“Брежнев чуть не получил сердечный приступ после просмотра фильма” Чего я не знал о фильме “Семнадцать мгновений весны”

На данный момент первое, что приходит на ум при размышлении о гениальном фильме “Семнадцать мгновений весны”, — это многочисленные истории и анекдоты, к которым приводит лишь зачастую очень лаконичный стиль выражения и эстетика оригинального черно-белого фильма.

Чего стоит задумчивое молчание главного героя, сопровождаемое голосом актера Ефима Копеляна и крылатой фразой: «Еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу…»

Или глубоко интеллектуальные словесные дуэли Штирлица с начальником гестапо группенфюрером Генрихом Мюллером, так талантливо сыгранный Леонидом Броневым.

Действительно, прав был непосредственный начальник Штирлица Вальтер фон Шелленберг, начальник 6-го отдела Главного управления имперской безопасности, когда сказал в фильме: «Маленькая ложь порождает большое недоверие».

Однако, как наглядно показали события, изображенные в двенадцати сериях фильма, гениальный разведчик Штирлиц всегда находил выход даже из самых неприятных ситуаций.

В интервью режиссер Татьяна Лиознова призналась, что на главную роль в «Семнадцати мгновениях весны» с одинаковым успехом претендовали несколько актеров — в том числе Иннокентий Смоктуновский и Арчил Гомиашвили.

Смоктуновский отказался от роли, поскольку в то время жил в Ленинграде и его не устраивал график съемок фильма, запланированный на два года. Гомиашвили, который очень хотел эту роль, не вовремя поссорился с режиссером, с которой у него были весьма близкие отношения. Как признается в интервью Лиознова, она «просто знала, что Штирлиц должен быть другим, и все тут».

В мемуарах латышского актера Паулы Буткевича, опубликованных в 2001 году, говорится, что он тоже получил приглашение на пробы на роль Штирлица, поскольку Лиознова на главную роль в фильме сначала хотела назначить латышского актера. (Прибалты обычно играли роли нацистов в советских военных фильмах).

Репетиции завершились успешно, но Буткевича на роль не утвердили, поскольку в последний момент вмешалась министр культуры Валентина Фурцева, с которой у Тихонова были очень хорошие отношения. (Благодаря ей актер ранее получил роль графа Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир»). В конце концов Буткевича поставили на роль связного.

Татьяна Лиознова призналась, что подбор актеров для фильма проходил довольно нетипично — по фотографиям, с учетом внешнего сходства с персонажами — конечно, за исключением Штирлица, у которого не было реального прототипа.

Фото Генриха Мюллера не было, поэтому на роль был выбран Леонид Броневой, подходящий ему только по возрасту. Это не помешало ему создать блестящий образ мудрого, добросердечного, но жестокого начальника гестапо.

С другой стороны, Олег Табаков, который внешне так прекрасно был похож на Вальтера фон Шелленберга, начальника СД, что после войны родственники главы нацистской разведки даже выразили актеру благодарность за столь удачное изображение «дяди Вальтера».

В Берлине была снята лишь очень небольшая часть «Семнадцати мгновений весны», потому что даже братская ГДР не хотела давать декорации для съемок. Известна история, что однажды старательные немцы чуть не арестовали Тихонова за то, что он шел по улице в нацистком мундире.

Сцены в Берне снимались в Мейсене под Дрезденом, а вот дом на улице Зиеду, из окна которого упал профессор Плейшнер, находится в Риге.

Со временем вокруг «Семнадцати мгновений весны» сплелось множество историй – как правдивых, так и не совсем. По разным данным, композитор Микаэл Таривердиев написал для фильма двенадцать песен, по другим – шесть, но в сериал вошли только две.

Режиссер также опровергает многие другие подтвержденные наблюдения о том, что в фильме руки Тихонова были заменены дублерами на крупных планах, поскольку на них была татуировка «Слава».

Однако верным и примечательным фактом является то, что в один момент Мосфильм потребовал для фильма другого режиссера. Тогда 46-летняя Лиознова, уже известная по нескольким фильмам (самый известный «Три тополя в Плющихе»), видимо, задействовав какие-то чрезвычайно мощные рычаги скрытого воздействия, все же сумела продемонстрировать настоящий акробатический трюк.

Она доказала чиновникам, что, будучи женщиной, сможет создать идеологически правильный фильм о советской разведке.

