Он предавал всех, кто его любил

Крик Марианны был исполнен такой боли, что даже слуги содрогнулись. Не все любили венгерку, но признавали: она была хорошей женой для наместника. «Ты делаешь мне больно, — умоляла Марианна, — я этого не заслужила, зачем?»

В 1912 году в роскошном египетском дворце разыгрывалась драма. И две ее участницы – венгерка и француженка – с ненавистью смотрели друг на друга. Всё дело в том, что наместник Египта предавал всех, кто его любил.

Бархатные глазки

— Опусти глаза, Марианна, так смотреть нельзя! – строго наставляла мать.

Графиня Софи Веттер фон дер Лили всегда считала, что у дочери «нехороший взгляд». Слишком вызывающий! На самом деле у маленькой Марианны были изумительные темные глаза, такие ласковые и бархатные, что любой терял дар речи, когда девочка пристально смотрела на него.

Она родилась 15 июня 1877 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, куда судьбе было угодно забросить ее отца, венгерского графа. Родители жили сложно. Несмотря на рождение дочери и сына, ладили они с большим трудом.

А когда Марианне исполнилось четыре года, решили развестись. Оказалось, что у Софи есть друг по сердцу – изобретатель Тивадар Пушкаш, который работал на знаменитого Эдисона. Бракосочетание состоялось в Вестминстере, и маленькая девочка в шелковом платье разбрасывала лепестки роз под ноги матери и ее мужу.

— Мы будем жить в замке Вассен! – смеясь, рассказывала Софи.

Старый Свет с его шиком нравился ей куда больше, чем Филадельфия. Теперь графиня была как рыба в воде – снова посещала светские рауты, снова общалась с титулованными особами… Марианна была для нее, словно изящный аксессуар: девочку наряжали и всегда брали с собой в поездки по гостям. И каждый раз малышка слышала эту фразу: «Да у нее просто бархатные глазки!»

Юна и талантлива

Марианна никогда не посещала школу. Для девочки ее круга было правильнее учиться на дому, с учителями. И оказалось, что маленькая графиня прекрасно впитывает новые знания!

Она щебетала на четырех европейских языках, обожала историю и литературу, и с двенадцати лет начала писать заметки. Однажды, набравшись смелости, Марианна отослала свою статью в женский журнал… И ее опубликовали! А потом еще и еще!

— Она юна и талантлива. – небрежно говорила Софи. – Думаю, она может выйти замуж даже за… принца!

Настоящий талант Марианны проявился в музыке. Ее тонкие пальчики летали над клавишами фортепиано, словно бабочки. Музыка завораживала ее, она так безупречно исполняла даже самые сложные произведения, что удостоилась чести… выступать перед императорской семьей. Раскрасневшаяся от волнения, пятнадцатилетняя девочка присела в низком реверансе перед государем.

— Венгерка? – хмыкнул он. – У вас прекрасно получается, дитя мое!

Брат Марианны учился в колледже Терезианум, одном из самых знаменитых заведений Австрии. Ему покровительствовала императорская семья, в колледже учились представители знатных фамилий, а еще там устраивали балы! Ученики в строгой форме вальсировали со своими сестрами, кузинами, приглашенными… Конечно, Марианна стала звездой этих праздников. И на одном из них познакомилась с Аббасом.

Египетский принц

Он был настоящим принцем, хотя и египетским. Праправнук Мохамеда Али, будущий властитель Египта. Аббас получил европейское образование, был воспитан как австрийский дворянин и интересовался культурой запада. Марианна поразила его в самое сердце – одни бархатные глаза чего стоили!

Общаться они могли только на таких балах, а спустя год Аббаса вызвали на родину: 8 января 1892 года его отец, хедив Тауфик скончался. Теперь восемнадцатилетний наследник должен был принять бразды правления.

Аббас говорил на пяти языках, с детских лет у него был английский наставник. И вместе с тем новый хедив – что означает в буквальном смысле «наместник» — мечтал избавить Египет от английского влияния.

— Наша страна богата, — рассуждал он, — но наши богатства забирают другие. Я планирую создать Конституцию. Я хочу, чтобы Египет процветал!

Но ему советовали думать не только о политике, но и о семье. Аббас мог жениться на любой знатной девушке, но ему понравилась крымская татарка Икбаль. Когда-то эту девушку похитили для продажи, и она с двенадцати лет жила в гареме. У Икбаль был стройный стан, длинные темные волосы и яркие темные глаза… Как она напоминала Аббасу венгерку Марианну!

