Каждый офицер XX века желал заполучить её

Вуаль упала под бурные аплодисменты. Её экзотическая красота, загадочные танцы и аура тайны делали её желанным призом для многих офицеров и военных. Для одних она была музой, для других — идеальной шпионкой, способной собирать секреты там, где не пройдёт ни один агент. Кто-то пытался использовать её для разведданных, а кто-то видел в ней инструмент политической манипуляции.

Ранняя жизнь

Мата Хари — сценический псевдоним голландской танцовщицы и шпионки Маргареты Гертруды Зелле, родившейся 7 августа 1876 года в Леэвардене и приговоренной к смерти за двойной шпионаж.

Она родилась в семье шляпника Адама Зелле и его жены Антье. У неё было три младших брата. В детстве её называли Грит. Её отец, Адам Зелле, был известен как человек с большими амбициями и стремлением к роскоши, хотя и не принадлежал к дворянству.

Впоследствии, следуя примеру отца, Маргарета также пыталась добиться права носить благородную фамилию, подав прошения на изменение своей фамилии, которые были отклонены.

Успешные биржевые спекуляции позволили её отцу некоторое время жить достаточно обеспеченно. В 1883 году он приобрёл дом на улице Grote Kerkstraat, самый большой дом на площади в то время. Когда Маргарет исполнилось 6 лет, отец подарил ей карету, запряжённую козами.

Даже спустя годы в Леэвардене вспоминали маленькую девочку со смуглой кожей, миндалевидными глазами и чёрными волосами, которая каталась на этой карете, напоминая восточную принцессу.

Однако финансовая стабильность семьи вскоре закончилась. В 1889 году Адам Зелле обанкротился из-за неудачных спекуляций, и семье пришлось переехать из роскошного дома в более скромную квартиру. В 1890 году супруги Зелле разошлись, а в 1891 году Антье Зелле умерла от туберкулёза.

После её смерти Адам Зелле забрал двух сыновей с собой в Амстердам, где вскоре вновь женился, а Маргарета и её брат Иоханнес были отправлены к разным родственникам.

Её бабушка по материнской линии заботилась о детях и оплачивала их воспитание. Маргарета отправилась жить к своему крестному отцу, который был женат на одной из сестёр Адама Зелле. Он отправил её учиться в Лейден на воспитательницу, но Маргарета вскоре бросила обучение.

Причины её ухода из школы объясняются по-разному. Некоторые источники утверждают, что причиной стали отношения между директором школы и 15-летней Маргаретой.

Есть предположения, что это был скандал, связанный с личными и запретными взаимоотношениями, что вызвало общественное возмущение и заставило её покинуть школу. Однако директор не понёс никакого наказания, оставшись на своей должности.

Первый брак

В 1895 году Маргарета познакомилась со своим будущим мужем, офицером голландской колониальной армии Рудольфом Джоном Маклеодом, который был старше её на 20 лет. 11 июля 1895 года, когда Маргарете было всего 19 лет, они поженились. После свадьбы пара некоторое время жила с сестрой Рудольфа Джона, а медовый месяц провела в Висбадене.

30 января 1896 или 1897 года у них родился сын Норман Джон. Однако семейная жизнь быстро начала ухудшаться. Маргарета была недовольна своим положением, а Рудольф Джон Маклеод обладал сложным характером. Постоянные ссоры и напряжённые отношения с семьёй мужа привели к тому, что их брак уже на раннем этапе стал проблематичным и далёким от гармонии.

1 мая 1897 года Маргарета и её муж сели на пароход и отправились в Батавию (ныне Джакарта) на острове Ява, который тогда был колонией Голландской Ост-Индии. 2 мая 1898 года у них родилась дочь Жанна Луиза, которую называли Нон.

В Маланге, где они также жили, Маргарета начала активно участвовать в культурной жизни. В 1898 году в честь восшествия на престол королевы Вильгельмины Маргарета сыграла роль королевы в пьесе Августа фон Коцебуэ «Крестоносцы», что стало её первым публичным выступлением.

Рудольф Джон ревновал жену из-за её участия в сценических выступлениях и её поведения, которое он считал слишком вольным, но при этом упрекал её в расточительности. Маргарета отвечала ему язвительно, что усугубляло напряжение в отношениях. Различия в возрасте и характерах становились всё более очевидными.

