Любовь царицы Тамары. О жизни той, что изменила Грузию

Она, словно в нелепом сновидении, безучастно слушала споры своих советников. Все эти вельможи и знатные особы сейчас решали её судьбу, а она знала, что едва ли сама способна повлиять на неё. Тамара была царицей, и корона во многом стала её оковами. Даже сейчас на совете обсуждали, кто может стать наиболее подходящим супругом для неё.

Потом, уже спустя годы, великая царица Тамара признается, что не хотела выходить замуж ни в первый, ни во второй раз. Однако она была заложницей своего высокого титула. И, надо признать, жертвы Тамары оказались ненапрасными.

Но отчего она так и не познала личного счастья? Как Тамара завоевала любовь подданных? И могли ли её связывать «запретные» романтические отношения со знаменитым грузинским поэтом?

Царская дочь

История Грузии богата яркими личностями, но всё же стоит признать, что особое место среди них занимает царица Тамара. Великая женщина, при которой наступил «золотой век» грузинской культуры, стала примером стойкости, благородства и силы.

Именно такой, решительной, бесстрашной и прекрасной, мы чаще всего представляем Тамару. Вот только образ этот часто заслоняет Тамару-женщину, которой приходилось многим жертвовать во имя долга, страдать и подчас чувствовать себя совершенно беспомощной. Именно о ней, о такой «неизвестной» царице, сегодня и поговорим.

Итак, будущая грузинская царица появилась на свет в 1160 или 1166 году (касательно точной даты между историками до сих пор ведутся споры). Её отцом был царь Георгий Третий, а мать приходилась дочерью правителю Алании.

Надо признать, что само имя девочки, Тамара, не было обычным для Грузии тех времён. По всей видимости, Георгий решил так наречь дочь, чтобы подчеркнуть происхождение своей наследницы от библейской Тамары (Фамарь), являвшейся прародительницей царей Давида и Соломона, а также Христа.

Две коронации

Стоит признать, что на свою дочь царь Георгий Третий, не имевший наследников мужского пола, возлагал большие надежды. Девочка получила прекрасное образование, причём с детства отличалась «мужским» характером, выделяясь решительным и серьёзным нравом. Она очень рано поняла, насколько большую ответственность возложил на неё венценосный родитель.

Ещё при жизни отца, в 1178 году, Тамара была коронована как соправительница царя. Повысить статус дочери правителя вынудила напряжённая обстановка в стране. Принц Демны и клан Орбелиани подняли мятеж, после чего Георгий понял: если сейчас он не объявит Тамару своей наследницей, после его смерти престол может оказаться в руках недругов.

Так уж вышло, что в жизни юной царицы было две коронации. Вторая церемония оказалась куда более пышной, чем первая, но была омрачена трауром – это случилось как раз после смерти царя. Однако времени на скорбные мысли и слёзы у Тамары не было. Она прекрасно понимала, что сейчас может оказаться жертвой недоброжелателей, да и само её положение, несмотря на титул, крайне шатко.

И вот тогда совсем ещё молодая девушка продемонстрировала нетипичную для её возраста мудрость. Она решительно занялась административными и церковными делами, понимая, что именно с этих сторон может быть нанесен предательский удар. От кафедры она отстранила архиереев с запятнанной репутацией, было раскрыто немало злоупотреблений властью, причём все виновные лишились своих «тёпленьких» мест.

Кроме того, с воцарением Тамары церкви освободились от повинностей, легче стала участь крестьян. Уже тогда, в первые годы её правления, народ почувствовал, что жить стало легче и лучше. Сама же царица едва ли могла то же сказать о себе.

Неудачный брак

И сама Тамара, и её окружение понимали, что всякому правителю необходимы наследники, а значит, царица должна была выйти замуж за человека, равного себе. Кандидата в женихи решили искать на Руси, ибо там тоже исповедовали православную веру.

Наш знаменитый историк Николай Карамзин, ссылаясь на летописи, рассказывает, что из Грузии в русские земли был отправлен некий купец Зоровавель, который познакомился с сыном Андрея Боголюбского Юрием (он же – Георгий).

Молодой человек был хорош собой, принадлежал к знатному княжескому роду и, казалось, на роль жениха подходил идеально. На том и порешили, причём мнения Тамары не спрашивал никто. Впрочем, она бы не стала противиться воле своих советников, понимая, что царица должна состоять в браке. Но этот союз ни счастья, ни даже покоя Тамаре не принёс. Как рассказывает всё тот же Карамзин, цитируя летописца:

«Несколько времени быв счастием супруги и славою государства, он переменился в делах и праве: Тамарь, исполняя волю совета, долженствовала изгнать его, но щедро наградила богатством; князь удалился в Черноморские области, в Грецию…».

По сути, причина разлада между супругами была банальна. Юрий Боголюбский начал пить и скверно вести себя в обществе. Гордая Тамара, не в силах терпеть мужа-грубияна, за которого ей было откровенно стыдно, повелела изгнать Юрия. Правда, предварительно выделила ему немалые средства на жизнь, перед расставанием одарив действительно по-царски.

Неоднозначный Юрий

Но Юрий щедрости своенравной жены не оценил. Расторжение брака он воспринял как личное оскорбление. Желая «приструнить» царицу, бывший супруг собрал в Греции войско и двинулся из Константинополя в Грузию. Соратники князя заняли несколько городов.

При этом, что интересно, в исторических источниках разительно отличается мнение о Юрии грузинских и армянских авторов. Первые называли его негодяем и предателем, вторые – освободителем и защитником веры. Отчего же так?

