Наталья Кустинская. Вспыхнула, как мотылек, и ушла в забвение. Вернулась. Но это была уже не она. Приговор коллег: Она заслужила такой финал

Когда-то от нее невозможно было оторвать взгляд. В 25 лет она стала суперзвездой отечественного кино и самой желанной женщиной страны. Она мечтала о серьезных драматических ролях, но оставалась заложницей лишь одного амплуа.

Ей прочили успех Мэрилин Монро и Бриджит Бардо. Но, вспыхнув так же ярко, она, словно прекрасный мотылек, сгорела под лучами софитов и оказалась в забвении.

В начале 2000 годов к Кустинской вновь пришла былая популярность. Забытую звезду 60-х показывали на всех федеральных телеканалах. Но это была не та слава, о которой мечтала актриса.

Внешний вид Кустинской, когда-то первой красавицы советского кино, поверг зрителей в шок. Прикованная к постели, в темных очках и белом парике, она была почти неузнаваема.

Ее мгновенно начали обсуждать на многочисленных ток-шоу. Бывшие коллеги делились воспоминаниями и не скупились на нелестные оценки: Пустышка, посредственная актрисулька. Как приговор звучали слова: Она заслужила такой финал. Бог наказал ее за все.

Но ведь эта женщина не совершила ничего ужасного.

В 2001 году Наталья упала дома. И в ожидании помощи 12 часов пролежала на полу, не в силах подняться. Травмы были серьезными. Она так и не восстановилась. Тогда Благотворительный фонд при Синодальном отделе Московской Патриархии нашел ей помощника, который переехал к Кустинской, чтобы постоянно находиться при ней.

Целый букет хронических заболеваний: остеопороз, артрит, сахарный диабет превратили Наталью в инвалида. Ее вес перевалил за 100 килограммов, так что лежащую актрису мыли прямо на постели. Перенести ее в ванную было практически невозможно.

Огромные деньги уходили на лекарства и уход. Кустинская оказалась на грани нищеты. И тогда решилась на крайний шаг. Стала давать интервью. За гонорар.

Она и не предполагала, какого джина выпустила из бутылки. Теперь вся страна обсуждала ее, судила, обвиняла. Казалось, все вокруг только рады, что ее жизнь сложилась трагически.

Когда она была молодая и красивая, ее за глаза называли демоном в юбке.

Кустинская притягивала мужчин, как магнит. Все хотели общества этой обворожительной блондинки с бездонными глазами. В то же время многие откровенно недоумевали, что такого в этой Кустинской особенного? Ее фигуру, лицо, волосы постоянно обсуждали. Искали недостатки, несовершенства.

Но когда юная Наташа впервые появилась на съемочной площадке, режиссеру Григорию Рошалю сразу стало ясно: перед ним новая звезда советского кино. В трилогии Григория Рошаля “Хождение по мукам” Кустинская снялась, еще будучи студенткой ВГИКа. Она была не только хороша внешне, но и невероятно убедительна в образе Маруси.

С самого детства про Наташу говорили, что с такой внешностью только в артистки. В 1961 году она получила свою первую главную роль и была невероятно органична в образе прелестной наивной дочери лесничего Ядвиси.

А когда Наташа вышла замуж, многие были уверены: эта юная звездочка взлетит в самую высь. Ей было всего 19, а ее избраннику, режиссеру Юрию Чулюкину — почти 30. Но в фильмографии у него была уже невероятно успешная комедия “Неподдающиеся”.

Всем казалось, что это второй брак Александров-Орлова. Увы, но стать второй Любовью Орловой у Кустинской не получилось.

Чулюкин совершенно не собирался делать из жены звезду экрана. Он мечтал, что Наталья оставит карьеру ради него. А Кустинская мечтала показать себя серьезной драматической актрисой. И неожиданно наткнулась на сценарий, который привел ее в восторг.

В тот вечер Наталья встретила мужа радостными криками: -Я нашла себе роль!

Она усадила Чулюкина на диван и заставила немедленно приступить к чтению сценария. Он назывался “Девчата”. Все время, пока муж читал, Наташа с нетерпением ходила по квартире.

Когда муж закончил читать, то увидел горящие глаза жены: -Ну как?

-А кого ты хочешь здесь сыграть? — осторожно спросил он.

-Как кого? Повариху Тосю!

Чулюкин с сомнением посмотрел на свою красавицу-жену. Она умоляла его: -Я смогу быть другой!

