Ненужный Геннадий Бортников: любимец женщин доживал свой век в одиночестве и с кошками

Имя актера Геннадия Бортникова когда-то гремело по всему Советскому Союзу. На его спектакли в театре имени Моссовета билеты раскупались моментально. Он играл героев Шекспира, Достоевского, Уильямса, его кинороли собирали целые залы. Самая популярная картина с участием Бортникова — “Взорванный ад”.

Впрочем, большую часть своей творческой жизни артист посвятил именно театру, а вот кинопроектов за его плечами было всего 40, и это с учетом фильмов-спектаклей, которые транслировались по телевидению. Искусству жить на сцене Геннадий Леонидович пожертвовал все, включая и свою личную жизнь.

Детские годы

1 апреля 1939 года в семье военного летчика на свет появился мальчик, которого назвали Геннадием. А затем началась война. Отец воспитывал сына в строгости, а мать мальчик потерял в семь лет. Возможно, она бы и защитила его интерес к живописи, театру и вообще искусству, но судьба не имеет сослагательного наклонения.

Потому папа прочил Геннадию карьеру военного или же инженера, а он все равно тянулся к другой сфере, записался в драмкружок, рисовал и вдохновенно читал стихи.

Старт актерской карьеры

После окончания семи классов отец отдал Геннадия в машиностроительный техникум, пытаясь вырастить из него инженера. Однако, проучившись год, парень просто ушел оттуда, поняв, что тянет его к живописи. Так Бортников оказался в рядах студентов художественного училища и получил порицание от строгого папы.

Тот категорически был против, чтобы сын становился художником. Но Геннадий пошел наперекор его воле, а потому учился и в свободное время подрабатывал художником-оформителем в драмкружке.

В итоге упреки отца вынудили талантливого парня просто сбежать из дома. Местом жительства он выбрал… монастырь! Ведь идти по сути Геннадию было некуда. Но и в тихой обители он не скучал — изучал иконопись.

Увидев такое упорство, отец сменил гнев на милость и наконец-то принял его увлечения. Бортников вернулся домой, а позже поступил в школу-студию МХАТа, учился у Сергея Герасимова.

Еще во время учебы Бортников зарекомендовал себя как талантливый актер, играя роли в учебных постановках. Он всегда выделялся на фоне прочих учащихся. Потому его сразу пригласил к себе театральный режиссер Юрий Завадский.

Театральные подмостки

Дебютировал Геннадий в спектакле по пьесе Виктора Розова «В дороге». Премьера оказалась удачной, и постановка вошла в число претендентов на награды “Фестиваля наций” в столице Франции. Там Бортников получил свои первые громкие звания, он стал лауреатом премии критики и публики.

Журналисты находили, что он напоминает Жерара Филипа, режиссеры предлагали ему работу в Париже, но молодой артист отвечал отказом: “А кто будет кормить дома кошек? Они меня ждут”.

Вернувшись на родину, Бортников стал звездой театральных подмостков. Завадский считал, что он должен участвовать чуть ли не во всех постановках. Так что актер получал роли в спектаклях «Петербургские сновидения», «Глазами клоуна», «Братья Карамазовы», «Дон Карлос» и многих других.

Его обожали и критики, и коллеги, и зрители. А однажды на спектакле «Петербургские сновидения» побывала сама Фаина Раневская. Увидев Бортникова в роли Раскольникова, она сказала так:

«Гена должен забыть все: приятелей, знакомых, угощения, выпивки, Гена должен ходить в лес, смотреть на небо, на деревья. Именно в лес, а не в гости. Гена должен рисовать, он это умеет делать, Гена обязан сейчас состариться на 1000 лет и вновь родиться — чтобы играть Раскольникова, нужно в себе умертвить обычного, земного, нужно стать над собой — нужно искать в себе Бога».

Карьера Геннадия Леонидовича шла в гору, но тут умер Завадский. И внезапно стало ясно, что именно он «тянул» актера. Со смертью режиссера Бортникова перестали приглашать на главные роли, а спектакли, поставленные ранее, исчезли из репертуара.

К тому же стало ясно, что артисту пора переходит в амплуа взрослых героев, но Бортников, считал, что он молод, а потому продолжал вести себя, словно подросток, нелепо кривляясь. Перестроиться Геннадий так и не смог. Он очень страшился старости и часто повторял: «Я не представляю себе, как мне играть старика!»

Роль в фильме-спектакле театра имени Моссовета «Муж, жена и любовники» стала последней ролью на театральных подмостках. Однако этот спектакль до сих пор ставят в память именно о Геннадие Бортникове.

Киноактер

Дебют в кино Бортникова состоялся в 1961 году. Он тогда сыграл в фильме «Взрослые дети» и тут же попал под пристальные взоры кинорежиссеров. Оценила работу актера и благодарные зрители. А потом Геннадию Леонидовичу предложили сняться в музыкальной комедии «Черемушки».

Режиссер Генрих Раппорт видел только Бортникова в образе Саши Бубенцова. Премьера кинокартины пришлась на день рождения артиста, и он был безумно счастлив.

Также Геннадий Бортников снялся в картинах: «Наш дом», «Алло, Варшава!», «Взорванный ад», «Путешествие миссис Шелтон», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Братья Рико» и многих других. А вот свою последнюю кинороль он получил уже после развала СССР — в 1993 году. Он сыграл Степана Волконского в «Уроде».

Холостяк

Поклонницы постоянно преследовали актера, желая с ним познакомиться. В общем, проблем с поиском девушек Геннадий никогда не испытывал. Однако связывать себя узами брака он не спешил.

Бортникова пугало то, что представительницы прекрасного пола любят больше его популярность и роли, чем его самого как человека. Он часто говорил, что лучше будет жить одиноким, чем обманутым, разочарованным и преданным.

О завидном холостяке часто ходили слухи, что он на самом деле предпочитает мужчин, а не женщин. И этими сплетнями часто пользовались коллеги, которые Бортникова недолюбливали. Усиливала впечатление о другой ориентации и закрытость артиста. Он не спешил делиться подробностями своей личной жизни, к тому же никогда не был женат, не отметился детьми даже на стороне.

Последние годы жизни Геннадия Леонидовича радостью не выделялись. Он жил достаточно одиноко, ролей уже не предлагали. Тогда актер вспомнил о своем умении рисовать. Он писал картины и раздаривал их друзьям, с которыми порой проводил какое-то время. До конца с ним был кот Марик, который до встречи с Бортниковым жил на улице. Именно он и скрасил одиночество забытого артиста.

В марте 2007 года в ЦД работников искусства открылась персональная выставка Бортникова. Художник очень волновался, а потом внезапно почувствовал слабость. Медики констатировали инфаркт и назначили лечение. Геннадий Леонидович пришел в норму, но это выздоровление было кратковременным. 24 марта 2007 года его не стало. Артист похоронен на Введенском кладбище.

Проститься с любимым актером пришла чуть ли не вся столица. Казалось, что поклонникам нет числа. Люди прощались с тем, кто своим мастерством и талантом радовал их долгие годы в кино и на театральной сцене.

Оцените статью
Ненужный Геннадий Бортников: любимец женщин доживал свой век в одиночестве и с кошками
«Ее голосом пели Селезнева и Варлей»: почему популярная певица 70-х годов — Нина Бродская переехала в США, жизнь и как выглядит