Любимый кучер принцессы

— … сбежала с кучером? — шептались дпуг с другом великосветские дамы.

— Принцесса всегда имела склонность к эпатажности, но это — уже слишком! — подхватывали другие.

Прусский двор бурлил уже несколько недель. Такого скандала свет не видывал уже давно. Подумать только — променять сына самого короля на… какого-то слугу!

Когда малышка с длинным звучным именем Вильгельмина Фредерика Луиза Шарлотта Марианна Оранж-Нассау появилась на свет, ее титулованные родители даже не могли предположить, сколько головной боли этот крошечный кулек принесет им в будущем.

— Настоящий ангелочек! Она станет нашей новой надеждой! — ворковал будущий король Нидерландов Виллем I над своей новорожденной дочерью.

Появление Марианны на свет стало для супругов настоящим благословением и поводом для безграничной радости. Она была уже шестым ребенком высокородной четы, но двое их сыновей скончались в родах, а единственная дочь умерла в шестилетнем возрасте.

Первая декада 19 века выдалась непростой для главы дома Оранских-Нассау и его жены Вильгельмины Прусской: из-за противостояния с Наполеоном Вильгельм с семьёй был вынужден покинуть родные края и на время спрятаться у родственников в Берлине.

Их разместили в Голландском дворце, но ни название их пристанища, ни привычная меблировка не помогала изгнанникам чувствовать себя лучше.

Только рождение нового розовощекого малыша немного развеяло депрессивный настрой принца Оранского. Держа на руках крошечную Марианну, он клятвенно обещал ей, что она вырастет в стенах их родового поместья, а не где-то на чужбине.

Так и вышло: в 1813 году, когда Марианне было всего три годика, семья торжественно вернулась на освобождённые от французов земли. Ещё через пару лет Вильгельм получил титул короля Нидерландов и герцога Люксембургского.

Марианна провела детство и юность в королевской резиденции Хет Лоо, что в Апелдорне. Отец семейства, помня о своих былых обещаниях, делал все, чтобы порадовать свою единственную доченьку — даже велел выстроить специально для нее маленькую ферму с ручными животными.

Больше всего Марианна любила лошадей, и могла возиться со своими любимцами целый день напролет — разумеется, в перерывах между чтением любимых книг.

— Как бы лошади не остались ее единственной любовью! — смеялись между собой родственники девочки. Они и не подозревали, что много лет спустя будут вспоминать свои слова с горькими улыбками.

Марианна с раннего детства была готова к тому, что выбор будущего мужа сделают за нее. Она надеялась лишь на то, что сможет обрести в браке ту любовь, которую, даже спустя стольких лет вместе, излучали ее родители. Эта наивная мечта почти стала реальностью, когда принцесса повстречала сына свергнутого короля Швеции Густава Ваза.

Молодые сразу приглянулись друг другу, и теплые чувства только росли и крепли, пока шли переговоры о помолвке. 18-летняя Марианна не могла дождаться дня, когда у алтаря поклянется Густаву в своей любви и верности.

Она была уверена: это будет самый счастливый час в ее жизни! Принц полностью разделял ее волнение и радость, однако — увы, заветной даты возлюбленные так и не дождались. Под давлением со стороны новых властей Швеции, которые не признавали права Густава на престол, а также Российской империи, помолвка была разорвана.

Марианна была безутешна, ведь она уже поверила в свое счастье! Днём она строчила Густаву полные боли письма, а по ночам горько плакала в подушку. Родители как могли старались утешить дочь, но сильно в этом не преуспели и опустили руки.

Было ясно: единственное, что способно излечить разбитое сердце Марианны — брак с другим мужчиной.

На этот раз Вильгельм решил не изобретать велосипед и подыскал для дочери самую безопасную — как ему думалось — партию. В конце концов, что может быть надёжнее, чем жених из их же семейного круга? Так, в 1830 году Марианна пошла под венец со своим кузеном — Альбрехтом Прусским.

Любопытно, что всего через два месяца после торжества Густав тоже женился на свое двоюродной сестре — Луизе Балканской. Родственники разлученной пары, без сомнения, хотели как лучше, но оба этих брака были до крайности несчастливыми.

Марианна быстро поняла, что не найдет в супруге поддержки и участия. Все же они были очень разными людьми. Альбрехт, как истинный военный, был человеком черствым, иногда даже жестоким, любил, чтобы все было по правилам и не переносил праздных шумных вечеринок.

Его жена же была его полной противоположностью: благодаря мягкому воспитанию любящих родителей, Марианна выросла глубоко чувствующей, творческой, любила покрасоваться перед публикой, а строгие порядки, которых придерживалось чопорное прусское общество, сводили ее с ума.