Спустя несколько дней Чулюкин сказал жене, что ее кандидатуру не утвердило руководство. Потеря этой роли стала для Кустинской настоящей трагедией. Но впереди ее ожидал еще один неприятный сюрприз. Юрий убеждал ее, что без нее ни за что не возьмется за работу над сценарием “Девчат”.

Но оказалось, что Чулюкин уже тайно вовсю снимал фильм. Когда Наташа узнала, что Надежда Румянцева играет роль, о которой она мечтала, то поняла, что, по ее словам, она живет с предателем. “И как я ему могу верить в жизни, когда он меня так предает. Приходит домой и говорит, что сценарий не запущен, съемок нет. А фильм уже в работе”.

От картины “Три плюс два” ничего особенного Наташа не ждала. Еще на пробах она поняла, что режиссер Оганесян стремится использовать ее внешность, а не актерский талант. Добрую половину фильма актеры ходили в полуобнаженном виде. Партнершей Кустинской стала Наталья Фатеева.

Вместе они щеголяли в коротких шортиках, купальниках. А режиссеру только это и было нужно. Фильм задумывался как витрина советского образа жизни для западных кинофестивалей. Однако и в собственной стране произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Миллионы туристов по примеру героев картины рванули на автомобилях к морю, мечтая о таких же приключениях и романах.

После этого фильма Кустинская стала по-настоящему знаменитой. Теперь ее преследовали восторженные поклонники. Она много путешествовала, представляя страну на зарубежных кинофестивалях и творческих встречах.

Словно убеждая остальной мир: обычная советская гражданка — не бесполое существо в ватнике, а чувственная и обворожительная кинозвезда.

Пока Наталья купалась в лучах славы, ее брак с Юрием Чулюкиным постепенно превращался в формальность. Они были вместе 9 лет. Чулюкин упорно старался создать из нее женщину своей мечты, хотел семью, а Наталья грезила ролями.

В браке она сделала аборт, но в следующий раз Юрий упросил ее не прерывать беременность. Она согласилась, но на раннем сроке потеряла ребенка. Наталья впала в депрессию, и, чтобы отвлечь жену от черных мыслей, Юрий начал покупать шампанское.

Вскоре алкоголь стал для Натальи постоянным спутником жизни. На волне успеха фильма “Три плюс два” Кустинской предложили одну из главных ролей в новой комедии “Спящий лев”. Фильм был тепло принят зрителями, но не стал кинохитом. Наталья надеялась, что сможет блеснуть в новой картине мужа “Королевская регата”.

На съемках этого фильма брак Чулюкина и Кустинской окончательно распался. Наталья узнала об измене Юрия и подала на развод. Режиссер умолял простить мелкую интрижку, но жена была непреклонна. Она стремилась немедленно начать новые отношения, чтобы посильней уязвить бывшего мужа.

Расставшись с Юрием, Наташа мечтала много работать, сниматься, но за три года у нее не случилось ни одной роли в кино.

Еще в начале карьеры, в 1955 году, в фильме “Большие маневры” голосом Натальи заговорила главная секс-символ тех годов Бриджит Бардо. А спустя несколько лет к самой Кустинской навсегда приклеился ярлык русской Бардо. О том, что она похожа на зарубежных звезд кино, Наталье говорили всегда.

Она панически боялась оказаться в нищете. К тому же, вглядываясь в толпу поклонников, она не видела того крепкого мужского плеча, о котором мечтала. Она категорически не хотела вновь связывать свою судьбу с человеком искусства.

Встретив переводчика, сотрудника Министерства внешней торговли СССР Олега Волкова, Кустинская решила, что ей нужен именно он. На момент их знакомства Волков был женат, но ради Кустинской немедленно развелся и отправился с ней в ЗАГС.

В 1970 году она родила сына Дмитрия и всерьез решила уйти из кино, чтобы посвятить себя семье. Но ее хватило на полгода.

Муж закатывал жене сцены ревности, но она тщетно пыталась вернуться на экран. Уже с конца 60-х коллеги обсуждали капризный характер актрисы. Виной всему были непомерные требования и алкоголь.

В 1966 году Леонид Гайдай утвердил Кустинскую на главную женскую роль в фильме “Кавказская пленница”. Почти одновременно Наталья получила предложение и от режиссера Владимира Мотыля. Он позвал Кустинскую сыграть в его военной драме “Женя, Женечка и “катюша”.

