«Она похожа на толстого борова, а это не вдохновляет меня на подвиги в опочивальне», — возмущался король. Его обманули, где та очаровательная француженка, которую ему обещали. Говорили, даже брат короля Франции и его фаворит были влюблены в Марию Гонзага.
Владислав IV Ваза недоумевал, вот что тут можно влюбиться, его нареченная была толста, начинала седеть, да к тому же стала так активно интересоваться политикой, что просто пугала и короля, и его советников. В Польше королеву Людовику Марию Гонзага сразу невзлюбили.
Марии Луизе, а ее звали именно так, но поляки на свой манер переиначили ее имя, пришлось ждать замужества очень долго. Дочь благородного и знатного рода Гонзага-Невер могла рассчитывать на самую блестящую партию при королевском дворе. К тому же она была богата, отец не скупился на приданое.
Но королева Мария Медичи опасалась богатой и могущественной семьи, потому не спешила давать свое благословение на брак Марии Гонзага с кем бы то ни было. Когда юная принцесса стала выходить в свет, весь двор пришел в восторг от ее красоты.
Высокая, темноволосая, с большими сверкающими глазами и пухлыми щечками, разве кто-то мог остаться равнодушным. Уже в восемнадцать лет у нее появился первый поклонник, и какой! Сам брат короля Людовика XIII, «великий Месье» Гастон Орлеанский.
Девушка была вовсе не прочь стать герцогиней, но королева-мать воспротивилась, негоже брату короля жениться на Гонзага, у нее на примете уже были девицы из собственной семьи.
А чтобы Гонзага не мешалась под ногами, Мария Медичи просто заточила ее в монастырь на целых три года. Заключение Мария Луиза покинула, многое поняв, ей не дадут выйти замуж по собственному выбору, тогда к чему беречь себя.
И началась ее собственная игра, где кавалеры сменяли один другого. В нее был влюблен и красавчик Сен-Мар, фаворит Людовика XIII. После его казни Мария опасалась, что будут найдены компрометирующие ее письма. Пришлось обратиться к кардиналу Ришелье, тоже питавшему страсть к прекрасной Гонзага.
В 1645 году Марии Гонзага исполнилось уже за тридцать. Она была богата, окружена поклонниками, но не вольна сама распоряжаться своей судьбой. В это время на политической арене Польши, в делах которой Франция всегда принимала самое живое участие, происходили треволнения.
Король Владислав IV Ваза рассорился с Габсбургами и намеревался начать войну с Турцией, но на это требовались крупные средства. Брат короля Ян Казимир Ваза, томившийся в плену во Франции, предложил кардиналу Мазарини найти для Владислава, потерявшего жену и все еще остававшегося бездетным, невесту во Франции.
Тогда-то и вспомнили о богатой невесте Марии Гонзага.
Она ответила согласием, перспектива стать королевой Польши казалась ей весьма привлекательной. Брак был заключен по доверенности, и француженка отправилась в Гданьск к своему супругу.
Владислава IV сложно было назвать привлекательным мужчиной, но он был весьма охоч до женской красоты, и портрет Марии Луизы ему понравился. Сам он, правда, был уже весьма полным и больным человеком, но все же король.
Первая встреча вышла неудачной, королева Людовика Мария оказалась «скорее толстой, чем красивой», польские дворяне отнеслись к ней с подозрительностью и охотно распускали слухи о ее распущенности при французском дворе.
Хотя относительно внешности королевы мнения расходились – прямо перед ее отъездом госпожа де Мотвиль записала: «У нее были чудесные черные глаза, ослепительные зубы и другие детали, которые не были ни красивыми, ни уродливыми.
Она была невероятно красива, но вся ее фигура излучала великодушие, качество, подобающее королеве. Вероятно, она заслужила то, что ожидала получить [много лет назад], выйдя замуж за герцога Орлеанского, и то, что она должна была получить, выйдя замуж за короля [Польши]».
Остается загадкой, что же вызвало у Владислава Вазы такое отторжение.
Дошло до того, что польские воеводы через французского посла просили передать королеве инструкции, как ей следует вести себя на брачном ложе. И все же наследник так и не появлялся. Мазарини довольно потирал руки, сильная Польша ему была не нужна.
А через два года королева Людовика Мария Гонзага и вовсе овдовела. Трон перешел к Яну Казимиру, срочно освобожденному из французской тюрьмы.
Новый король решил не искать себе жену на стороне и охотно женился на вдове брата.
Между ними воцарилось полное согласие, и Людовика Мария смогла найти удовлетворение своим амбициям, она сама возглавляла войска в битвах со шведами, занималась политическими и экономическими вопросами, не забывая и о культуре. Основала первый в Польше литературный салон и даже издавала газету.
Новому королю Людовика Мария родила только одну дочь, и та, к горю родителей, скончалась всего через год после рождения. Наследником королева мечтала сделать своего племянника, герцога Энгиенского, но этому не суждено было сбыться.
Королева Людовика Мария Гонзага скончалась в 1667 году, а ее супруг отрекся от престола. Вероятно, Ян Казимир действительно любил свою жену, поскольку доживать свой век он отправился в Невер, где та выросла.