонид Куравлев. Пробы Куравлев всем понравились, его Деточкин был забавным и интересным, но все же не хватало какой то трагической чудаковатости. Рязанов поехал на дачу к Смоктуновскому и попал в непогоду. Когда Смоктуновский увидел у себя на пороги промокшего до нитки и измученного Рязанова, он сдался и согласился играть эту роль.
На роль следователя Подберезовикова был утвержден Ефремов. Примечательно, что авторы ввели в фильм персонажа, который стал продолжением Подберезовикова. Это сыгранный Георгием Жжёновым автоинспектор, который схож со следователем по своему характеру, а так же пониманием нравственности и долга.
Так уморительная сцена погони не только отразила состояние героя находящегося под постоянным страхом преследования со стороны милиции. Но и расширила моральный облик и философию Подберезовикова на всю советскую милицию.
По итогу съемок Иннокентий Смоктуновский раздвинул грани своего актерского потенциала, проявив себя как трагикомик. И очень полюбился зрителям. По итогу опроса читателей журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский был признан лучшим актёром года.