«В Америку! Там рай…». Трагедии и триумфы Галины Вишневской

«Там продукты в магазинах, все завалено», — словно коварный соблазнитель юной деве, шептал он ей на ухо. Галина слушала, вспоминая свою жизнь в Советах. Сколько в ней было боли, сколько страданий! Но были и светлые, радостные моменты.

«В любой магазин зайдешь, колбасы навалом», — шептал, между тем, ее новый ухажер.

25 октября 1926 года в Ленинграде в семье коммуниста, участника подавления Кронштадтского восстания Павла Андреевича Иванова и его супруги Зинаиды Антоновны родилась девочка. Новорожденной дали имя Галина, но в семье ее называли Галочкой.

Детство Галочки проходило в Кронштадте, где у ее родителей был отличный дом. Отец работал в советских учреждениях, мать была домохозяйкой.

Зинаида Антоновна, вышедшая за Павла Андреевича в возрасте восемнадцати лет, была дочерью поляка и цыганки, и отличалась красотой, а также большим талантом к пению. Никто в Кронштадте не исполнял романсы под гитару лучше, чем Зина Иванова!

Вот только матерью Зинаида оказалась непутевой. Женщина посчитала дочку недостаточно красивой и, в целом, «какой-то дефектной». Воспитанием Галочки мать заниматься отказалась, передав дочь на попечение свекрови.

Так получилось, что родители Гали вели шикарную, богемную жизнь, тогда как их дочка находилась у бабушки, Дарьи Александровны Ивановой, вологодской крестьянки, переселившейся с семьей в Кронштадт еще до революции.

У Дарьи Александровны Галя жила в маленькой, скромной квартирке, но доброта и, по-настоящему, материнская нежность бабушки, компенсировали Галине отсутствие удобств или хорошей еды.

С 1930-го года Дарья Александровна зарабатывала на себя и на внучку, выполняя заказы по шитью и стирке.

Павел Андреевич, тративший на жену-цыганку огромные деньги, помогать матери и дочери был не в состоянии. Во дворе Галю прозвали «сиротой», «безотцовщиной», хотя все знали, что ее родители живы и даже прекрасно себя чувствуют.

Девочка, между тем, быстро росла, и вскоре стало понятно, что мать Зинаида сильно ошибалась насчет Гали. «Сиротке» передались и красота матери, и ее чарующий голос.

Учитель пения Иван Игнатьевич сразу понял, какой алмаз ему достался и, насколько было в его силах, принялся за огранку природного таланта Гали. Девочка занималась старательно, и вскоре добилась значительного прогресса.

Мать наконец-то заметила талант дочери, и подарила Гале новенький патефон. Теперь девочка могла слушать лучшие записи знаменитых певиц, учиться у них.

Перед самой войной случилась трагедия. Отец Галины по неосторожности рассказал в тесной компании анекдот про Сталина. Вскоре за Павлом Андреевичем пришли. Иванов был приговорен по 58-ой, «контрреволюционной», статье к десяти годам лагерей.

Зинаида Антоновна ждать мужа из мест не столь отдаленных не стала. Женщина повторно вышла замуж, забрала старшего, любимого сына и уехала на Дальний Восток. Галя осталась в Ленинграде с бабушкой.

В 1941 году началась война. Галине в ту пору исполнилось пятнадцать лет. Девушка-подросток отказалась эвакуироваться из Ленинграда, к которому рвались немцы, и с другими детьми тушила на крышах зажигательные бомбы.

8 сентября 1941 года немецкие, финские войска и их союзники взяли Ленинград в блокадное кольцо. Началась одна из самых страшных трагедий в мировой истории.

В первую же блокадную зиму Галина с бабушкой столкнулись с голодом и холодом. Дарья Александровна слабела с каждым днем, и в феврале 1942 года скончалась.

Галя осталась одна в промерзшей квартире. Не было сил даже сходить за пайком блокадного хлеба из жмыха, сои и сосновой коры.

