Знаменитый художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной из которых является «Купчиха за чаем». С этой работой связано множество любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же, написанное в 1918 году полотно до сих пор вызывает множество споров…
Купчиха хороша собой и воплощает народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой и небесно-голубые глаза… Рядом о сдобное плечо хозяйки ластится, мурлыча и изогнув хвост, сытый и ленивый кот — непременный житель любого купеческого дома. За спиной женщины мы видим другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.
Трудно представить, что свою «Купчиху за чаем» Борис Кустодиев создал в голодном Петрограде 1918 года, будучи малоподвижным инвалидом в коляске…
«Купчиху за чаем» художник написал в 1918 году, после революции, уничтожившей купеческий мир старой России. Годы счастливой юности уже давно остались позади, а с приходом большевиков к власти былая жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника…
Времена были голодные и страшные, о чем Кустодиев писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».
Кроме того, в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 году ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания знаменитой картины Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу…
Чтобы спасти жизнь художника и добраться до опухоли, врачи могли сохранить что-то одно – или подвижность рук, или ног. Это тяжёлое решение легло на плечи жены живописца, Юлии (сам Кустодиев находился без сознания). Она решила, что без рук художник жить не сможет.
И хотя Кустодиев потерял возможность ходить, он удивительным образом продолжал создавать душевные и богатые по колориту картины. В своей памяти он оживлял образы дореволюционной России, страны, которой больше не было. Реальность была совсем не похожа на светлые картины художника…
С тех пор, по словам Кустодиева, его миром стала его комната. Но тем живее работало его воображение: «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил он.
Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. «Купчиха за чаем» – это не просто изображение довольной жизнью женщины. В этой картине художник воплощает народные представления о счастье.
Однако главной героиней картины является вовсе не купчиха, а настоящая баронесса! Часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз ему позировала соседка по дому в Астрахани — Галина Владимировна Адеркас (баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в.).
На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше. Однако художник и не преследовал цели портретного сходства.
Скорее, он изобразил собирательный образ, который стал олицетворением уездного городка, а в XIX веке нашёл отражение в героинях Островского и Лескова. Недаром Кустодиева даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».
*
*
Пейзаж за спиной героини также является собирательным образом русских городов: Астрахани, где вырос художник, Нижнего Новгорода, Костромы, где он так любил бывать.
Шатровая колокольня, пятиглавый храм, гостиный двор, одноглавый храм с куполом и луковкой – обязательные архитектурные элементы городов средней полосы России. Художник не берет за основу конкретный вид, а пишет по памяти и будто бы перечисляет достижения русского зодчества.
*
Красочный натюрморт на переднем плане буквально сошел с вывески купеческой лавки: спелый арбуз, виноград, яблоки, ваза с вареньем, корзинка с кренделями и сдобой… Соседство фруктов и горячего самовара — вовсе не художественная прихоть, а хорошо известный художнику факт (у зажиточных купцов была традиция пить чай с фруктами).
Однако напомню, что это обильное застолье было написано в холодные и голодные времена. Супруга художника по воскресеньям даже ходила пилить дрова: платили за труд не деньгами, а дровами. Сам Кустодиев же был вынужден взять заказ на оформление улиц города к годовщине революции.
Именно в таких условиях рождалась подлинная поэма купеческой Руси, исчезающая на глазах былой жизни. «Купчиха за чаем» стала наиболее сильным выражением многоцветной, сытой и безмятежной жизни, канувшей в Лету.
В промерзлом революционном Петрограде Кустодиев писал мечту. Может быть, мечту восставших масс. Может быть, свою, детскую, о былых временах…
Впервые публика увидела «Купчиху…» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). В залах, где еще два года назад проживала царская семья, были развешаны картины трех сотен художников всех возможных направлений.
Конечно, основной темой выставки была революция — картин с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов, и пользовалась спросом публики.