Когда произошла эта история, 21-летнего Александра еще никто не называл Великим. На тот момент он пробыл на троне всего полтора года. Его отец, Филипп II, подчинил македонянам всю Грецию, а теперь его наследник отправился на север, чтобы покорить богатые фракийские племена…
Однако вскоре пошли слухи о том, что непобедимое войско Александра Македонского сгинуло в боях с варварскими племенами. Кроме того, полисы один за другим объявляли о независимости от Македонии…
Казалось бы, подобное плачевное положение уже ничем не исправить, но вдруг правитель вернулся с армией, которая стала в два раза больше! Македоняне не только подчинили фракийцев, но и набрали новые отряды из покоренных племен.
Так, Спарта, Афины и многие другие полисы стали проситься обратно под покровительство Македонского. И только Фивы решили отстоять свою независимость… Но город был обречен и от него осталось лишь пепелище.
В Фивах и произошло событие, которое показало народу, как справедлив может быть правитель даже к своим врагам. Эта история об отважной Тимоклее Фивейской стала известна благодаря пересказу Плутарха.
Он утверждал, что опирался на сочинения Аристобула Кассандрийского, который получал информацию из первых уст, поскольку сопровождал Александра в его кампании.
Во время разграбления Фив командир отряда фракийских наемников вторгся в дом, где проживала вдова по имени Тимоклея. Мужчина стал надругаться над ней, а после и вовсе стал требовать отдать ему все ценные вещи.
Тимоклея пообещала все отдать, но к этому моменту в ее голове успел созреть хитрый план. Женщина сказала воину, что прячет золото и серебро на дне колодца во дворе дома. Алчный фракиец заглянул в него, и женщина толкнула его вниз, предусмотрительно закидав камнями.
Фракийцы схватили Тимоклею и доставили ее к царю Александру на суд. Женщина держалась с великим достоинством и рассказала правителю о том, что её брат по имени Феаген командовал фиванцами в сражении при Херонее с отцом Александра (Филиппом II) «за свободу Греции».
Кроме того, женщина добавила: «Не стремлюсь остаться в живых, чтобы испытать еще такую же ночь, если ты это допустишь».
Александр был так впечатлен её мужеством, что даровал свободу и ей, и её детям.
Самая известная картина на этот сюжет принадлежит кисти итальянской художнице болонской школы эпохи барокко Элизабет Сирани. Героиня ее картины мстила врагам не за разрушенные и разграбленные города. Она мстила за себя.
Художница показывает нам, что даже во времена патриархата встречались твердые и решительные женщины, которые могли отомстить своим обидчикам. Сирани предпочла преуменьшить эротизм, который подчеркивали мужчины-художники, чтобы сосредоточиться на героическом поступке и желании женщин претендовать на добродетели, обычно присваиваемые мужчинам, такие как сила духа и самообладание.
На холсте изображена кульминация драматического повествования. Фоном является стена, отделяющая сад от двора усадебного дома. Низкое небо потемнело из-за объявших город пожаров. В нижней части полотна видны искусно выполненные барельефы и изящная амфора для подъёма воды.
Тем не менее, до XVIII века изображения Тимоклеи встречаются в искусстве довольно редко, большинство из них в Италии. Акцент в подавляющем большинстве работ сделан на великодушии Александра, а не на чертах характера и действиях самой Тимоклеи.