«Да, жены уходили от меня. Но к каким мужчинам!»: к 120-летию Михаила Яншина

Редкостное обаяние, улыбчивое лицо, тонкий фирменный тенорок с придыханием — этого артиста, увидев однажды, не забудешь никогда. Михаил Яншин (1902 — 1976) — представитель великих мхатовских стариков, с уходом которых закончилась особая культура и атмосфера театра.

Но сегодня мы поговорим о другом. Талантливый артист привлекал самых блистательных женщин своего времени. Правда, однажды в интервью признался: «Да, жены уходили от меня. Но к каким мужчинам!»

Первая жена изменяла с Маяковским

Уроженец небольшого городка под Калугой, Михаил Яншин появился на свет 2 ноября 1902-го в семье бухгалтера и домохозяйки. Родители перебрались в Москву, где отец приобщил детей к искусству. Уже тогда родилась любовь Михаила Яншина к театру.

Однако долгое время она не была взаимной. Хоть юноша и играл в постановках технических училищ, где получал образование, его способностей особо никто не замечал.

Женитьба на 18-летней Полонской

По окончании Гражданской войны, в которой ему довелось участвовать, Яншин проявил настойчивость и все же поступил во Вторую студию МХТ. Через два года его и еще несколько учеников зачислили в труппу театра. Однако еще пару лет актер играл лишь небольшие роли, пока не случилась постановка «Дней Турбиных» по М. Булгакову (1926).

Худенькому, невысокому Яншину доверили роль Лариосика — 19-летнего родственника из Житомира, нескладного чудака, сумевшего влюбить в себя всю семью Турбиных.

Премьера состоялась в октябре. Уже на генеральной репетиции актёр старшего поколения Иван Москвин пообещал Яншину, что наутро тот проснется знаменитым. Так и случилось. Молодой артист стал настоящим кумиром Москвы.

Спектакль будет сыгран на сцене 998 раз, и всякий раз будет сопровождаться аншлагом. В этом же году Яншин женится на 18-летней Веронике Полонской, а шафером на его свадьбе будет сам М. Булгаков.

Немного об актрисе

Дочь знаменитого актёра немого кино Витольда Полонского, девушка была необычайно хороша. Отец ушел из жизни в 1919-м, когда Веронике исполнилось 11 лет. Он подписал контракт с Голливудом и должен был с семьей перебраться в США, но не случилось. Вероника пошла по его стопам и, вероятно, могла сделать неплохую карьеру в МХТ. Однако жизнь ее сложилась не совсем удачно.

В 21 год Вероника дебютировала в картине Лили Брик «Стеклянный глаз». Супруг режиссера и познакомил ее с Маяковским, которому было на тот момент 36. Великого поэта преследовала какая-то карма: все его возлюбленные были женщинами несвободными.

И Лиля Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Полонская. Последний год жизни оказался очень трудным для поэта. Никто из коллег не пришел на его выставку, неудачно прошла премьера «Бани», потекли слухи, что Маяковский исписался.

Он нервничал, требовал, чтобы Полонская оставила мужа и ушла из театра. Но она не решалась сделать ни того, ни другого. Для нее это было сопоставимо с тем, чтобы сорваться с пустыми руками в бездну. В тот роковой день 14 апреля 1930-го Полонская стала последней, кто видел Маяковского.

Они поссорились. Девушка собиралась на репетицию, а поэт требовал, чтобы она не ходила в театр. Полонская настояла на своем.

Через несколько минут после ее ухода раздастся выстрел. В одном из последних интервью (1990) женщина признается:

Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…

Развод Яншина и Полонской

Об измене жены Яншин узнал из прессы, когда была опубликована предсмертная записка В. Маяковского. Обращаясь к правительству, поэт просил устроить «сносную жизнь» для его семьи, причислив к ней Веронику Витольдовну Полонскую. Брак Яншина официально продержится еще три года, но это будет лишь формальность.

Самое удивительное, что Михаил Яншин не озлобился, не изменил своего мнения о Маяковском, с которым был дружен. И специально некоторое время не разводился с женой, чтобы «не добивать» ее окончательно. Вероника Полонская будет замужем еще дважды. Ее второй супруг будет репрессирован, а их общий сын эмигрирует в США. Актриса закончит свой земной путь в 1994 году в Доме ветеранов сцены им. Яблочкиной.

