А. Пугачёва и Ж. Рождественская. Хроника судеб

Две певицы, Алла Пугачёва и Жанна Рождественская, фактически ровесницы (Алла на 10 месяцев старше), родились в суровое послевоенное время. Родители у обеих певиц были люди из простых семей, далёких от какой-либо светской жизни. Долгое время их творческие биографии развивались очень похоже.

Алла Борисовна Пугачёва родилась на Крестьянской заставе, в районе м. Пролетарская. Мама её, педагог, усиленно заставляла её играть на фортепьяно. Семье достался трофейный инструмент «Циммерман». Как певица сама вспоминала, что она занималась музыкой из-под палки, потому что росла обычной дворовой девочкой.

Она окончила 8 классов обычной московской школы № 496, что находилась в Лавровом переулке и со двора которой открывался шикарный вид на Новоспасский монастырь, и потом поступила в музучилище им. Ипполитова-Иванова, которое находилось в двух шагах от её дома, на той же Пролетарке. Алла была бойкая девушка, курила с 14 лет, и умела за себя постоять с детства.

Школьные приятели даже ей кличку дали – фельдфебель. Красавицей никогда не слыла, носила очки, и на первый взгляд ничего незаурядного собой не представляла. Хотя уже с таких юных лет умела влюблять в себя мужчин.

Жанна Германовна Рождественская родилась в городке Ртищево в семье рабочих-железнодорожников. По её рассказам в городке тогда было всего одно пианино, у скрипача местной музыкальной школы. И её родители смогли купить у него этот инструмент для Жанны, которая с юных лет поражала всех своей музыкальностью.

Кстати, инструмент тоже был немецкий и трофейный. Потом Жанна поступила в музучилище на дирижёрско-хоровое отделение в Саратове, которое благополучно окончила.

Дальше началась взрослая жизнь, и талантливые девушки, стоит добавить, что далеко не красавицы, но явные таланты, стали пробиваться к своим вершинам славы.

У Аллы получилось заявить о себе гораздо раньше, чем это было у Жанны. Но это было связано с тем, что она жила в Москве. В ноябре 1965 года будучи студенткой второго курса училища она отправилась в свою первую гастрольную поездку с артистами Мосэстрады в составе сборной эстрадной программы А. Лившица и А. Левенбука «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам».

Выступления прошли в Кировской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Омской областях. По возвращении из поездки в декабре 1965 года для программы «С добрым утром!» Всесоюзного радио записала свою первую песню «Робот».

На радио её позвал известный бард Борис Вахнюк, который и дальше благоволил Алле. С его агитбригадой радиостанции «Юность» певица поколесила по городам Сибири и крайнего Севера.

В семнадцать лет на неё вышел В. Шаинский с которым она сделала записи нескольких песен. В 18 лет она засветилась в передаче «Будильник», где исполнила песню «Иду из кино».

Правда продолжительные гастроли сыграли с ней злую шутку и её не аттестовали при выпуске из училища, поставив кучу неудов. Пришлось идти замаливать грехи в обычную школу учителем музыки. В конце концов после штрафного года в 20 лет Алле Пугачёвой дали диплом с присвоением классификации «Учитель пения в общеобразовательной школе, преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе».

Потом у певицы пошли непростые годы. Она колесила, «причёсывала» города с артистами госцирка, вместе со своим первым мужем Миколасом Орбакасом, работала в липецкой филармонии солисткой ансамбля «Новый электрон». Родила дочь Кристину в 1971 году.

Жанна Рождественская, окончив тогда же училище, с 1970 по 1973 год руководила ВИА «Поющие сердца» Саратовской филармонии, в котором была также солисткой, играла на электрооргане и фортепиано. Потом была приглашена режиссёром Львом Гореликом в руководимый им «Саратовский театр миниатюр» в эстрадный мюзикл «Не телефонный это разговор…».