В 1895 году по всем законам был совершен никах. Что ни год Икбаль радовала мужа рождением дочерей и сыновей, так что к 1902 году в семье было уже шестеро ребятишек… А после рождения принца Мухаммада Абделя, супруга уговорила Аббаса совершить поездку по Европе.

Снова она

Они приехали в Париж и однажды решили посетить Оперу. Каково же было изумление Аббаса, когда в соседней ложе он увидел прекрасную молодую женщину, сияющую, словно звезда… Она повернулась к нему и их взгляды встретились… Эти глаза он так и не смог забыть. На Аббаса смотрела Марианна!

Больше уже ничто не имело значения. Он смутно помнил, как сбивчиво просил адрес Марианны. Как уже в отеле писал ей письмо – пылкое, яркое, наполненное любовью. Потрясенная Икбаль не смела вымолвить ни единого слова…

— Ты причиняешь мне боль. – шептала она. – Зачем?

Но он не слышал ее. Снова вернулись времена беззаботной юности, и снова он жаждал только одного – чтобы Марианна была рядом.

Она ответила на письмо. Затем они встретились в центре Парижа и Аббас уговаривал Марианну поехать вместе с ним. Да, он женат и у него дети. Но он сделает все, чтобы его любовь была довольна…

Марианна ответила на его чувства. Она всегда помнила этого удивительного египетского принца… А что держало ее в Европе? Да ничего. И в назначенный час графиня отплыла в Александрию.

Жена хедива

Ее поселили в Мостороде, к северу-востоку от столицы. Аббас навещал любимую так часто, как только мог. А затем принял решение: они поженятся. Марианна сомневалась, что это возможно, но Аббас успокоил ее. Он уже обо всем договорился.

Венгерская графиня приняла ислам во дворце Абдин, в присутствии великого муфтия. Ее называли теперь Зюбейда бин Абдалла, и 28 февраля 1910 года Аббас женился на новообращенной мусульманке.

С той поры Зюбейда повсюду сопровождала Аббаса. Вместе с ним неоднократно ездила в Европу, принимала у себя жен иностранных посланников. Ее великолепное знание языков, ее светские манеры помогали ей расположить к себе любого гостя. А когда Зюбейда садилась за пианино и начинала играть… музыка объединяла сердца!

Любопытный момент! Египетский протокол запрещал женщинам посещать некоторые мероприятия. И в эти моменты Зюбейда наряжалась… в мужской костюм. Именно в таком необычном образе она встречала принца Артура Коннаутского, приехавшего из Англии.

Потеря

Аббас быстро загорался, но также быстро и остывал. Во Франции, в 1911 году, он случайно встретил танцовщицу Жоржетту Месни, которая представлялась аристократическим именем Андре де Лусанж. Это была невысокая, худая, сильно накрашенная женщина, которая шпионила для французского правительства. И Аббас помог ей приехать в Египет.

Когда она узнала, что во дворце поселилась гостья, Марианна лишилась дара речи!

«Ты делаешь мне больно, — умоляла Марианна, — я этого не заслужила».

Но Аббас потребовал, чтобы жена успокоилась. Жоржетта останется. Тогда Марианна сообщила, что подаст на развод. Поскольку хедив не остановил ее, молодая женщина уехала в Австрию. Там же она получила документы, подтверждающие расторжение брака…

Прошло совсем немного времени после этого, как хедив лишился власти. «Она была его удачей», — говорили про Марианну, сожалея о ее разрыве с хедивом. Но венгерская графиня была уже далеко.

Чтобы выжить, Марианна давала уроки музыки, открыла магазин, потом пыталась выступать в театре, сниматься в кино… Увы. Она была не так молода и красива, как другие актрисы! Время для славы уже прошло. Оставаться на плаву ей помогли мемуары, которые она выпустила в 1931 году под названием «Гаремная жизнь принцессы».

Позже графиня работала переводчиком, жила в Вене, Инсбруке, Париже, Лондоне. Под конец жизни она переселилась в Грац, где и умерла в возрасте 91 года, в августе 1968-го. Проститься с нею пришли лишь несколько студентов-мусульман из ближайшего университета, которые знали удивительную историю Зюбейды.

Аббас скончался двадцатью годами раньше. Рядом с ним не было ни Жоржетты, ни Икбаль, ни Марианны. Он предал всех и они предали его.

Оцените статью