«Бриллианты неудачи»: почему ходят слухи о проклятии, тяготеющем над владельцами камней?

Камень сиял, притягивая взгляды — манкий и яркий. Отказаться от него не могли даже те, кто знал: с бриллиантом что-то нечисто…

«Бриллиант Хоупа»

В 17 веке французский купец Жан-Батист Тавернье отправился в долгое путешествие. Вернувшись обратно, он привез из Индии голубой алмаз, который, по слухам, был украден из глаза статуи индуистской богини Ситы.

Камень казался таким прекрасным, что его не стыдно было продать даже государю. На алмаз польстился король Людовик XIV, который приобрел камень и передал своему придворному ювелиру. Жан Питау разделил его на несколько частей и оправил самую крупную в золото. Надевая украшение впервые французский государь не знал: над бриллиантом тяготеет проклятие.

Легенды гласят, что первым оно настигло купца Тавернье, который был вынужден бежать из страны и скончался вдали от Франции — в Москве. Затем — Атенаис де Монтеспан, фаворитку короля Людовика XIV, которой государь подарил бриллиант. Утратив расположение монарха, она удалилась в монастырь, а Людовик XIV получил свой дар обратно, но предпочел убрать его с глаз долой…

Следующей владелице, очарованной бриллиантом, камень тоже принес одни несчастья. Королева Мария-Антуанетта так восхищалась его дивным цветом: он удивительно шел к ее голубым глазам! Государыню ждал печальный конец, а бриллиант на время исчез, чтобы позднее объявиться в Лондоне.

И, по слухам, всех его владельцев продолжали преследовать несчастья — они разорялись, гибли или добровольно расставались с жизнью.

В 1830 году камень был куплен у британского ювелира Дэниела Элиасона банкиром Томасом Хоупом, в честь которого и получил название. Через несколько месяцев после продажи Элиасон ушел из жизни. Та же участь в 1831 году ждала и Хоупа.

Бриллиант перешел к наследникам, последний из которых — Френсис Хоуп — женился на актрисе, которая совершенно его разорила и сбежала с молодым американцем. А Хоупу пришлось продать камень, чтобы покрыть часть долгов. Бриллиант вновь отправился путешествовать, умножая число несчастливых историй.

Его силе приписывали разорение американского торговца бриллиантами Саймона Франкеля и турецкого коллекционера Селима Хабиба. Не повезло и светской львице Эвелин Маклин, купившей камень в 1911 году. Сначала казалось, что все идет благополучно и бриллиант утратил свою «черную силу», но потом Эвелин столкнулась с проблемами в семье.

В 1919 году ее девятилетний сынишка погиб в аварии, потом муж лишился рассудка и был помещен в больницу, ушла из жизни дочь, выпившая слишком много снотворного…В 1947 году не стало самой Эвелин.

Спустя два года наследники продали бриллиант ювелиру Гарри Уинстону, который отчего-то не стал держать его у себя и передал в дар Смитсоновскому музею. Вероятно, у него имелись веские основания!

Бриллиант «Кохинур»

История загадочного индийского бриллианта «Кохинур» тоже считается полулегендарной. Долгое время камень переходил из рук в руки: его продавали, крали, обменивали на свободу. С «Кохинуром» была связана не одна мрачная история.

Одного из владельцев — Шаха Джахана, знаменитого строителя Тадж-Махала, сверг его собственный сын. Надир-шах был убит, а его империя разрушена. Кхарак Сингх был свергнут собственным министром. Шер Сингх лишился жизни в результате переворота…

Наконец в марте 1849 года, после завершения Второй англо-сикхской войны, в которой сикхи потерпели поражение, а британцы приобрели контроль над индийскими территориями, камень был официально передан королеве Виктории.

Перевозка бриллианта из Бомбея в Портсмут оказалась делом крайне хлопотным и сложным: на борту случилась вспышка холеры, а потому корабль был вынужден долго простоять близ острова Маврикий, где местные вовсе не радовались чужакам, потом судно попало в 12-балльный шторм…

И все же довезти бриллиант удалось в целости и сохранности. В Британии его переогранили и вставили в брошь королевы Виктории.

Только после того, как государыни не стало, бриллиант был закреплён в короне. К этому времени легенда, сложившаяся вокруг камня, дополнилась одной деталью: проклятие «Кохинура» распространяется только на правителей-мужчин. И действительно, кажется, ни одна британская королева от него не пострадала.

Бриллиант «Луна Бароды»

История «Луны Бароды» — прекрасного жёлтого бриллианта — тоже берёт своё начало в Индии. Необработанный алмаз был найден около города Хайдарабад, где-то между 15 и 17 веками, а затем отправлен в город Барода, в честь которого и получил свое название. Именно в Бароде камню придали грушевидную форму.

Долгое время бриллиант оставался во владении могущественной династии махараджей Гаеквадов из Бароды, которые на протяжении нескольких столетий правили западной частью страны. Вероятно, в это же время возникла и легенда: если камень увезут за море, он начнёт приносить беды своим владельцам.

Однако по какой-то причине камень всё же был отправлен за океан. Его владелицей стала эрцгерцогиня Мария Терезия, мать злополучной французской королевы Марии-Антуанетты, окончившей свою жизнь на гильотине. История гласит, будто эрцгерцогиня ощутила на себе негативное влияние камня, а потому он был возвращён обратно.

Правда, на родине камня щедрый жест королевы не оценили: в 1920 году махараджа Саяджирао Гаеквад продал «Луну Бароды» неизвестному. В 1944 году камень объявился в коллекции ювелира Сэмюэля Дойча, затем перепродавшего его президенту ювелирной компании Мейеру Розенбауму.

В 1953 году Розенбаум предоставил бриллиант Мэрилин Монро, которая надевала его во время съёмок в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Считается, что 1953-й стал для актрисы последним удачным годом, уже в 1954 для Мэрилин настали трудные времена — конфликты с кинокомпанией, не слишком удачный брак и тяжёлый развод…Жизнь Монро пошла под откос.

С того времени «Луна Бароды» несколько раз меняла владельцев, однако они предпочитали не рассказывать о постигших их бедах.

Оцените статью
«Бриллианты неудачи»: почему ходят слухи о проклятии, тяготеющем над владельцами камней?
Людмила Власова и Александр Годунов: история трагической любви одной из самых красивых супружеских пар Большого театра 1970-х годов