Соседи, заметив, что из квартиры Ивановых никто не выходит, взломали деревянную дверь. Галину нашли совершенно обессиленной от голода и холода. К счастью, девушка была жива.

Оправившись в больнице, Галина в возрасте 16 лет поступила на службу в ленинградскую часть ПВО, участвовала в отражении воздушных атак немцев, за что была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Однако главной деятельностью молодой певицы было участие в благотворительных концертах. Галина выступала перед бойцами в Кронштадте, пела на кораблях, в госпиталях.

В 1943-ем году начинающая певица поступила в Музыкальную школу им. Римского-Корсакова, где проучилась до снятия блокады.

Еще во время учебы в Музыкальной школе 17-летняя Галина познакомилась с военным морским офицером Георгием Вишневским. Роман развивался стремительно, и через месяц после знакомства молодые люди расписались в одном из ленинградских ЗАГСов.

Увы, брак оказался неудачным. Георгий пил, вел себя развязно, нещадно изменял молоденькой жене. Через 2 месяца пара развелась. От этого брака Галине остались лишь плохие воспоминания, а также красивая артистическая фамилия — Вишневская.

В 1944-ом 18-летнюю Галину приняли в хор Ленинградского областного театра оперетты. Сначала Вишневская была простой хористкой, но очень скоро ей стали доверять сольные партии.

Злые языки говорили, что стремительный взлет Вишневской в Ленинградском областном театре случился из-за настойчивого внимания к певице директора театра, Марка Ильича Рубина. Действительно, с осени 1944 года Галина и Рубин, который был на 22 года старше Вишневской, стали жить в гражданском браке.

В 1945 году Галина родила сына Илью. Увы, мальчик скончался в младенчестве, что стало страшным ударом по молодой певице.

Утешение Вишневская нашла в работе. Карьера талантливой певицы развивалась стремительно: уже в 1947-ом году Вишневская являлась солисткой Ленинградской филармонии.

Новым этапом жизни для Галины стал переезд в Москву в начале 50-х годов. В 1952-ом Галина была принята в стажерскую группу Большого театра, а в следующем году стала ведущей солисткой главного театра страны.

Это был потрясающий успех, но он разрушил отношения Галины с Марком. Марком, который неоднократно спасал жену от верной смерти: выхаживал Вишневскую, когда та заболела туберкулезом, выбивал ей путевку в санаторий.

Оставшийся в Ленинграде Рубин заочно ревновал Галину к московским «хлыщам» — и ревновал не напрасно.

В 1955 году на приеме в ресторане «Метрополь» 29-летняя прима Большого театра Галина Вишневская познакомилась с 28-летним виолончелистом Мстиславом Ростроповичем.

Умный и талантливый Ростропович заинтересовал Галину, однако, роман между ними начался несколько позже, в Праге, куда оба прибыли для участия в фестивале «Пражская весна».

Оказалось, что Мстислав близок к диссидентам: музыкант ненавидел советскую власть и всячески подталкивал к этому же Галину.

«В Америку! — говорил Ростропович в номере пражского отеля. — Там рай для творческой интеллигенции».

Вишневская, которая и сама была не в восторге от советской власти, свято верила любовнику и мечтала поскорее оказаться в США.

Летом 1955 года Галина и Мстислав заключили брак. Марк Рубин, невероятно страдавший из-за расставания с гражданской женой, был вынужден смириться с потерей.

Став супругами, Галина и Мстислав стали гастролировать вместе. Вишневская пела, Ростропович играл на пианино, затем дирижировал оркестром.

Пара побывала с гастролями в Италии, Франции, Польше, Чехословакии, ГДР, Австралии, Японии. Пребывание в капиталистических странах лишь укрепило мнение Мстислава Леопольдовича: надо бежать из СССР.

В 1956 году Галина родила дочь Ольгу, еще через два года в семье появилась вторая девочка, Елена.

Слава Вишневской и Ростроповича росла с каждым годом: к концу 60-х оперную певицу и музыканта знал весь мир.