Наталья, которая давно мечтала о серьезной драматической роли, выбрала работу у Мотыля. И отказала Гайдаю. Но в картине Мотыля Кустинская тоже не сыграла. Накануне съемок она заболела, и режиссер не стал ее ждать. Тогда 32-летняя актриса легкомысленно рассудила, что впереди у нее еще будут новые предложения.

А пока, в отсутствие ролей она с головой окунулась в новый роман с космонавтом Борисом Егоровым.

Это был один из дружеских вечеров, который нередко устраивала у себя Наталья Кустинская. Она играла на фортепиано, гости болтали. Казалось, особо никто и не слушал, что исполняла Наталья.

Кроме одного человека. Борис, не отрываясь, смотрел на ее руки, порхающие по клавишам. Он узнал мелодию. “Элегия” Рахманинова. Эту мелодию любила играть мама Егорова, которая умерла, когда мальчику было 14 лет. В Кустинскую Егоров влюбился мгновенно.

Именно о такой женщине он всегда мечтал: легкой, веселой, немного наивной. Они поженились в 1970 году и были вместе 19 лет. Но всю свою жизнь Кустинской приходилось оправдываться за то, что она разрушила брак Егорова и Фатеевой.

Этот любовный треугольник: Егоров-Фатеева-Кустинская обсуждала, без преувеличения вся страна.

В браке с Фатеевой Егоров прожил почти пять лет. Незадолго до развода у них родилась дочь. Друзья, узнав, что у Кустинской с космонавтом роман, набросились на нее с обвинениями.

Главная пострадавшая в этой истории — Наталья Фатеева никак не комментировала произошедшее. В свое время она тоже разбила первую семью Егорова. Ради нее он также бросил жену и ребенка. Вероятно, поэтому она не торопилась обвинять Кустинскую, для которой брак с Егоровым стал настоящей сказкой.

Егоров окружил жену настоящей роскошью. Из заграничных поездок привозил своей любимой “кошке”, как он ее ласково называл, наряды и бриллианты. Исполнял любой каприз. Для полного счастья Наталье не хватало лишь ролей.

В начале 70-х годов она снялась в детской сказке, затем в боевике “Кочующий фронт”. Но все это были лишь эпизоды. Неожиданный зрительский успех принесло Кустинской появление в комедии Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”.

Казалось, эта маленькая, но очень яркая роль откроет для нее новые перспективы. Но предложений так и не поступало.

Когда ее жизнь покатилась по наклонной? Наталья вряд ли могла ответить на этот вопрос.

В 70-е годы карьера Кустинской окончательно застопорилась. Муж не запрещал ей сниматься, но предложений не было. Актриса с головой окунулась в светскую жизнь. В 1976 году ради съемок в фильме “Стажер” Наталья взяла себя в руки. Прекратила ходить по вечеринкам, села на диету и сыграла одну из своих лучших ролей.

Несмотря на то что героиня Кустинской снова была роковой соблазнительницей, эта роль отличалась от прежних работ актрисы. С экрана смотрела умная, ироничная, взрослая женщина. Просто и элегантно одетая. И от нее невозможно было оторвать взгляд.

И вновь надежды актрисы, что ее заметят, оценят, предложат новые роли, оказались напрасными. И тогда, вконец отчаявшись, Наталья совершила фатальную ошибку. Она прибегла к помощи своего влиятельного мужа-космонавта, чтобы получить роль в многосерийной саге Краснопольского и Ускова “Вечный зов”.

-Наталья Кустинская приехала к Генеральному директору “Мосфильма” Сизову с мужем-космонавтом Егоровым, который очень попросил, чтобы она снялась в этой картине.

Народный артист РФ Юрий Смирнов. (Петр Полипов).

И хотя вела себя Наталья на площадке скромно, работала профессионально и роль ей подходила, она кожей чувствовала, что коллеги ее презирают. Слухи о том, что утвердить на роль режиссеров буквально заставили, навсегда отбили у их коллег желание работать с Кустинской.

Однажды ей неожиданно позвонил режиссер Ролан Быков: -Мне нужен ваш красивый мальчик с капризной губой.

В первую секунду Наталья не поняла, о ком речь. Быков снимал фильм “Чучело”, и Митя идеально подходил на одну из главных ролей. Мальчику и раньше поступали предложения сниматься в кино, но отчим категорически запрещал. В тот момент Егоров был в командировке.