28 июня 1899 года их сын Норман умер в результате отравления. Точные обстоятельства его смерти неизвестны. По рассказу одной из прислуги, которая на смертном одре призналась в отравлении мальчика, это было местью за то, что Рудольф Джон чем-то обидел мужа прислуги.

В сентябре 1900 года Рудольф Джон Маклеод ушел в отставку. Маргарета хотела вернуться в Европу, но Рудольф Джон опасался, что их пенсии не хватит на достойную жизнь там. Их отношения продолжали ухудшаться, и в марте 1902 года супруги вернулись в Нидерланды. Они поселились у сестры Рудольфа Джона в Амстердаме, но жили в разных комнатах.

Несмотря на попытки примирения, вскоре они окончательно разошлись. 30 августа 1902 года суд вынес решение о раздельном проживании, и Рудольф Джон должен был выплачивать Маргарете алименты. Однако он не выполнял своих обязательств, и Маргарета была вынуждена самостоятельно зарабатывать на жизнь.

В октябре 1903 года она отправилась в Париж с намерением начать карьеру манекенщицы, но успеха не добилась. Чтобы выжить, она работала моделью у различных художников. Через некоторое время, разочарованная, Маргарета вернулась в Нидерланды, но спустя год снова попыталась найти себя в Париже, пробуя себя в роли наездницы в Цирке Молье. Однако и эта попытка не увенчалась успехом.

Создание танцевальной карьеры и легенды

В 1903–1905 годах Маргарета Маклеод создала свой танец с вуалью, а также придумала костюм и легенду индийской храмовой танцовщицы. Это быстро завоевало популярность среди её аудитории. В те времена специалисты по индийским и яванским танцам были редкостью, поэтому у неё не было причин опасаться разоблачения.

Париж эпохи Belle Époque был знаком с экзотическими танцовщицами, но её образ с таинственной историей и экзотическим происхождением стал настоящей сенсацией.

Её выступления были описаны как завораживающие. Журналисты отмечали её грацию, загадочные движения и чувственность, создавая впечатление, что её танец был смесью молитвы и страсти. В своих выступлениях Маргарета рассказывала, что она родом с юга Индии, и что её семья принадлежала к высшей касте.

Она утверждала, что с детства её обучали храмовым танцам в честь богов, и что в одном из таких танцев её увидел британский офицер, влюбился и женился на ней. Эта история стала основой её легенды.

Маргарета часто видоизменяла свою биографию, добавляя детали о своём происхождении и детстве. Иногда Маргарета говорила, что она — внучка индонезийского короля.

Хотя Маргарета прожила несколько лет в Индонезии, она не изучала индийские танцы и не имела глубокого понимания индийской культуры. Всё, что она знала, вероятно, почерпнуто из популярных источников. Тем не менее, её загадочный и экзотический образ произвёл огромное впечатление на публику. Она стала настоящей сенсацией, о ней писали газеты, а весь Париж стремился увидеть её выступления.

Во время своего второго пребывания в Париже, согласно исследованиям, она танцевала «танец змеи» в ресторане на Монмартре, где её заметили и пригласили на благотворительный вечер в салон мадам Киреевской, что стало началом её карьеры как знаменитой танцовщицы.

Богатая танцовщица

13 марта 1905 года, по приглашению промышленника Эмиля Гиме, Маргарета выступила перед избранной публикой в его музее, где окончательно утвердила своё сценическое имя — Мата Хари, что на малайском означает «солнце». Танец, в котором она оставалась почти обнажённой, вызвал как сенсацию, так и скандал. С этого момента её выступления проходили на частных вечеринках у богатых и влиятельных людей Парижа.

1905 год стал для Маты Хари самым успешным. Она дала 35 представлений, зарабатывая около 10 000 французских франков за вечер, и вскоре стала популярной в высших кругах Парижа. Её имя стало известно, она жила в роскошных отелях, а также арендовала квартиру на улице Бальзака.

В конце года Мата Хари объявила, что собирается бросить танцы и выйти замуж за восточноевропейского принца, однако это было лишь частью её стратегии поддержания интереса к своей персоне. Несмотря на конкуренцию со стороны других танцовщиц, она оставалась востребованной и продолжала выступать на сценах различных европейских городов. Её имя и образ использовались в рекламе и на открытках.

