Фильм, где она играла главную роль, Папа Римский предал анафеме. Советская актриса Инна Бурдученко при рождении получила странную судьбу. Но ее гибель была еще более странной.
Можно было ли предотвратить уход красавицы, которую любили миллионы зрителей? Или ее убрали намеренно, а несчастный случай — подстроенный акт мести?
Старательная статистка
Родилась красавица в Чернигове в 1939. С малых лет Инна имела широкий круг интересов. Читала Бурдученко очень много, любила петь и недурно рисовала. В юном возрасте Инна увлеклась художественной гимнастикой и достигла в сложном спорте воодушевляющих высот.
Родители Инны мечтали: их девочка будет врачом! Хотя непокорная дочка решила иначе. После школы Бурдученко подалась в театральный вуз, но креативные экзамены она из-за недостатка опыта провалила.
Тогда будущая актриса пристроилась реквизитором в местечковый театр. Там старательная статистка училась уму-разуму у бывалых. Иногда ей доверяли отметиться в массовке. А потом и вовсе девушке улыбнулась удача. Ей предложили роль в «Оводе».
Три раза Инна поступала «на актрису», пройдя в желаемый вуз лишь с третьей попытки. Упорства Бурдученко было не занимать. Учась, Инна не рассчитывала, что ее сразу завалят ролями. Но уже на третьем курсе жизнь Бурдученко сделала судьбоносный поворот.
Легендарная «Иванна»
«Иванну» снимали на студии Довженко. Картину посвятили сложной теме: в войну украинское духовенство сотрудничало с нацистами. Главная героиня (Иванна) по сценарию была дочкой архиерея. Она с юности была против власти Советов. Из-за этого девушка поселилась в монастыре.
После того как украинские территории оккупировали нацисты, Иванна своими глазами видела как священники активно сотрудничали с проклятыми оккупантами, выдавали им своих земляков, способствовали расправам над евреями.
Именно тогда мнение у Иванны изменилось кардинально. Она ушла к советским партизанам, чтобы бороться с такой несправедливостью. На Иванну немцы вместе с местным духовенством после ее ухода открыли охоту. В итоге партизанку изловили, а потом в назидание другим публично казнили.
Роль Иванны в ленте была глубокой и крайне сложной. Режиссер Ивченко никак не мог отыскать артистку на главную роль. Его поиски продолжались ровно до того момента, пока в коридоре театрального вуза он не встретил Инну.
Третьекурсница показалась ему идеальной кандидаткой. В Союзе лента Ивченко имело колоссальный успех. Картину посмотрело около 30 миллионов разновозрастных граждан. Так, в одночасье, Инна стала всесоюзной звездой.
О работе девушки в этом фильме говорили, будто она прожила роль, а не просто исполняла написанное в сценарии.
Антиклерикальный уклон фильма разозлил Папу Римского. Поговаривали, что Иоанн предал жесточайшей анафеме и ленту, и режиссера, и актеров. Картина всколыхнула мировое сообщество, неся свой смысл далеко за пределы советской страны.
Бурдученко после «Иванны» стала нарасхват. Это породило волну зависти к молодой девушке, что молниеносно очутилась на вершине «КиноОлимпа». При этом звездной болезнью удачливая красавица не страдала и согласилась на ту самую роковую и второплановую роль, которая стала для Инны приговором…
Слишком успешная
Бурдученко повезло в работе. Согласно народному поверью ей не должно было тогда повезти в любви, но, нет. Девушка вышла замуж за дорогого ее сердечку Игоря Кирилюка. Брак по любви, небольшой срок беременности, но молодой семье нужны деньги. Тогда Инна согласилась сняться в «Так никто не любил» у Слесаренко.
Второплановая роль, казалось, не подходила для такой звезды. Но советская дива гордой не была. Она с радостью отправилась на съемки на Донбасс. В одной сцене Инна по сюжету выносила знамя из загоревшегося строения. Потом в газетах написали, что опасную сцену снимали со всеми мерами предосторожности.
По сценарию комсомолка спасала из огня знамя. Снимали сцену с трех точек. Барак, откуда Инна выносила знамя, полили бензином слишком старательно. После третьего дубля пламя внезапно разошлось так молниеносно, что рухнули перекрытия.
Члены съемочной группы постарались вытащить артистку из огня как можно скорее. Ее даже успели довезти до врачей. Но в больнице с почти 80% обгоревшей плоти Инна не выжила. За ее жизнь боролись яростно и смогли продлить ее дни еще на две недели. А потом настал ожидаемый конец.
Спустя три года после ухода красавицы-артистки на тот свет вследствие автоаварии отправился и муж Инны. Его захоронили рядом с той, кого он искренне любил.
Совсем другой человек
Конечно, гибель Бурдученко расследовали по всем правилам. Следствие пришло к выводу, что виновник трагедии — режиссер. Слесаренко посадили на 5 лет, но выпустили по амнистии раньше. Впрочем, запрет на работу в кино еще на 5 лет за Анатолием сохранили.
Так почему же этот умудренный жизнью мужчина в годах раз за разом посылал молодую девушку в полыхающее строение? Может, дело было в его прошлом?
Слесаренко был не тем, за кого он так дерзко себя выдавал. В 1986 журналист Силина выпустила статью-расследование, которую посвятила личности Анатолия. Силиной удалось найти много интересной информации о том, кем на самом деле был злополучный режиссер.
Для людей — орденоносец, фронтовик, а на самом деле, он имел орден за боевые заслуги, так как на фронте участвовал в самодеятельности. В начале жуткой войны Анатолий и вовсе от призыва скрывался, прятался в Любече.
Живя на прочно оккупированной немцами территории, Слесаренко всем говорил, что помогал бывалым партизанам. В действительности мужчина обеспечивал фашистам досуг, работал на них в театрах. За это Слесаренко даже премию немцы давали.
Статья-расследование возымела эффект. После ее выхода бывшего режиссера попросили с очередного места работы. Уничтожил ли он Инну намеренно? Никто не может знать, что творилось тогда на съемках у Слесаренко в голове.
Есть мнение, что Анатолий был мелким предателем и на публичное устранение советской девушки, которая играла патриотическую роль, не пошел бы.
Мог ли Анатолий испытывать к Инне личную неприязнь? Неизвестно. Но он точно мог соблюдать технику безопасности во время съемок, а не гнаться за эффектной картинкой любой ценой. Очевидно, что имитация горящего здания была проведена неправильно.
Это и привело к трагедии, унесшей жизнь юной и без сомнений наделенной талантом Бурдученко.
Горе-режиссер скончался в 1997. Он унес все тайны, что касались Инны, в сырую могилу. Был ли в гибели актрисы политический контекст? Как вы полагаете?