К его возвращению Митя уже снялся в нескольких ключевых сценах, и забрать его со съёмок было невозможно. Фильм “Чучело” принес 13-летнему сыну Кустинской невероятную популярность.

Наталья была горда своим мальчиком и хотела, чтобы он и дальше снимался в кино. Но Митя не стремился к лицедейству. Он был сын космонавта Егорова, который его официально усыновил и дал свою фамилию. Хотя его собственный отец Олег Волков, тоже занимал во Внешторге очень высокий пост.

Так что после окончания школы Митя поступил в МГИМО. Наталья утешала себя мыслью, что сына ждет большая дипломатическая карьера.

Сын умер в 2002 году. По официальной версии, от сердечного приступа. Но Наталья была уверена: Митю убили.

Мальчик имел очень мягкий характер, хотя в любой компании был самым главным и вокруг него постоянно крутились “друзья”. Потому что у него были деньги. Деньги на выпивку и деньги на запрещенные вещества. Кустинская обратила внимание на это очень поздно.

В какой-то момент несчастья посыпались на Наталью со всех сторон. В 1988 году она сломала ногу во время спектакля. А затем, еле оправившись, упала на лестнице. С переломом основания черепа Кустинская почти полгода провела в больнице. Когда вернулась домой, узнала, что у мужа появилась любовница.

Сказка закончилась. Принц ушел к другой Золушке. Наталья подала на развод. Хотя Егоров просил ее одуматься. Но Наталья уже все для себя решила. Сын Митя встал на сторону Егорова и переехал с ним жить на дачу. Огромную квартиру на Малой Бронной пришлось разменять. Кустинской досталась скромная двушка, но зато в центре.

В 1982 году Наталья похоронила маму. Умирая, она так просила дочь: —Вернись к Егорову. Ты без него погибнешь.

Но Наталья упорно стремилась доказать бывшему мужу, что найдет себе кого-то получше, чем он. Она еще три раза выходила замуж. Каждая следующая попытка устроить личное счастье все больше напоминала чудовищную агонию. Борис Егоров скоропостижно скончался в 1994 году. Последний раз они виделись на свадьбе сына Мити.

Вскоре у Натальи появился внук. Но через полгода мальчик умер. В 2002 году Наталья пережила самый страшный удар в своей жизни. Смерть единственного сына. После смерти сына Кустинская окончательно замкнулась в себе и уже не выходила из квартиры.

Порой ей звонили, предлагали прийти на пробы. Но люди, которые тогда ее окружали, пресекали даже ее случайные попытки подумать о работе. Случайные собутыльники использовали квартиру актрисы как место встреч. Ждали, когда ей принесут пенсию, чтобы вместе пропить.

После того как Наталья начала появляться на телевидении, посторонние люди стали навещать ее. Приносить цветы, конфеты.

Она говорила: -Раньше вести жизнь красавицы, а теперь лежать много месяцев и знать, что тело гниет. А передо мной мои портреты из зарубежных журналов необыкновенной красоты. С этим очень тяжело смириться.

И нет никого рядом. Только человек, который просто за деньги дает мне покушать и стакан воды. А близких людей и любимых уже нет. Иногда я закрываю глаза и думаю: Надо к Мите.

Декабрьским утром помощник не смог разбудить Наталью. Врачи констатировали диабетическую кому. Актрису отвезли в больницу.

Спустя несколько дней, 13 декабря 2012 года, Наталья Кустинская скончалась, не приходя в сознание.

Постскриптум

Однажды на отдыхе в Болгарии к Кустинской подошла цыганка. —Первая половина твоей жизни будет прекрасной. Слава, деньги, любовь. Но вторая половина будет черной. Ты будешь расплачиваться за полученное счастье.

Предсказание сбылось. В ее последние годы бывшие друзья, коллеги и журналисты изо всех сил старались заставить Наталью стыдиться своих поступков, ошибок. Даже сыгранных ролей.

И однажды, устав от очередных обвинений, актриса просто сказала: —Я не ангел. Но я благодарна Богу за людей. За встречи, которые он мне подарил. Моя жизнь была яркой, несмотря на все горести и потери. А память о прошлом дает силы жить и смотреть в будущее с надеждой.

Оцените статью
Наталья Кустинская. Вспыхнула, как мотылек, и ушла в забвение. Вернулась. Но это была уже не она. Приговор коллег: Она заслужила такой финал
«Держали нас хуже скота»