Знаете, что удивительно? Успех Яншину принесла роль Лариосика, чья жена Милочка Рубцова оставит мужа ради актёра оперетты Липского. Подобное с самим Яншиным произойдет дважды.

Вторая жена ушла к художественному руководителю МХАТа

В начале 30-х годов была создана студия цыганского театра «Индо-ромэн» (сегодня театр «Ромэн»). На ее сцене блистала Надежда Киселева (Ляля Черная), которая на самом деле была цыганкой лишь на четверть. Дочь полукровки и русского дворянина Сергея Киселева, она великолепно пела, танцевала и воплощала на сцене образы страстных женщин — Грушеньки, Кармен и не только.

Второй брак с актрисой театра «Ромэн»

Среди зрителей студии можно было встретить О. Книппер-Чехову, В. Качалова и уже популярного Михаила Яншина. Он обожал скачки, цыганские романсы и сам их очень душевно исполнял. Талант притягивается к таланту. После того как Яншин и Ляля Черная встретились на съемочной площадке фильма «Последний табор», их уже невозможно было разлучить.

Рассказывают, что они идеально подходили друг другу. Оба были настолько артистичны, что от Страстного бульвара до Тверской могли проходиться в мазурке, привлекая внимание москвичей.

Пара поженилась в 1934-м и ютилась в маленькой комнатке-келье на углу Пушкинской площади. А через три года Яншина назначили руководителем театра «Ромэн», где он проработал до 1941-го. В мае артисты отправились на гастроли, а в июне началась Великая Отечественная. Но даже в эти трудные годы были не только поездки с концертами на фронт, гастроли, репетиции, но и вечеринки.

На одной из них, в канун 1942 года, друг и коллега Яншина, с которым они вместе поступили в МХТ, признался в своих чувствах Ляле Черной. Николай Хмелев буквально унес ее с праздника на руках.

И снова развод

Так страсть погубила второй брак Михаила Яншина. Актер сразу же ушел из МХАТа, а Николая Хмелева в 43-м назначат его художественным руководителем. Уходя, Яншин сумел сохранить добрые отношения с обоими. Когда у пары родится сын Алексей, он даже будет его крестным отцом.

Но счастье Ляли Черной и Николая Хмелева оказалось недолгим. Прямо во время репетиции 1 ноября 1945-го артист, известный нам по роли Человека в футляре, скончается от остановки сердца.

Яншин, который к тому времени работал в Московском драматическом театре им. Станиславского, поддержит супругу. И даже на какое-то время вернется к ней, но, видимо, разбитый кувшин не склеишь. Яншин найдет свое счастье с актрисой театра им. Станиславского Нонной Мейер, а Ляля Черная станет фактической супругой Евгения Весника.

Вместо заключения

Несмотря на то что до 63-го года Яншин будет худруком театра им. Станиславского, родным домом для него останется МХАТ, в котором он прослужит до конца дней. Его самой яркой работой станет Василий Кузовкин из тургеневского «Нахлебника» (1969).

Это будет явление в театральной жизни. А последним спектаклем великих мхатовских стариков, где зрители увидят и Яншина, — «Соло для часов с боем»(1973). Думаю, наше поколение отлично помнит его телеверсию.

А еще фильмы с его участием:

  • «Двенадцатая ночь» (Сэр Тоби).
  • «Шведская спичка» (пристав Евграф Кузьмич).
  • «Мы с вами где-то встречались» (начальник станции).
  • «Ревизор» (попечитель богоугодных заведения Земляника).
  • «Большая перемена (профессор Волосюк).

Уникальным голосом Яншина говорили:

  • Крот из «Дюймовочки»;
  • Бегемот из м/ф «Про бегемота, который боялся прививок»;
  • Царь из «Вовки в Тридевятом царстве».

В последних отношениях с актрисой Нонной Мейер Михаил Яншин наконец-то обрел счастье и покой. Женщина была рядом, когда артист заболел и боролся с онкологией. Она проводила его в последний путь.

Если о чем-то и жалел актер перед уходом, то только о том, что у него не было детей.

Говорят, в старости мы имеем то лицо, которое заслужили. Оно закрепляется морщинами, независимо от нашей воли. Всматриваясь в добрые глаза артиста, думаешь, как же повезло тем, кто был в этой жизни с ним рядом.

Оцените статью
«Да, жены уходили от меня. Но к каким мужчинам!»: к 120-летию Михаила Яншина
«Женщину привезите мне живой»