В карету ее заталкивали впятером. Было ли дело в безумии, в котором ее обвинял муж, или в полном ее отчаянии, но сопротивлялась Анна из последних сил. Она чувствовала: очередной замысел ее супруга не сулит ей ничего хорошего. Это была уже не первая история, но, вероятно, последняя…
Принцесса Анна родилась в декабре 1544 года. Ее отцом был Мориц Саксонский, а матерью — Агнесса Гессенская. Детство девочки омрачилось ранним уходом родителей, и заботу о ребенке взяли на себя многочисленные родственники. Анна кочевала из одного дворца в другой: никто из ее тётушек и дядюшек не желал надолго обременять себя заботами о сиротке.
Кроме того, маленькая Анна совершенно к себе не располагала: она не была красива, не очаровывала приятностью своего характера. Девочка ходила немного согнувшись из-за неудачного падения в детстве и хромала на одну ногу, а самое главное — была упрямой, нелюдимой и замкнутой.
От нее сложно было добиться не то что искренности, даже простого послушания. Конечно, не находя с девочкой общего языка, родственники предсказуемо предпочли отправить ее подальше. Желательно — замуж.
Стоит сказать, что несмотря на все недостатки принцессы, женихов у дверей толпилось много: Анна по праву считалась одной из самых богатых невест Германии. А за деньги можно стерпеть и сложный характер, и физические несовершенства будущей супруги. По крайней мере, так решил Вильгельм I Оранский, которого и выбрали в мужья опекуны Анны.
По всей видимости, и сама Анна не противилась этому браку. Может была рада перспективе избавиться от внимания дорогих родственников, а может и действительно влюбилась в Вильгельма — это доподлинно неизвестно.
Роскошную свадьбу, продлившуюся без малого неделю, сыграли в августе 1561 года. Однако счастливых отношений не получилось: Вильгельм, для которого это был уже второй брак, и Анна, на десяток лет его моложе, никак не могли найти общий язык и изводили друг друга постоянными придирками.
Разочарованная тем, что ее ожидания не оправдались, Анна стала излишне увлекаться спиртным. Разумеется, это не помогло. Ситуация становилась все хуже. Теперь к постоянным скандалам прибавилась и депрессия, усилившаяся после смерти двух первых общих детей.
В назревшем семейном конфликте родственники Анны, к ее ужасу, приняли сторону Вильгельма, упрекая принцессу за склочный характер, советуя быть терпимее и во всем слушаться мужа.
Проблем добавляло и финансовое положение семейства: Вильгельм стал активным участником религиозных войн, чем изрядно уменьшил состояние. В результате Анна начала беспокоиться о будущем своих детей и потребовала у братьев своего мужа вернуть ей часть приданого. Это предложение семья Вильгельма восприняла как открытую угрозу.
Желая себя обезопасить, Анна обратилась за помощью к адвокату — Яну Рубенсу, отцу небезызвестного художника Петера Пауля Рубенса. Но вмешательство специалиста принцессе не помогло, напротив, Вильгельм, желая кончить дело в свою пользу, предпринял решительные шаги.
Он обвинил жену в измене. К тому времени они уже долго не жили вместе, встречаясь лишь время от времени. Оттого Вильгельм вдруг засомневался открыто: новая беременность Анны не имеет к нему отношения.
Ян Рубенс был арестован и под пытками сознался, что состоял со своей нанимательницей в любовной связи. Перед самой Анной встал выбор: или она признает свой грех в суде, или ее «возлюбленный» будет казнён. Анна пожалела Рубенса, не пощадив свое будущее. В августе 1571 года она родила свою последнюю дочь, Кристину, которую у нее вскоре забрали.
Самой же Анне пришлось согласиться на развод с Вильгельмом. А дальше начался настоящий ад. Скорее всего, психическое здоровье Анны действительно было не в порядке, но все же не до такой степени, как это пытались представить Вильгельм и ее родственники, которым он сдал на руки неугодную бывшую супругу.
Несколько лет Анна прожила взаперти в замке Белштейн: там она и узнала, что Вильгельм, не удосужившись дождаться официального развода, уже готовится к новой свадьбе. Это известие лишь ухудшило состояние принцессы.
К ней были приглашены священнослужители, которые несколько раз в неделю читали Анне проповеди, надеясь вернуть ее на путь истинный. Однако это не облегчило ее состояния: и Анну признали вышедшей из ума грешницей, «добровольно упорствующей в своем пороке».
«Безумие» Анны (мнимое или настоящее) было на руку как ее родственникам, так и родным Вильгельма, которые желали разделить ее богатство между собой. И дядя принцессы взял на себя ответственность, заявив, что готов забрать ее домой.
Узнав, что ей предстоит вернуться в Саксонию, Анна пришла в отчаяние: она понимала, какая жизнь ждет ее на родине. Силой ее затащили в карету и отвезли в Дрезден.
Там «безумную» принцессу действительно ждала страшная участь: ее определили в комнату с замурованными окнами, оставив ей для связи с внешними миром лишь маленькое окошко в двери. Решетка на нем поднималась лишь для того, чтобы стражник мог подать пленнице пищу.
В таких условиях состояние Анны стремительно ухудшалось. В дрезденском заточении она прожила не больше двух лет: в декабре 1577 года принцесса скончалась, не дожив пяти дней до своего 33-его дня рождения.