Она знала наизусть сотни стихотворений, в то время как Альбрехт мог процитировать лишь военный устав. Неудивительно, что очень быстро супруги возненавидели друг друга — им даже не о чем было разговаривать! — однако долг перед семьёй выполняли исправно: в их союзе появилось на свет пятеро детей, из которых выжили трое.

Долгое время Марианна закрывала глаза на похождения мужа на стороне — по крайней мере, пока те носили исключительно кратковременный характер. Все изменилось, когда Альбрехт увлекся романом с ее фрейлиной — Розалией фон Раух.

По сравнению с эксцентричной, склонной к истерикам и приступам меланхолии Марианной, Розалия была настоящим нежным цветком — робкая, ласковая и всему послушная. Альбрехт совершенно потерял голову, чего до этого никогда не понимал и не прощал своим подчинённым.

Он практически не скрывал своей связи с обворожительной фрейлиной, и у Марианны лопнуло терпение. Она отказала Розалии от места, что повлекло за собой страшный скандал. Альбрехт словно сошел с ума — никогда ещё Марианна не видела мужа в такой ярости!

Разумеется, она не осталась в долгу и высказала благоверному все, что о нем думает, а затем в сердцах покинула ненавистный дворец.

Несколько лет Марианна путешествовала по Европе, пытаясь отвлечься от полного краха супружеской жизни. Несколько раз она безуспешно пыталась подать на развод, но ни прусский, ни голландский суды не дали своего согласия.

Круглыми сутками напролет принцесса чувствовала одно лишь раздражение и горечь, пока эти чувства неожиданно не заменились на другие — привязанность, интерес, влюблённость… Марианна и сама не заметила, как стала все чаще задерживать взгляд на своем кучере, краснеть, когда тот подавал ей руку, и судорожно ловить дыхание от его неуклюжих комплиментов.

Марианна уже давно забыла, каково это — быть по-настоящему влюбленной, и новые чувства, расцветающие в душе, в одночасье сделали несущественным все вокруг.

Больше не имело значения, что она является представительницей влиятельной династии, не важны стали ее обязанности перед страной и детьми… Принцесса сошла с ума от любви. Со своим верным кучером — Йоханнесом ван Россумом — она отныне не расставалась ни на миг.

Пошли нехорошие слухи, которые вскоре дошли и до голландского двора. Марианна была срочно вызвана на родину для серьезного разговора, но приехать не смогла — была на сносях.

Чтобы хоть как-то минимизировать разгорающийся как лесной пожар скандал, власти двух стран спешно дали Марианне и Альбрехту разрешение на развод к бесконечной радости обоих, уже бывших супругов.

В марте 1849 года Марианна родила от любимого кучера сына — Иоганна Вильгельма, которого любила больше остальных своих детей.

Их она видеть более все равно практически не могла: суды Гааги и Берлина объявили ее персоной нон-грата, а прусские власти вдобавок запретили Марианне появляться в стране больше чем на 24 часа за раз. Опека над детьми перешла королеве Пруссии, Елизавете.

Бывшая принцесса же ни о чем не жалела. Рядом с ней был любимый мужчина и сын… Известие о том, что Альбрехт, вопреки запретам семьи, все же женился на своей фаворитке, Марианна восприняла с лёгкой улыбкой — оказывается, у них с бывшим мужем было больше общего, чем она предполагала!

Через пару лет Марианна и Йоханнес окончательно обосновались в Риме, но часто посещали и другие особняки, доставшиеся принцессе в наследство — в Италии, Нидерландах и Силезии. Пара отнюдь не бедствовала, несмотря на свое шаткое социальное положение — все же перед влюблёнными были закрыты двери всех приличных аристократических домов.

Однако Марианне удалось не только не растратить свое состояние, но и, благодаря выгодным вложениям, увеличить его в разы. Почти все время, не посвященное заботам о любимом сыне, Марианна тратила на обустройство и строительство новых резиденций.

Некоторые она дарила детям или внукам, другие оставляла себе — так, например, особняк Рейнхартсхаузен в Рейнгау в герцогстве Нассау. Она мечтала о том, что ее сын сможет получить дворянский титул, что ей даже удалось.

Однако это не помогло мальчику прожить счастливую жизнь: 12 лет Иоганн Вильгельм, вернувшийся домой из пансиона на рождественские каникулы, в считанные дни сгорел от лихорадки.

Родители мальчика не скоро смогли отойти от своего горя. И если Марианну хотя бы частично поддерживала ее благотворительная деятельность и помощь церкви, то Йоханнес ни в чем не мог найти утешения. Остаток жизни он медленно угасал, и в 1873 году тихо скончался.

Марианна пережила любимого на десять лет, отправившись на небеса за несколько недель после своего 73-летия.

Оцените статью
Любимый кучер принцессы
«Всё дело в горничной»