Эльдар Рязанов о Лии Ахеджаковой: «Мечтать при таких внешних данных о карьере актрисы было нелепо»

Эльдар Александрович Рязанов снял Лию Ахеджакову в своих самых известных фильмах – «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж» и «Небеса обетованные». Сначала он принял актрису не лучше других режиссеров, доверив ей эпизод, но уже перед съемками следующей киноленты мечтал дать ей роль.

Причина проста – актриса оказалась очень талантливой. Режиссер говорил, что именно талант позволил Ахеджаковой стать известной актрисой.

— Маленький рост, неправильные черты лица, самый обычный голос, ни степенного достоинства, ни важной осанки – в общем, вроде бы ничего особенного, — писал Эльдар Александрович. – Но талант, который не затмить, помешал.

В начале карьеры Лия Ахеджакова изображала на сцене детского театра озорных мальчишек, зайчиков и лягушек-путешественниц. Работать для детской публики ничуть не проще, чем для публики взрослой. Актриса оказалась замкнута в одном амплуа – травести. Вырваться из него очень непросто. Но у Ахеджаковой получилось.

О ней заговорили всерьез после роли Женьки а водевиле Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете». Лия Ахеджакова не стала звездой в одночасье, хотя на эпизоды в кино ее стали приглашать.

Рязанов тоже сначала дал ей эпизод, а потом понял масштаб личности Ахеджаковой, и продолжил с ней работать в других фильмах.

— В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» я доверил ей маленький эпизод. Она сыграла подружку героини – роль практически не выписанную так, что о ее персонаже можно было написать целое исследование, — вспоминал Рязанов в своей книге. – После этой встречи я не мог представить свой следующий фильм без дальнейшего сотрудничества.

Лия Меджидовна получила роль секретарши Верочки в «Служебном романе». Здесь она предстала в образе законодательницы мод в обычной статистической конторе. Ахеджакова дала замечательный урок на тему «Как нравиться мужчинам».

Главная роль Елены Малаевой в фильме «Гараж» писалась специально для этой актрисы.

— Приступая к съемкам фильма, я сказал себе: «Если Ахеджакова не сможет, то я либо отложу съемки, либо вообще не стану снимать этот фильм». Она в жизни – человек искренний, деликатный и скромный. И, вместе с тем, непримиримый к несправедливости и злу, — говорил Эльдар Александрович. – Эти личные качества наполняют каждую ее актерскую работу.

За счет этих качеств актриса создала яркий образ, который полюбили зрители.

В «Небесах обетованных» Лия Ахеджакова сыграла бомжиху Анфимью Степановну, ее героиня обладает неиссякаемым запасом жизнестойкости. Она может и близкого человека поддержать, и осадить зазнавшуюся подругу, и милостыню попросить. Может и к бутылочке приложиться.

Зрителю может показаться, что ее героиня – излишне ветрена и беспечна. Но в ней есть чувство собственного достоинства, и любовь к людям.

— Она принадлежит к редким артистам, которые способны на удивительные импровизации. Живя в образе, она может подкинуть авторам реплику, которая очень точно выражает суть ее персонажа, — заключал Эльдар Рязанов. – Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось.

Оцените статью
Эльдар Рязанов о Лии Ахеджаковой: «Мечтать при таких внешних данных о карьере актрисы было нелепо»
«Мать в доме лишняя»