Развод с её мужем был официально оформлен 26 апреля 1906 года. Мата Хари была признана виновной в разводе из-за скандала с её обнажёнными фотографиями, которые были распространены в обществе. Однако публика не знала об этом, и она продолжала поддерживать образ загадочной танцовщицы.

После триумфальных выступлений в Париже и Монте-Карло она отправилась в Вену, где также добилась большого успеха.

Смелость костюмов Маты Хари вызвала фурор, но её танцы воспринимались как искусство. Пресса восхищалась её выступлениями, описывая, как вуаль падала под бурные аплодисменты. В декабре 1906 года Мата Хари впервые приехала в Берлин, и её выступление стало настоящей сенсацией.

Разоблачение

Позже она несколько месяцев прожила в Берлине, и тогда же начали распространяться слухи о её настоящей личности. Она защищалась в прессе, предоставляя изменённую версию своей биографии, где рассказывала, что её отец был офицером, а она училась в интернате в Висбадене.

В Берлине она выступала даже перед императором Вильгельмом II и его семьёй, что позже сыграло негативную роль на её судебном процессе.

В 1907 году она вернулась в Париж, где её отец опубликовал книгу о её жизни с множеством фальсификаций, пытаясь доказать её благородное происхождение. В конце того же года Мата Хари исчезла из поля зрения европейской публики, отправившись в Египет.

Когда она вернулась во Францию, ей пришлось столкнуться с конкуренцией — другие танцовщицы начали копировать её стиль. Мата Хари пыталась удержать внимание публики, но её звезда начала меркнуть.

В 1910 году она получила роль Клеопатры в Монте-Карло, но режиссёр спектакля остался недоволен её выступлением. Их конфликт стал достоянием общественности, и последовавший судебный процесс затянулся до конца 1911 года, когда Мата Хари выиграла дело.

С 1910 по 1911 год она жила в относительной тени, поддерживаемая своим фаворитом, банкиром Ксавье Руссо. В 1912 году Мата Хари попыталась получить ангажемент у Сергея Дягилева, но столкнулась с унижением и грубым отказом.

Её попытки вернуться на сцену продолжались, однако с каждым годом успех становился всё более мимолётным. Она всё чаще обращалась к своему прошлому, пытаясь воссоединиться с дочерью, но её попытки были безуспешны.

В 1913 году она вновь выступила в Берлине, но её карьера уже шла на спад. Последние её попытки вернуться на сцену не увенчались успехом, и в начале Первой мировой войны она покинула Германию, спасаясь не только от финансовых трудностей, но и от опасности, связанной с военной ситуацией.

Война

После начала войны Мата Хари попыталась вернуться в Париж через Швейцарию, но не смогла из-за отсутствия выездной визы. Её отправили обратно в Берлин, где ей удалось достать билет на поезд до Амстердама.

Там она остановилась в отеле Victoria и вскоре вступила в короткий роман с банкиром Уиллом ван дер Шальком, выдавая себя за русскую эмигрантку. Когда он узнал её настоящую личность, отношения прекратились.

В 1914 году, на фоне начавшейся войны, её выступления почти прекратились. Публика больше не проявляла интереса к экзотическим танцам, так как основной темой времени стала массовая гибель солдат на фронтах. Мата Хари оказалась в финансовом кризисе, не способная поддерживать свой привычный роскошный образ жизни. В октябре 1914 года она сняла небольшой дом в Гааге.

Из-за финансовых трудностей в конце 1915 года она решила вернуться в Париж через Англию, чтобы продать своё имущество на вилле в Нейи. В марте 1916 года она вернулась в Гаагу с большими трудностями, столкнувшись с неплатежеспособностью.

Роман с русским офицером

В этот период Мата Хари познакомилась с 21-летним русским офицером Вадимом Масловым. Несмотря на разницу в возрасте, они вступили в отношения. Маслов вскоре вернулся на фронт, где, по слухам, потерял глаз в бою. Некоторые биографы предполагали, что его лечение могло стать возможным мотивом её шпионской деятельности, однако эта версия не получила широкого подтверждения.