Затем с музыкантами театра Жанна организовала фольклорный ансамбль «Саратовские гармошки» с которым изрядно поколесила по многим городам и весям. В 1969 году родила дочь Ольгу от мужа-барабанщика Сергея Акимова.

Впервые певицы встретились в 1974 году, когда обе приняли участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. И что интересно, что обе никак себя там не проявили. Обе стали дипломантами конкурса. Жанна была с «Саратовскими гармошками» и исполняла народные песни, а Алла пела песню на стихи И. Резника «Посидим, поокаем».

Правда, Алла Пугачёва, смогла подсуетиться и буквально вытребовала себе у членов жюри, куда входили Иосиф Кобзон и Гелена Великанова, третью «утешительную» премию. Жанна же скромно так и осталась дипломантом, а Алла всё ж, хоть каким, но лауреатом.

После конкурса Жанна Рождественская разводится с мужем и остаётся жить с дочерью в Москве, где работает сначала в «Союзгосцирке» (благодаря которому получает прописку), а затем в «Московском мюзик-холле». Алла тогда же разводится с первым мужем и начинает массированно пробиваться к своему Олимпу.

У обеих певиц вскоре последовали победы в конкурсах. Алла победила в 1975 году Болгарии на конкурсе «Золотой Орфей», с суперпопулярной впоследствии песней «Арлекино». Жанна победила в 1976 году на Международном конкурсе политической песни в Сочи «Красная гвоздика».

С этого же года Жанна становится главной закадровой певицей страны, во многом благодаря Алексею Рыбникову и записям на пластинку «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и авось».

Тут стоит сделать отступление назад. Мало кто помнит, но Алла Пугачёва к 1975 году была уже известной закадровой певицей. Вполне возможно, что если бы не мощные администраторские таланты Аллы, то ей бы она и осталась она в памяти народной.

В 1969 году она великолепно дебютировала в кино песней в кинофильме «Король-олень», потом была работа в фильме «Удивительный мальчик», «Стоянка поезда две минуты», «Центровой из поднебесья», «Между небом и землёй», были записи для фильма «Эта веселая планета» (в итоге не вошли в фильм), вокализ в знаменитом фильме Шукшина «Печки-лавочки».

Естественно всё пришло к знаменитым её записям в популярном фильме «Ирония судьбы». Рязанов приглашал молодую Аллу Борисовну зная её исключительно как закадровую певицу. Никакой звездой в то время она не являлась. Была обычной трудовой лошадкой от мосэстрады.

Закадровая популярность Жанны была в десятки раз больше этого списка Аллы, и к великому сожалению так и осталась её визитной карточкой на всю жизнь.

С 1975 года А. Пугачёва стала набирать ход. Через оркестр п/у К. Орбеляна и «Весёлые ребята» подошла к сольной карьере. Трудно понять каким образом в Алле Борисовне проснулся тот мощный дух-монстр, который стал сминать всё на своём пути начиная с 1978 года.

До сих пор неясно как народился этот феномен, что в стране началось умопомешательство от песен в её исполнении, и что произошёл беспрецедентный для СССР случай, когда один исполнитель поднялся на десять голов выше остальных. Популярность Пугачёвой в конце 70-х могла граничить только с популярностью В. Высоцкого.

С трудом верится, что всем процессом отрулил А. Стефанович. Хотя он именно это везде и утверждает. Скорей этот феномен кроется в самой Алле Борисовне. Просто пришло время исполнения её желаний, и открылся её незаурядный администраторский талант, с хищным оскалом.

После фильма «Женщина, которая поёт», Пугачёва стала суперзвездой в СССР. Она вышла из тени. Вся остальная её карьера у нас всех перед глазами. По сей день.

А что же Жанна? Штучная певица, которую многие композиторы кто с ней работал, лишённые сентиментов, называли гениальной. Жанна, которая по таланту была намного выше Аллы Пугачёвой, так и осталась сидеть за кадром. И дело не только в её четырёх рабочих октавах, и её потрясающей самоотдаче и умению верно находить образ песни.

