Эротическое сияние Ларисы Мондрус и её «Формула вечности»

Лёгкая как пёрышко, свободная как птица, красивая и талантливая Лариса Мондрус ворвалась на нашу эстраду подобно свежему ветру. Ей восхищались, её боготворили. Женщины копировали стиль её одежды, мужчины видели в ней идеал женщины. Её голос звучал из каждого открытого окна.

Лариса родилась в Джамбуле, когда её русско-еврейская семья, отец Израиль Иосифович и мать Лидия Григорьевна Заплетина, находилась там в эвакуации. После войны семья вернулась в Ригу. И Лариса, не являясь по национальности латышкой, пошла в латвийский детский сад, где хорошо освоила латышский язык. Но школу окончила русскую.

Стоит заметить, что у девушки был явный лингвистический талант. Еще в школьные годы она освоила английский, польский, итальянский и французский языки. А потом живя на чужбине, для неё стал родным немецкий.

Вокальный талант у Ларисы открылся рано. Она после восьмого класса поступила в местное музучилище, и учась там, побеждая почти на всех конкурсах куда её приглашали, стала солисткой рижского эстрадного оркестра. И это в неполные 18 лет.

Рижский оркестр был ориентирован на западную джазовую музыку, тяготел к симфоджазу. Именно в этом оркестре Лариса познакомилась с молодыми музыкантами Раймондом Паулсом и дирижёром и аранжировщиком Эгилом Шварцем. Отношения со Шварцем вскоре из творческих переросли в нечто большее. В 1964 году молодые музыканты стали супругами.

В том же 1964 году супруги перебрались в Москву. Их обоих взяли работать в оркестр Эдди Рознера. Вскоре расторопный Эгил организовал в столице собственный оркестр, где Лариса стала солисткой.

С новым коллективом Лариса в том же 1964 году записала первую песню для кино. Многие помнят фильм Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу». Песня «Добрый вечер» сразу стала очень популярной.

Но прославили певицу наши «Голубые огоньки». 31 декабря 1964 она дебютировала там с песней Эдди Рознера «Лунный свет». Но наиболее ярким было её выступление на следующий год. Лариса Мондрус, красивая и воздушная, танцевала твист с нашими знаменитыми космонавтами под песню Эгила Шварца «Мой фантазёр» и её на камеру снимал сам Ю. Гагарин.

А ещё через год состоялось другое настоящее новогоднее чудо. Вся страна с упоением наблюдала объяснение в любви в прямом эфире Ларисы Мондрус и Муслима Магомаева. Это был настоящий игровой клип песни «Разговор птиц». Такого на нашем телевидении еще не было!

Конечно молодых красивых артистов телезрители заочно переженили, и потом долгое время они не могли отбрыкаться, что они не муж и жена. В последующие времена подобная история случилась с В. Толкуновой и Л. Лещенко, да и другими парами исполнителей. Отечественный зритель был наивен и всё принимал за чистую монету.

Четвёртое и последнее появление в «Огоньках» Ларисы Мондрус состоялось в 1967 году. Она исполнила песню Эгила Шварца на слова Онегина Гаджикасимова «Формула вечности».

А потом лёд оттепели, не успев оттаять до конца, стал потихоньку замерзать. Джазово-твистовое время стало сдавать свои позиции.

Лариса Мондрус появлялась на телевидении, озвучивала песни для кино. Пластинки с записями её песен расходятся огромными тиражами. Её голос звучал на радио, на пластинках «Кругозора». Лариса Мондрус много гастролирует и везде её сопровождают успех и овации. Известные советские композиторы предлагают ей свои новые песни.

Лариса Мондрус стала первой в стране двигаться и танцевать в кадре. Вопреки установкам режиссёров и кураторов программ. Часто это вызывало гнев начальства, равно как и весь несоветский стиль поведения певицы раздражал функционеров эстрады.

«Ну, что ж Вы душенька, всё о любви, да о любви поёте? Включите в репертуар что-нибудь патриотическое, глядишь в верхах это и оценят. Звание дадут» — сказал ей один из чиновников. Но Лариса игнорировала эти пожелания, продолжала сиять своим светом. Как Эгил Шварц определил её стиль «эротическим сиянием», так она и сияла.

Страна была покорена её роскошным вокалом и свободной манерой исполнения песен. Но наши чиновники от культуры стали Ларису прижимать. Всё меньше давая ей возможности выражать свою свободу. Тут еще и Лариса упёрлась и не желала исполнять песни гражданской тематики. Росконцерт резко сократил её гонорары и стал давать всё меньше гастролей.

А тут ещё пришли лапинские времена. Лариса перебралась в Москонцерт, там были нравы чуть посвободнее, и певице смогли сделать гастроли, но «список Лапина» уже начал работать. Антисемит Лапин начал чистку эстрады с евреев, а потом туда попали и все кого он считал неблагонадёжными и непатриотичными.