Свое влияние супруги использовали, в том числе, для помощи диссидентам. Так, в сентябре 1969 года Вишневская и Ростропович пригласили на свою дачу опального Александра Солженицына. В октябре 1970-го пара подписала открытое письмо в поддержку писателя.

После подписания письма в советской прессе о Вишневской писать почти перестали, кроме того, была ограничена ее гастрольная деятельность по СССР. За границу певицу все еще выпускали, чем она активно пользовалась, давая множество концертов за рубежом и зарабатывая солидные деньги.

В 1974 году Вишневская обратилась к Л.И. Брежневу с просьбой разрешить ей выехать за границу с мужем и дочерьми — 18-летней Ольгой и 16-летней Еленой. Было понятно, что певица и музыкант собрались бежать на Запад, однако, Леонид Ильич не стал препятствовать отъезду пары.

Поездку оформили как командировку Министерства культуры СССР. Вишневская и Ростропович осели в Швейцарии.

Галина и Мстислав постоянно гастролировали, поэтому дочерей пара предпочла сдать на воспитание в монастырь-пансион в Лозанне. Певица объясняла свой странный поступок тем, что, оказавшись на Западе, по сути дела, без родительского присмотра, девушки могли пойти по дурной дорожке.

В 1978 году, поняв, что Вишневская и Ростропович не собираются возвращаться, власти СССР лишили певицу и музыканта советского гражданства, а также всех государственных наград. Этот шаг был объяснен следующим образом:

«Выехавшие несколько лет назад в зарубежную поездку М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР.

Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976 — 1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций».

В конце 70-х Ростропович стал сильно опасаться «мести КГБ». Музыкант понял, что настало время реализовать старую мечту об Америке, и вывез семью в США.

Жизнь в Америке оказалась далеко не такой безоблачной, как казалось Мстиславу Леопольдовичу. Пара активно гастролировала, но денег часто не хватало. Кроме того, в отличие от советских граждан, американцы, воспитанные на массовой культуре, мало интересовались оперным пением.

В 1982 году в Париже Вишневская попрощалась с профессиональной оперной сценой, однако, выступать не перестала.

Начавшуюся в СССР перестройку Галина Павловна и Мстислав Леопольдович поддержали всей душой.

В январе 1990 года отживающая последние годы советская власть вернула Вишневской и Ростроповичу и советское гражданство, и все награды. Правда, гражданство пара не приняла.

В феврале 1990 года Вишневская и Ростропович вернулись в Москву. Галина Павловна была торжественно назначена почетным профессором Московской консерватории.

Во время августовского путча ГКЧП Ростропович с автоматом в руках защищал «Белый дом», в котором засели Борис Ельцин и его сторонники.

В 1993 году Галина Вишневская сыграла роль Екатерины Второй на сцене МХТ им. Чехова. Актерскую карьеру певица продолжила в кино. В 1994 году Галина Павловна сыграла главную роль в фильме «Провинциальный бенефис» по пьесе Островского.

В 2006 году Мстислав Ростропович попал в одну из московских больниц с острой болью. Врачи провели обследование, результат которого шокировал: у 79-летнего музыканта был рак печени. Мстислав Леопольдович перенес две операции, но они не помогли: 27 апреля 2007 года Ростропович скончался в центре онкологии им. Блохина в Москве.

Для Галины Павловны смерть мужа стала тяжелейшим ударом, справиться с которым, как и всегда, ей помогла работа. В 2007 году Вишневская сыграла бабушку солдата Чеченской войны в драме А. Сокурова «Александра». За эту роль Галина Павловна получила несколько престижных премий.

Последние годы жизни Галина Павловна тихо и мирно жила в своем доме в Подмосковье. В декабре 2012 года Вишневскую экстренно госпитализировали, и 11 декабря великая русская певица скончалась в возрасте 87 лет.

Согласно завещанию Вишневской, ее похоронили рядом с супругом на Новодевичьем кладбище.

Оцените статью
«В Америку! Там рай…». Трагедии и триумфы Галины Вишневской
Ненужный Геннадий Бортников: любимец женщин доживал свой век в одиночестве и с кошками