Просто такие голоса как у Жанны Рождественской вообще появляются раз в 50 лет. Жанна Рождественская при удачном стечении обстоятельств честной борьбы заткнула бы Аллу за пояс, и стала бы певицей номер один в СССР.

Но, Жанна человек, совершенно лишенный умения плести интриги, в период своего звёздного становления, который просто синхронно совпал с восхождением Аллы Пугачёвой, была закатана в асфальт паровым катком её величества Примадонны.

Благодаря записям на пластинки с А. Рыбниковым, песням в кинофильмах, Жанна Рождественская к 1980 году стала очень популярной в кругу своих коллег. Оставалось дело за «малым» — чтобы эта популярность как-то оформилась в народную любовь. Для этого, в то безынтернетное время, необходимо было попасть на телевидение. Вот именно здесь и не получилось ничего.

Сама певица рассказывала, как неоднократно записывалась на телевидении в этот период, вместе с когортой наших звёзд, куда она попала, заслужив это своим талантом, и каждый раз по выходу передач она не обнаруживала себя в эфире. Кто-то ей сказал, что она находится в чёрном списке у руководителей нашего телевидения. Но почему она туда попала, и за что, никто не мог ей ответить.

Наш советский «Billboard», «Звуковая дорожка МК», четыре года подряд, с 1980 по 1983, включал Жанну в пятёрку лучших советских певиц страны! Кстати, вообще благодаря усилиям Ю. Филонова и этого органа печати имя Жанны Рождественской вообще хоть как-то рекламировалось и было на слуху. При этом её имя почему-то негласно было запрещено помещать в титры фильмов где она работала.

В большинстве фильмов, где Жанна пела, в титрах её фамилии нет. Отсюда у Жанны было много неприятностей перед публикой, когда она, выступая на концертах часто бывала освистываема после того как упоминала, что там-то и сям-то поёт она. Никто не верил, что в фильме Т. Лиозновой «Карнавал» звучит её голос, ибо все считали, что там живьём поёт Ирина Муравьева.

Подобные казусы были и с другими её работами. Но еще чаще, неосведомлённая публика считала, что всё поёт их любимица Алла Пугачёва. Мощный жанин голос, часто считали аллиным. Это было и с её работами в фильме «Ах, водевиль», тем же лиозновским фильмом и многими другими. И ясное дело Алле Борисовне это всё было на руку.

Сейчас потихоньку разбалтываются наши корифеи, Ю. Энтин, И. Резник и др., приоткрывая тайны того времени. Получается, что Алла Борисовна как осьминог запускала свои шупальцы во все творческие процессы вокруг себя. Ю. Энтин рассказал, как уже написанная для Жанны песня «Двух сердец пересеченье» для фильма «Всё наоборот», моментально понадобилась ей.

Она вызвала к себе, как начальник на ковёр, Ю. Энтина и М. Минкова и потребовала песню к себе в репертуар, а поэта Энтина просила переписать текст от первого лица, согласно её сценическому стилю.

Этот стиль общения с народом, когда певица садилась на краешек сцены и становилась близко к публике, где текст шёл от первого лица, придуманный не то А. Стефановичем, не то ей самой, стиль, который околдовывал всех и сделал её выше всех. Кто мог подумать, что это камлание, околдовывание в итоге заколдует всю нашу эстраду на долгие годы.

Подобная история была и с песней «Мой милый, если б не было войны», которую исполнила в итоге Жанна в фильме «Приказ огонь не открывать». Композитор М. Минков и поэт И. Шаферан еле вырвали эту песню из мощных шупалец Аллы Борисовны.

А сколько всего не вытащили. Сколько песен по праву первой ночи досталось ей, опытной царедворице советской эстрады, достигшей к середине 80-х годов фактически всемогущества. Этот список воистину огромен.

И кто теперь вспомнит, что зацепинскую песню о волшебнике-недоучке первой исполнила дочь Жанны, Оля Рождественская. А песню Николаева «Айсберг в океане», Алла Борисовна буквально сорвала с уст Татьяны Анциферовой, которая должна была её петь первой.

