А монетки не простые, высшей пробы, золотые.
Хампасы, что проживают в Кхаме, одном из традиционных тибетских регионов, не похожи ни на китайцев, ни на индийцев, и даже на тибетцев. И хотя их территория, которую они населяют с незапамятных времен, расположена на пересечении китайской и индийской цивилизаций, им удалось сохранить свою национальную идентичность.
Где живут
История этого народа древняя и самобытная.
Многое указывает на то, что жители Кхама, по крайней мере большинство из них, имеют монгольское происхождение. А это означает, что на этой территории, богатой на полноводные реки, ущелья и горные хребты, хампасы проживают уже несколько тысячелетий.
Они никогда не имели единого государства, хотя жители Кхама, известные своим большим ростом, прославились как отважные воины и искусные наездники. Территория представляла собой лоскутное одеяло из маленьких королевств и местных племен. А то и вовсе надолго попадала в зависимость чужеземных правителей, например, монгольских ханов.
В настоящее время тибетский регион Кхама входит в Тибетский автономный район Китая.
Очень давно через Кхам проходил торговый путь из Китая в центральные области Тибета, а оттуда на юг в Индию и на восток в Персию. Именно Кхал, славившийся в древние времена своими несметными богатствами послужил источником вдохновения для писателя-фантаста Джеймса Хилтона, когда тот писал про таинственную страну Шангри-Ла.
Их традиционные занятия
Веками хампасы вели кочевой образ жизни. Правда, это не степи, где можно разгуляться. Их кочевья мигрировали вслед за домашним скотом. В зимнее время они жили и ухаживали за скотом в долинах, а в летнее время поднимались в горы, где можно было прокормить животных.
Вообще-то Тибет, это территория гор и снега. Так что тучных табунов у Хампасов никогда не было, и они довольствовались малым. Из домашних животных это были в основном яки, овцы, козы и немного лошадей.
Сейчас хампасы ведут оседлый образ жизни. Занимаются по-прежнему скотоводством, земледелием и торговлей.
Сельскохозяйственные культуры они возделывают в речных долинах между высокими скалистыми горами. На узких каменистых террасах выращивается в основном ячмень, пшеница, горох и бобы. Самый любимый овощ хампасов — редька.
Хлеба как такового у хампасов нет. Его заменяет цампа — поджаренная ячменная мука. Они смешивают ее со сливочным маслом и добавляют в похлебку или чай. Это основная еда для них.
Мясо хампасы включают в свой рацион крайне редко. Рыбу, хотя водоемов на их территории больше чем достаточно, они не употребляют.
Модники
Хампасы невероятные модники.
Мужчины носят халаты, украшенные мехом барса. Головным убором для них служит белая широкополая шляпа.
Костюм же женщин имеет целое состояние. Все дело в том, что женщины хампасов очень любят украшения, которые составляют большую часть сбережений семьи передаются из поколения в поколение. Стоимость некоторых таких костюмов может достигать нескольких миллионов долларов.
В некоторых случаях вес украшений некоторых модниц доходит до 50 кг. В таком костюме женщина даже не может передвигаться и часто ей на помощь приходят члены семьи.
И женщины и мужчины отпускают очень длинные волосы. Их укладывают вокруг головы. В волосы вплетают ярко-красные и черные шерстяные нити и весь этот пирог дополняют тяжеленными украшениями из янтаря, бирюзы, агата, золота и серебра. Порой очень модны украшения из кораллов.
Брачные отношения
Прежде чем девочке вступить во взрослую жизнь, а это, как правило, происходит до 15 лет, она проходит обряд инициации. Эту церемонию, в зависимости от зрелости девочки, ее роста, подготовленности, проводят в нечетные годы ее возраста: 9, 11, 13, 15 лет.
После того как обряд инициации совершен, девушки свободны в своих отношениях с противоположным полом. Более того, чем больше у них будет любовных похождений, тем лучше. После каждой любовной утехи мужчина обязан подарить девушке золотую монету.
Чем не больше будет таких монет в ожерелье девушки, тем завидней невеста. И наоборот, если же монеток мало, то девушку и вовсе могут не взять в жены.
И наконец, вишенка на торте. Особым шиком для девушки считается добрачная любовная интрижка с иностранцем. В ее ожерелье появляется большой коралловый шарик и рейтинг такой красотки взлетает до небес.
У хампасов не запрещается многомужество. Хотя мужчин у них гораздо меньше, чем женщин. Логичнее узаконить многоженство.
Обряд погребения
Хампасы убеждены, что человек, пока живет, должен приносить пользу. И даже мертвая плоть человека должна служить этой заповеди. Поэтому хампаса тело умершего соотечественника уносят в горы и оставляют там непогребенным.
Нетрудно догадаться, что происходит с телом через какой-то небольшой отрезок времени, когда вокруг много птиц и диких животных. Такое погребение называется у хампасов «раздачей милости птицам».
Есть так называемое «водное потребление». Тела умерших от болезней предаются воде. Их просто выбрасывают в реку.
И, наконец, у них существуют самые «низкие» похороны. Это когда хоронят тех, кто совершил при жизни плохие поступки. Этих покойников предают земле. Хампасы верят, что в этом случае плохие люди не перевоплотятся и никогда не повстречаются им на жизненном пути.