Загремели под фанфары и Тамара Миансарова с Валерием Ободзинским, и Владимир Макаров с Вероникой Кругловой, которые евреями не были ни одной минуты.

Лариса совсем пропала из всех эфиров, только в кино ещё слышался её голос. Последние её советские киноработы состоялись в фильмах «Опекун» и «Джентельмены удачи», где она поёт песню «Проснись и пой». Спасала родная Рига. Мало кто знает, но песню Р. Паулса которая потом стала песней про «Миллион алых роз» первой спела именно Лариса.

Причём на латышском языке. А популярная песня «Синий лён» на музыку Р. Паулса вошедшая в телефильм «Дело о…» стала финалом её советской карьеры.

Стоит отметить, что Лариса Мондрус оставила огромное наследие за 8-10 лет своей советской эстрадной жизни. Около сотни аудиотреков, и немаленький обоз кинороликов. Спасибо тому кто это умудрился сохранить! Ведь лапинский приказ был суров. Творчество всех неугодных он приказал максимально уничтожить. Поэтому у нас почти не осталось записей телеэфиров В. Ободзинского, А. Ведищевой.

Какие только бредни не сочинял народ, когда Лариса исчезла. Народ понимал что Лариса эмигрировала, но упорно сочинял легенды, что она застрелилась на пороге ОВИРа назло чиновникам, что она утопилась в ванной, отравила себя газом.

На самом деле Лариса Мондрус и Эгил Шварц довольно беспрепятственно и быстро покинули страну. Наши чиновники не чинили им препятствий. Супружеская пара решила поехать в Израиль, но в последний момент они передумали туда ехать, и взяли курс на ФРГ.

И слава Богу, что они взяли верный курс, ибо все кто уезжал в Израиловку в то время фактически умирали для искусства. Не лучше обстояли дела у наших эмигрантов в США. Там чтобы пробиться нужно было обладать помимо таланта сверхспособностями. Многие наши звёзды оказавшиеся в Израиле и США вскоре угасли.

То что произошло с Ларисой в ФРГ иначе как чудом назвать нельзя. Лариса же смогла совершить невероятное. Начав всё с нуля в Германии, она вскоре стала звездой западных сцен. Она добилась того, о чем в СССР и мечтать не могла, — выпустила десять дисков-гигантов.

Стала постоянной участницей различных телешоу. Выступала с Иваном Ребровым на немецком телевидении. За короткий период Лариса Мондрус, объездила с гастролями весь мир, достигла если не мирового, то уж точно — европейского уровня известности.

Никто из наших звёздных соотечественников, покинувших страну, не смог так круто раскрутиться на Западе. Лариса, пожалуй, была единственная. В 1977 году её имя вошло в известный на Западе справочник «Star szene 1977» наряду с именами Э. Фицджеральд, Д. Руссоса, Ф. Синатры, Б. Стрейзанд.

Вот где пригодились и улыбка и свободное сценическое движение певицы. Так легко вписаться в капиталистический стиль жизни и легко усвоить все законы ихнего шоу-бизнеса могла только незаурядная артистка.

Но вскоре окончилась её звёздная, эстрадная жизнь. Ближе к сорока годам Лариса стала матерью. Родив сына Лорена она вскоре оставляет сцену и начинается её третий жизненный этап – коммерческий. С помощью мужа она открыла в Мюнхене обувной магазин и много лет занималась очень успешно этим бизнесом.

В 1990-е годы Лариса Мондрус стала регулярно приезжать в Латвию, где много выступала с Р. Паулсом. А с 2001 года Лариса стала наведываться в Россию. Причём делала это часто. Она выступала в разных программах и передачах. Пела, рассказывала о прошлом.

Всегда поражало как Лариса выглядит. Создавалось такое впечатление что время не властно над нею. И в 60 и в 75 лет она выглядела невероятно молодо. Её пластичность и движения совершенно не утратили своей магии. Наверно она познала «Формулу вечности», а с ней и секрет вечной молодости.

И сейчас в свои почти восемьдесят лет великолепная Лариса поражает своей фонтанирующей энергией и жизнелюбием.

Редко можно встретить пример такой яркой и удачной биографии. Лариса словно обошла все барьеры судьбы. Её жизнь сложилась почти идеально. Любимый муж, с которым она в браке уже 58 лет, любимый сын, который уже стал доктором наук, прекрасные, любимые внуки. Дай Бог ей еще долгих лет жизни и счастья!

Оцените статью
Эротическое сияние Ларисы Мондрус и её «Формула вечности»
От «Карнавальной ночи» до «Каникул Бонифация» — короткая, но яркая жизнь артиста Алексея Полевого