Вернёмся к Жанне. После 1983 года её и не менее востребованную дочь её, Олю Рождественскую, стали откровенно сплавлять. Оля Рождественская – чудо-ребёнок, восхищавшая всю страну своим звонким голосом, была отправлена на «пенсию» в связи с мутацией голоса.

Что было откровенной ложью. Активно поэксплуатировав талантливого ребёнка шесть лет, её вытолкали с эфиров, объяснив, что её время уже прошло. Жанна еще продолжала колесить с концертами по стране, и записывалась на пластинки, но гораздо реже стала появляться как закадровая певица.

Одно из мощнейших проявлений своего самородного голоса Жанна продемонстрировала на пластинке Эдуарда Артемьева «Тепло земли» на стихи чукотского поэта Ю. Рытхеу. Это фактически была лебединая песня певицы.

Альбом вышедший в 1985 году сразу стал культовым у любителей электронной музыки. Кстати удивительным образом сохранился клип на песню «Кто я?» в исполнении Жанны, снятый в тоже время. Не знаю показали его на ЦТ или нет в то время.

Ну, а Алла Пугачёва продолжала подниматься всё выше и выше. И наверно уже по иерархии данной А.С. Пушкиным, стала владычицей морскою к концу 80-х годов.

Алла Борисовна продолжала фильтровать и контролировать наш рынок поп-культуры даже во времена ласковых маев и иже с ними, перешагнула через 90-е и вошла в тоге Богини в новое тысячелетие.

Много можно вспомнить её противостояний с самородными певицами, которые сразу брались ею на контроль, и сначала приближались и были обласканы царской милостью, а потом получали грамотный пинок под зад. Причём все были отодвинуты разными способами. Так было с Т. Анциферовой, Ж. Агузаровой, Ольгой Кормухиной, В. Легкоступовой и другими.

Чуть вокал или харизма оказывались богаче и самобытней нашей королевы как она сразу это понимала и начинала действовать. Жанне Рождественской даже этого малейшего приближения к себе она не позволила. Ибо прекрасно понимала, что находясь на одной сцене или находясь в одной передаче с ней заведомо проиграет.

Вы можете себе представить Аллу Пугачёву в одном сборном концерте с Жанной Рождественской? А. Пугачёва как стратег конечно такого допустить не могла.

В 90-е годы Жанна нищенствовала, фактически ушла из профессии, и только в новом веке более-менее вернулась к любимому делу. Правда уже не как певица, а как преподаватель. Изредка мелькает на телевидении в каких-то эфирах и передачах, и ни на что не сетует.

Вместо популярного семейного дуэта Ольги и Жанны Рождественских, в начале 90-х мы получили семейный дуэт А. Пугачёвой и Кристины Орбакайте, а потом и бесконечный телемарафон их семейного клана. Вся их жизнь обсосана до костей, и уже набила нам всем приличную оскомину.

Алла Борисовна очень талантлива. Только талант у неё оказался какой-то злой. Вот и эстрадный Бог её наказал тем, что с 40 лет она стала терять голос.

И какими неправдоподобными кажутся теперь времена когда Алла Пугачёва ещё не была мадам Брошкиной, и закадрово пела своим красивым высоким голосом, и внешне была такой трогательной с огромным арлекинским ртом, щербатыми зубиками и не самым фотогеничным носом. Но зато всё было в её жизни как-то по-человечески честно.

Жанна Германовна была и остаётся такой же как в молодости. Прямой, честной, и до сих пор в голосе. В её характере мало что нарушилось. По-прежнему привечает всех бездомных собак, и готова отдать последнюю копейку первому встречному.

Наверно по-другому и быть не могло. Каждая из них дожила теперь до преклонных лет и уже не может быть никакого соперничества. Очень обидно за потенциал Жанны, который раскрылся процентов на 30. Но сейчас если их подвести друг к другу, то они просто не станут разговаривать.

Оцените статью