Всё просто – по пути войска Боголюбского оттесняли с занятых территорий мусульман, которые притесняли православное население. И если грузины видели в Юрии своего противника, который выступил против царицы Тамары, то армяне воспринимали его как человека, несущего им свободу и спасающего их народ от власти мусульман.

Но амбиции князя так и не были воплощены в жизнь. Мятеж, поднятый его сторонниками, был жестоко подавлен. Юрий снова был изгнан с грузинских земель, а соратники его потеряли все имеющиеся у них владения.

Неслучайно современники называли Тамару «беспощадной тигрицей» – она могла быть очень суровой и даже жестокой, когда речь заходила о её недругах. Причиной тому были не личные интересы царицы – она ещё в детстве поняла, насколько опасными могут быть мятежники для государства.

Когда долг превыше всего

Помня о своём долге перед страной, Тамара вступила во второй брак. На сей раз её супругом стал аланский царевич Давид Сослан. Едва ли сама царица любила своего избранника – не вызывает сомнений, что союз этот тоже был исключительно политическим. Это подтверждают и слова самой Тамары, которые приводятся в хронике «История и восхваление венценосцев»:

«Свидетель мне Бог, что никогда я не желала выходить замуж, ни раньше, ни теперь, поэтому я просила бы (освободить меня от этой необходимости), если бы не престол, врученный мне прежде всего Богом, а потом родителями моими».

Но, несмотря ни на что, второе замужество оказалось вполне удачным для Тамары. Во-первых, она наконец родила долгожданного наследника – сына Георгия, а также дочь Русудан. Во-вторых, именно в это время царица раскрывается как государственный деятель.

По всей видимости, вступившая в пору зрелости Тамара уже хорошо понимала, с чем и с кем имеет дело. Она умело назначала людей на высокие должности, разумно распоряжалась ресурсами, обрела верных соратников и единомышленников. Но главное – она всегда поощряла талантливых людей, независимо от того, были они военачальниками или поэтами.

Великая царица

Времена правления Тамары неслучайно называют «золотым веком», порой процветания не только грузинского, но и соседних народов. Это вовсе не пустые льстивые речи. Перечень взятых её войсками городов мог бы занять целый научный труд. Но царица стремилась не только к блистательным победам – она желала не менее успешной власти на занятых территория.

Как писали летописцы, она напоминала справедливого и строгого судью, который стоял на страже мира между прежде враждующими княжествами и городами.

Грузия достигла небывалого расцвета, обретая новые территории. Но это не было хищническое завоевание. На землях царицы Тамары устанавливались справедливые правила, народы не угнетались, но получали возможность сохранять культуру и развиваться вместе с большим государством.

Историк Ное Хубулава отмечает, что неслучайно Тамару не раз сравнивали с российской императрицей, которая правила спустя многие века после грузинской царицы. Конечно, речь идёт о Екатерине Второй. И хотя женщин этих разделяют целые эпохи, в их действиях и правда можно найти немало общего. Есть даже предположение, что Тамара была вдохновляющим историческим примером для Екатерины Великой.

Тамара и поэт Руставели

Помимо военных побед, царствование Тамары ознаменовалось расцветом культуры. Поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», ставшая «второй Библией» грузинского народа, была написана именно в эти времена. К слову, об авторе произведения и царице до сих пор ходят весьма занимательные легенды. Есть предположение, что Руставели был влюблён в Тамару, и она также испытывала большую симпатию к этому человеку.

Но могло ли их связывать нечто большее? На этот вопрос наверняка не ответит никто. На мой взгляд, нет. Тамара была предана долгу, и в выборе между ним и собственными чувствами никогда не отдавала предпочтение второму. Несомненно, Шота Руставели был человеком, которого царица высоко ценила. Он же восхищался ею, воспев в своём бессмертном произведении.

Исторические источники не дают ни малейшего намёка на романтические чувства между этими людьми. Но если даже они и были, и поэт, и правительница понимали, что быть вместе никогда не смогут.

Упокоившаяся в вечности

Как сообщают летописи, в последние годы Тамара страдала от некой «женской хвори». Точная дата её смерти неизвестна (в источниках называются и 1209, и 1210, и 1213 годы). Место захоронения «царицы цариц» и сегодня остаётся тайной для исследователей.

На этот счёт есть разные предположения. Одни считают, что Тамара завещала похоронить её в Гелати, там, где покоятся многие представители династии Багратидов. Другие вовсе полагают, что царица была погребена не в Грузии, но на Святой Земле.

А в грузинском народе и сегодня живёт красивая легенда, будто славная правительница не умерла вовсе, но уснула на многие века в своей золотой колыбели. Когда же в Грузии наступят тяжёлые времена, она снова пробудится ото сна и снова возвратит мир и порядок на свою благословенную родную землю. Это, конечно, только предание, но оно же – чудо, в которое людям хочется верить.

Святая, благословенная царица Тамара, она была воспета многими грузинскими поэтами. Она вызывала восхищение и трепет современников, которые видели в ней совершенство. Но не стоит забывать, что Тамара прежде всего была очень сильной, но всё же земной женщиной, которой пришлось отказаться от личного счастья во имя счастья своей страны.

Ей довелось пережить немало горестей, пролить немало слёз, пройти немало испытаний, но главное – она сумела сохранить достоинство и силу, став вдохновительницей не только для своих подданных, но и для великих правителей будущих веков.

Оцените статью
Любовь царицы Тамары. О жизни той, что изменила Грузию
Сначала ему помог счастливый случай, а затем началась череда тяжелых испытаний — про Алексея Катышева