Осенью 1853-го Дюссельдорф свел двух легендарных немецких композиторов и виртуозную пианистку. Этот союз быстро перерос в гордиев узел, который разрубил трагический случай. Не станем пересказывать биографии известных на весь мир людей.
Посмотрим на них через призму благороднейшего любовного треугольника, который образовался между Робертом Шуманом, его супругой Кларой и гениальным Иоганнесом Брамсом.
Эта любовная история стала одной из самых завораживающих в мире музыки.
Брак вопреки
Иоганнес Брамс рос в Гамбурге в семье контрабасиста из тамошнего театра. Отец зарабатывал слишком скромно, чтобы достойно обеспечивать близких. Семейство ютилось в злачных кварталах, так что детство будущего гения было безрадостным.
С семи лет Иоганнес осваивал игру на фортепиано, и преподаватель сразу заметил редкое дарование. В 10 лет Иоганнес уверенно выступал на престижных концертах, где его заметили сведущие и пригласили в тур по Америке.
По совету учителя Брамс остался дома и продолжил обучаться у известного композитора Марксена, опиравшегося на методику изучения Баха и Бетховена. Как только подросток закончил школу, он подрабатывал в ночные смены лабухом по кабакам.
В 20 лет Брамс покинул отчий дом, уехав с тремя сонатами, скерцо для фортепиано и сборником песен. В Ганновере познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом, который, очарованный молодым талантом, дал ему рекомендательное письмо к Шуману и Листу.
А двумя десятилетиями ранее страдал от депрессии другой молодой человек. Отец перспективной Клары Вик не давал своего согласия на брак с пианистом-неудачником, не веря в композиторские способности жениха-Шумана.
Да и не хотелось старику терять солидные заработки от успешных концертов дочери. Заручившись согласием влюбленной Клары, Шуман подал заявление в Высший апелляционный суд, дожидаясь официального разрешения пожениться.
Пока Вик затягивал процесс, Шуман времени не терял, продолжая самообразование на пути к докторской степени по философии. Когда суд вынес решение в пользу молодых, отец публично проклял дочь. Осенью 1840-го Роберт и Клара венчались.
Милый друг семьи
Отношения Клары и Роберта казались идеальными. Они понимали друг друга с полувзгляда, одаривали друг друга подарками, воспитывали детей. Окружающим казалось, что сложно встретить более доверительный и близкий супружеский союз.
Но все было не так гладко, и некоторые противоречия просто не выходили за границы семьи. Известная и признанная плеядой элитных композиторов пианистка не могла оставить сцену.
Шуман же считал, что жена должна целиком посвятить себя семье. И что быть женщиной важнее, чем артисткой. Он не скрывал, что его заветным желанием были бы полностью оборванные связи Клары со всем миром.
В ответ прирожденная к игре женщина страдала все больше, тоскуя по любимому делу. Она прямо говорила, что приносит музыку в жертву детям, не имея возможности играть хотя бы час в сутки.
К счастью, она не потеряла навык, участвуя в редких концертах. Потому как наступил момент, когда ее заработки пригодились и самому Шуману. Будучи тонкой натурой, композитор периодически страдал нервными расстройствами, которые со временем переросли в серьезное заболевание.
Шуман оказался в неврологической лечебнице. Кларе оставалось пропадать в долгих концертных турне, чтоб оплачивать пребывание супруга в клинике. Биографы сходятся во мнении, что одна из причин ухудшения здоровья Шумана – появление в его жизни Иоганнеса Брамса.
«Он стоял перед нами, как посланник божий. Роберт не мог ему ничего посоветовать, ведь он все делал идеально», — так описала Клара свои первые впечатления от игры Брамса в день знакомства. Брамс был настолько талантливым, что ему легко давалось все что угодно.
Шуман помогал младшему товарищу, много сделав для его будущей известности. А тем временем его жена Клара писала другу семьи уже напрямую: «Я не могу думать ни о чем другом, кроме как о Вас, о Ваших дорогих моему сердцу письмах. Ваш образ постоянно перед моими глазами. Что вы со мной сделали? Вы можете снять свои волшебные чары?»
Так и не сблизились
Молодой Брамс, уже живя в доме Шумана, не обращал особого внимания на болезненное состояние гостеприимного хозяина. Все его мысли занимала Клара. Восхищённое обожание младшего поклонника переходило в настоящую любовь.
Брамс оказался в сложной ситуации. Он не мог бороть влечение к Кларе, но и уважение к Шуману было огромным. Чтоб разрешить эту ситуацию, Йоганнес решил вернуться в Ганновер и с пущей силой погрузиться в музыку.
Роберт же все терял силы, мучаясь галлюцинациями и бессонницей. Понимая, что происходит вокруг его семьи, он в очередном приступе выскользнул из дома и бросился в ледяную реку.
Рыбаки, которые наблюдали эту картину, спасли несчастного и рассказали, что перед прыжком он бросил в воду обручальное кольцо. Позже нашелся и клочок бумаги с сообщением: «Дорогая Клара, я брошу своё кольцо в Рейн, сделай и ты так же, оба кольца соединятся там».
Когда Брамс об этом узнал, он бросился на помощь любимой женщине. Клара, хранившая упрямую верность мужу и относившаяся к Иоганнесу с виду по-матерински, начинает чувствовать большее. Иоганнес ни на день не оставлял Клару без внимания даже издалека. 29 июля 1856-го смерть избавила Роберта от страданий.
И тут наступает переломный момент в отношениях с Йоганнесом. Еще совсем недавно Брамс направлял Кларе полные любовных признаний письма. После смерти мужа, по мнению многих, Клара ждала от Брамса логичного предложения.
Но случилось совсем другое. Шквал писем Брамса резко утратил силу, а мечтательную влюблённость сменили слова сердечно соболезнующего друга.
Брамс вернулся в Гамбург и уже никогда не жил в доме Шуманов. По самой распространённой версии, он был природно не готов связывать себя узами семьи. Психологи называют это «инстинкт гения». Новая позиция Брамса ранила Клару.
Она написала, что полностью потеряла доверие к близкому другу. Брамс так никогда и не женился, довольствуясь «улицами красных фонарей». До конца жизни любил повторять: «Я, к сожалению, никогда не был женат и, слава Богу, до сих пор не женат».