Благодаря Лиозновой в фильм также попало несколько сцен и персонажей, которых не было в оригинальном сценарии — например, эмоциональная сцена встречи Штирлица со своей женой.

Сценарист картины Семенов якобы выразил протест, когда Лиознова захотела записать его имя в титрах как соавтора сценария. Судя по всему, творец очень боялся возможных последствий после проката картины.

В кругах советской культурной элиты действительно царили волчьи законы взаимной конкуренции. Подтверждением тому является скандал вокруг музыки сериала, в котором Таривердиева обвинили в плагиате произведения французского композитора Фрэнсиса Лея, автора музыки к знаменитому фильму Клода Лелуша «Мужчина и женщина».

Дошло даже до того, что Таривердиев получил телеграмму, якобы написанную самим Леем: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме». Позже выяснилось, что французы ничего не знали о подобных мероприятиях, а автор телеграммы был тайным «доброжелателем» композитора, желавшим пошутить.

Как можно прочитать в воспоминаниях Юрия Визбора, сыгравшего роль Мартина Бормана, актеры отнюдь не были уверены в успехе идеи – ведь это был один из первых многосерийных фильмов в истории кино.

Сложнее всего пришлось актеру главной роли Тихонову, персонажу которого не хватало возможности активного действия, вместо этого ему приходилось в течение нескольких минут, эпизод за эпизодом, изображать процесс активного мышления.

Юлиан Семёнов однажды спросил Штирлица (Тихонова): «Как вам удается так хорошо думать на экране?» Актер ответил: «Все очень просто – я все время повторяю в уме таблицу умножения».

Вскоре после выхода на экраны фильм стал феноменально популярен – режиссер Татьяна Лиознова получила двенадцать мешков писем. По официальным данным, по вечерам, когда показывали сериал, даже активность преступников снижалась.

«Семнадцать мгновений весны» впервые показали тогдашнему главе КГБ Юрию Андропову. Поскольку съемки заняли более трех лет, он однажды сказал: «Фильм создавался дольше, чем длилась война». Собранный сериал привезли на дачу Андропова в Москве, и во время ночных показов руководитель КГБ решал, что следует вырезать, а что включить.

Например, по заказу Андропова в фильме появился эпизод о немецком рабочем движении под руководством Эрнста Тельмана. По приказу главы КГБ из титров были исключены настоящие имена консультантов Лубянки.

С другой стороны, тогдашнее руководство Центрального телевидения заставило показать Вячеслава Молотова в одной из серий. Лиознова не видела никакого оправдания этому персонажу в фильме, кроме того, что бывший нарком иностранных дел еще жив и поэтому «нужен».

«Семнадцать мгновений весны» могли фатально не понравиться тогдашнему главному идеологу партии Михаилу Суслову, который упрекал Лиознову в том, что в сериале слишком мало изображены «подвиги советского народа на войне».

Это мнение поддержал и ряд высокопоставленных советских военных офицеров, не смирившихся с тем, что в сериале так сильно подчеркиваются заслуги разведчиков.

Поэтому режиссер был вынужден дополнить ленту кадрами военной хроники, что изначально расширило девятисерийный фильм до двенадцати сиквелов. Следовательно, премьера «Семнадцати мгновений весны», первоначально запланированная на 9 мая 1973 года, также была перенесена на август.

Когда фильм вышел, Леонид Брежнев был его большим поклонником — он каждую ночь сидел перед телевизором и однажды так распереживался, что побежал в домашнюю аптечку пить сердечные таблетки. Брежнев так переволновался, что чуть не получил сердечный приступ после просмотра фильма.

Для Генсека было характерно не отличать актеров от персонажей, которых они играли. Он позвонил актрисе Екатерине Градовой, сыгравшей в ленте радистку Кету, поинтересовался ее здоровьем и детьми. Он был готов присвоить Тихонову звание Героя СССР за «проявленный героизм» — ему объясняли, что на само деле Штирлиц — выдуманный герой.

Оцените статью
“Брежнев чуть не получил сердечный приступ после просмотра фильма” Чего я не знал о фильме “Семнадцать мгновений весны”
Она с маленьким ребенком ждала мужа с фронта, а он её предал, вернувшись с «походно-полевой» женой. Судьба Галины Макаровой