— Ты же знал заранее, не зачем было тогда жениться, — плакала прекрасная шатенка с карими глазами и правильными чертами лица. Её аккуратный прямой носик покраснел от слез. Вот так, вот и конец её непродолжительному браку. А всё потому, что девушка оступилась.
Эмилия Тимм родилась в 1821 году. Она была известна скандальным браком с Карлом Брюлловым. Но однажды Карл огорошил жену своим решением — развод. Он так «не может». Для него жена потеряла лик благовоспитанной дамы.
Карл Брюллов долго искал свое личное счастье. Его давняя муза Юлия Самойлова, с которой его связывали нежные отношения, была известна своим «тёмным» происхождение.
В высшем свете ходили слухи, что мать родила Юлию от собственного отчима, итальянца. Сплетники рассуждали даже о сходстве характеров: графиня отличалась той же открытостью, щедростью и преданностью, что и граф Литта, отчим матери. Как бы то ни было, когда граф Литта и её мать скончались, то их огромное наследство досталось Юлии.
К примеру, сам граф Литта писал брату: «У моей жены много владений в России, в Малороссии, в разных польских губерниях. Границы только одного имения – того, в котором мы сейчас находимся, – протянулись на триста шестьдесят тысяч верст.
Они заняты бескрайними рощами строевого леса и плодородными пашнями… На каждый ар пашни приходится от шести до восьми голов крупного рогатого скота. Это вам даст представление о размерах наших владений. Урожай в хорошие годы – сам двенадцатый или четырнадцатый».
Да и граф Литта хвастался, что во всей Российской империи, помимо императорской семьи, лишь он платит наличными и не должен никому ни гроша.
Юлия была богатая, свободная и одинокая. Как и Карл Брюллов. Он был ей очарован. Но вопрос брака даже не обсуждался, да и сам Брюллов ни раз говорил, что никогда не будет пользоваться деньгами женщины.
Эмилия была не так богата, как Юлия. По одной из версий 39-летний Карл Брюллов и 17-летняя Эмилия познакомились в театре. Красавица с тонкой талией и изящными изгибами была влюблена в Карла Брюллова.
Для неё он был таинственным и талантливым живописцем. С виду казалось, что Эмилия являлась непорочной и кроткой балтийской красавицей, воспитанной в строгих нравах своего отца, рижского бургомистра.
Карл был пленен её невинной красотой. Он захотел написать портрет Эмилии. Девушка согласилась. Перед нами предстала изящная леди с тонкой талией и в белоснежном кружевном платье.
По одним данным, незадолго до свадьбы, (по другим данным сразу после свадьбы) выяснилось, что молодая и очаровательная Эмилия уже не девица. Поговаривали, что её возлюбленным мог быть чуть ли не её родной отец.
Якобы в свете, в особенности в Петербурге, уже вовсю обсуждали связь рижского бургомистра Федера Тимма с его дочерью. Репутацию Эмилии нужно было срочно обелить. И тут по руку подвернулся Карл Брюллов, который грезил найти настоящую любовь.
Про эти слухи он не знал, лишь незадолго до свадьбы, или сразу после, узнал тайну жены. Оказалось, что Федер Тимм сперва и не собирался отпускать от себя свою дочь. Брак был лишь прикрытием, сделав из Эмилии замужнюю и приличную даму для высшего общества.
Спустя пару месяцев брака Брюллов стал думать о разводе, но отец жены был слишком влиятельным человеком, чтобы позволить всем узнать правду об его дочери.
Долгие шесть лет тянулся бракоразводный процесс Карла Брюллова. Брюллову пришлось дать письменное объяснение Александру Христофоровичу Бенкендорфу, шефу жандармов и фактически второму лицу в государстве о причине своего развода.
Это было сделано по приказу Николая I, который не понимал, что послужило поводом для развода после пары месяцев брака. А также Брюллову следовало объясниться перед министром двора князя Волконского.
«Я влюбился страшно… Родители невесты, в особенности отец, тотчас составили план женить меня на ней… Девушка так искусно играла роль влюбленной, что я не подозревал обмана»
Все это время рядом с художником была Юлия Самойлова, которая всеми силами морально поддерживала давнего друга. Лишь в 1841 году был официально оформлен развод Карла и Эмилии.
Если Карл Брюллов узнал о том, что Эмилия не девица ещё до свадьбы, то сам виноват, что погряз в этой трясине. Насильно под венец его не вели. Если же правда о жене всплыла после заключения брака, то надежды Брюллова на счастливый брак действительно разбились о суровую реальность.
Как бы то ни было, в Петербурге о Брюллове стали ходить неприятные слухи. Он поспешил уехать в Италию, а Эмилия вернулась в Ригу. Казалось, развод её совершенно не беспокоит. Поистине, тёмная была лошадка! Она вернулась в музицированию, а после уехала покорять Францию и брать уроки у Шопена.
В 1844 году в Риге Эмилия вышла замуж за Алексея Греча. Молодожены переехали в Петербург. Эмилия блистала на балах и была главным украшением своего дома. Но супружеское счастье продлилось всего шесть лет. Алесей умер во время мореплавания на Мадейру.
После смерти мужа Эмилия переехала с детьми в Карлсруэ, чтобы дать возможность получить детям немецкое образование. Иногда она играла при королевском дворе Вюртемберга.
Музыка была её отдушиной. А когда дети выросли, то Эмилия вновь вернулась в Петербург, где радовала петербургских аристократов своим талантом и игрой на пианино. Эмилия умерла в 1877 году в Павловске в возрасте 56 лет в окружении родных людей. А её репутация…она осталась спорной, как и вся история с браком с Карлом, разводом и романом с отцом.