В ходе своей карьеры Мата Хари часто контактировала с политическими и военными деятелями, и её общение с ними, как осознанное, так и случайное, в конечном итоге привело к её обвинению в шпионаже.

На одном из допросов после ареста она призналась, что получила 20 000 франков от немецкого консула в Амстердаме Карла Крамера за предоставление информации Германии. Однако она утверждала, что взяла деньги, но так и не передала никакой информации.

Подозрения в шпионаже

Обвинения в шпионаже против Маты Хари позже опроверг отставной немецкий генерал-майор Фридрих Гемпп. Гемпп утверждал, что ничего не знал о Мате Хари как о шпионке. Это заявление противоречило так называемому докладу Гемппа, который был обнародован только в 1970-х годах.

Документы содержат информацию о «агенте H 21», которым была Мата Хари. Согласно этим данным, Мата Хари действительно поступила на службу в немецкую секретную службу поздней осенью 1915 года. Вальтер Николаи попросил её приехать в Кёльн, где, пообщавшись с ней, решил подготовить её как агента.

Мата Хари должна была вести разведку во Франции, путешествовать по районам, представляющим военный интерес, и поддерживать связь с немецкими агентами в Дюссельдорфе и Мадриде.

Вскоре после этого Мата Хари вернулась в Гаагу, и консул Крамер прислал ей 20 000 франков. В декабре 1915 года она отправилась во Францию под предлогом сбора своей мебели, оставленной в Париже в начале войны, и остановилась в «Гранд-отеле».

Благодаря своим связям, таким как бывший военный министр Адольф Мессими, Жюль Камбон и Жан Халлор, она могла легко получить информацию о планах союзников на германском фронте.

В конце декабря Мата Хари телеграфировала капитану Хоффману, сообщив, что в ближайшее время не ожидается французского наступления.

Французская разведка узнала о Мате Хари ещё в середине 1915 года. Во время её путешествия из Парижа в Испанию она попала в поле зрения британской секретной службы. Мата Хари путешествовала под фальшивым именем Гертруды Бенедикс. Полиция обнаружила поддельные документы и арестовала её. Её доставили в Лондон, где она предстала перед сэром Томпсоном, главой британской контрразведки.

На допросе Мата Хари смогла убедить Томпсона в своей невиновности, утверждая, что она была фавориткой немецкого военного атташе по фамилии Бенедикс. В своих мемуарах Томпсон позже вспоминал, что Мата Хари на личной встрече призналась ему, что действительно была шпионкой, но не Германии, а Франции. Томпсон отпустил её, но сообщил французской тайной полиции о её подозрительной деятельности.

11 января 1916 года Мата Хари пересекла франко-испанскую границу в Хендае, а на следующий день прибыла в Мадрид. Там она передала донесение Арнольду Калле, который отправил шифрованную телеграмму в Амстердам, сообщив немецкому консулу Кремеру о её деятельности.

Однако британская секретная служба перехватила и расшифровала это сообщение. Это стало фатальной ошибкой для Маты Хари: британцы немедленно сообщили о ней французской контрразведке, что привело к её аресту и обвинению в шпионаже.

В Мадриде Мата Хари остановилась в отеле «Палас», где среди постояльцев были представители различных национальностей, включая сотрудников французского посольства и немецких агентов.

Французская разведка пристально следила за каждым шагом Маты Хари, фиксируя её встречи, походы по магазинам и даже визиты к гадалке. Несмотря на это наблюдение, не было обнаружено никаких явных доказательств шпионской деятельности, хотя подозрения сохранялись.

В итоге Мата Хари вернулась в Париж, но обнаруженные факты всё ещё не были достаточны для её ареста. Тем не менее, было известно, что она поддерживала контакты с немцами в нейтральных странах и обменивалась с ними закодированными письмами, что усиливало подозрения.

В декабре 1916 года майор Жорж Ладу организовал для Маты Хари ловушку, предоставив ей имена шести бельгийских агентов, которых она должна была посетить. Пятеро из них уже подозревались в доставке недостоверных донесений, а шестой работал на Францию и Германию. Когда этот агент был застрелен немцами, Ладу заподозрил, что Мата Хари выдала шпионов.

Позже было перехвачено сообщение из немецкого посольства в Мадриде, где упоминался «агент H21» — Мата Хари. В нём говорилось, что она была отправлена назад в Испанию и просила деньги и дальнейшие инструкции. Ей было велено вернуться во Францию и продолжить свою миссию, а также получить чек на 5000 франков от Крамера.

13 февраля 1917 года Мата Хари была арестована комиссаром полиции Приоле и доставлена к судье военного трибунала, капитану Пьеру Бушардону. Её поместили в женскую тюрьму Сен-Лазар, сначала в обычную одиночную камеру, а затем в камеру №12, где до неё содержались известные фигуры.

Обвинительное заключение против Маты Хари было составлено 24 июля 1917 года, спустя пять месяцев после её ареста. Суд начался в тот же день в парижском Дворце правосудия и продолжался полтора дня. Процесс проходил за закрытыми дверями.

Защищал Мату Хари адвокат Эдуард Клюне, известный в артистических кругах. Несмотря на личные симпатии к своей подзащитной, он не имел опыта работы с военным трибуналом. В своей защите он делал упор на человеческие аспекты её жизни, пытаясь представить её как слабую женщину, оказавшуюся в трудных обстоятельствах, но его аргументы не смогли убедить судей.

Обвинение строилось на подозрениях, что Мата Хари работала на Германию. Она владела немецким языком, провела медовый месяц в Висбадене и принимала деньги от дипломатов и офицеров.

Хотя суд не смог представить реальные доказательства её шпионской деятельности, её связи с высокопоставленными лицами, среди которых был бывший военный министр Адольф Мессими, оказали негативное влияние на восприятие её личности. Мессими позже признался, что писал Мате Хари, но настаивал, что их переписка носила частный и безобидный характер.

Суд представил Мату Хари как женщину сомнительной морали, обвиняя её в использовании мужчин и предполагая, что такая женщина предрасположена к шпионажу. Главным доказательством обвинения стало признание Маты Хари в том, что она передала имена агентов немцам, хотя считала информацию устаревшей. Это стало для неё смертным приговором.

25 июля 1917 года суд приговорил Мату Хари к смертной казни за двойной шпионаж и государственную измену.

Исполнение приговора

15 октября 1917 года в 6:15 утра Мата Хари, была расстреляна в укреплениях Венсенского замка под Парижем. Как было принято во Франции того времени, осуждённым не сообщали заранее дату казни. Мата Хари узнала о своей судьбе лишь за час до казни.

В кабинете начальника тюрьмы ей разрешили написать три прощальных письма: дочери, Вадиму Маслову и неизвестному свидетелю. Однако местонахождение этих писем остаётся неясным по сей день.

Мата Хари отказалась надеть повязку на глаза и быть привязанной к колу, лишь слабая верёвка вокруг её талии была соединена с колом. Считается, что только один выстрел попал ей прямо в сердце. Согласно легенде, её последние слова командиру были: «Месье, спасибо». Другие приписывают ей фразу: «Смерть — ничто, как и жизнь, если уж на то пошло».

Множество мифов окружает её казнь. Говорили, что она улыбалась, посылала воздушные поцелуи солдатам или даже подкупила расстрельную команду, чтобы избежать смерти.

Её тело было передано в медицинский факультет Сорбонны для анатомических исследований. Её голова якобы была препарирована и выставлена в Парижском анатомическом музее, но исчезла в 1950-х годах при загадочных обстоятельствах.

Были попытки обелить её репутацию, выставляя её лишь слабой женщиной, не понимавшей всю серьезность ситуации. Несмотря на несколько попыток пересмотра её дела, включая ходатайство в Министерство юстиции Франции, поданное в 2001 году, все они были отклонены.

После её смерти Мата Хари быстро превратилась в миф. Её образ как роковой женщины, шпионки и куртизанки был раздут прессой и последующими публикациями. Её обнажённые танцы и связь с влиятельными мужчинами укрепили в обществе мнение о её «аморальности».

Однако историки, изучавшие её дело, соглашаются, что её шпионская деятельность была сильно преувеличена, а сам суд над ней — ошибочным.

Оцените статью
Каждый офицер XX века желал заполучить её
Актриса несломленного духа Евдокия Урусова