Он специально опрокинул стул, чтобы девушка поняла – на шум никто не придет! Прислуга боялась лишний раз потревожить герцога. Но на лице хорошенькой горничной застыл вопрос: а как же супруга?
Она в соседней комнате! Хмыкнув, Вильгельм произнес: «Не бойся, не услышит». А скоро и сама горничная узнала тайну своей госпожи. Маленькая особенность жены позволяла принцу ни в чем себе не отказывать.
«Мне очень жаль». – Тихо произнес лекарь, склонившись над колыбелью девочки. Встревоженная мать заламывала руки, она сразу почувствовала неладное. Паулина, её милая крошка с грустными глазами, вела себя как-то не так.
Материнское сердце не подвело принцессу Вюртембергскую: лекари вынесли вердикт: Паулина всю жизнь будет очень плохо слышать.
Принцесса винила во всем мужа. Высокомерный и вечно злой, принц Павел держал в страхе свою жену и детей.
«Второй сын короля Вюртемберга, — писал о нем граф Федор Ростопчин, — с большим умом и большими сведениями, но столь испорченный, что отец не один раз запирал его в крепости».
Павел Вюртембергский (он родился в Петербурге, и его отец даже служил генерал-губернатором Финляндии) не раз толкал жену, когда она была в положении. Теперь принцесса видела последствия своих падений – маленькая дочь была почти глухой.
Когда Паулине исполнилось семь лет, родители разъехались. И с того времени принцесса и ее дети зажили намного спокойнее и счастливее.
Она была хорошенькой и очень славной. Любила читать и узнавать новое. Но мать переживала за ее будущее – в Европе хватало молоденьких принцесс с приданым и без проблем со слухом. Старшую дочь выдали замуж за русского великого князя Михаила Павловича, сына императора Павла I. А вот как пристроить Паулину?
Помогли родственные связи, причем самым неожиданным образом: овдовевший герцог Вильгельм Нассауский пожелал вторично вступить в брак. Его умершая жена, которая подарила ему восьмерых детей, приходилась Паулине родной тетей. Вот так и вышло, что 23 апреля 1829 года девушку выдали замуж. Супруг был старше нее на восемнадцать лет…
Герцог Вильгельм не зря выбрал именно эту девушку. Её особенность была ему на руку: больше всего на свете этот человек любил самоутверждаться за счет слабых и ранимых.
Его первая жена безропотно слушалась его во всем, теперь он рассчитывал увидеть такое же повиновение от Паулины. В конце концов, она же понимает, что ее взяли из жалости! Кому еще в Европе понадобилась бы такая невеста!
В следующем, 1830-м году, в герцога и Паулины родилась дочь. Но этот ребенок прожил всего один день. Молодая герцогиня так много плакала, что вызвала раздражение у мужа. Тоном, не терпящим возражений, он объявил жене, что не желает больше видеть ее слез. Если Паулина хочет рыдать – пусть делает это за пределами дома.
Выезжать не запрещалось, и вскоре Паулина старалась как можно больше времени проводить подальше от мужа. Она взяла на себя заботу о сиротах, ездила в монастыри. На собственные средства герцогиня Нассау открыла приют для девочек. Неудивительно, что в народе очень полюбили эту тихую милую женщину.
А дома… каждое возвращение ей давалось с трудом. Даже когда родились дети. У герцогской четы было еще трое: Елена, Николай и София. Добавим к этому отпрысков Вильгельма от первого брака, чьи голоса тоже раздавались во дворце Бибрих…
Шумное, большое семейство. Но герцог мало занимался детьми, предпочитая проводить время в обществе друзей и женщин. А вскоре он начал использовать особенность своей жены себе на пользу – Паулина не слышала, что происходит в соседней комнате.
Это и позволяло Вильгельму, практически не скрываясь, приводить к себе служанок. «Не бойся, жена не услышит!» — Говорил он. И это была чистая правда. А со временем герцог начал еще и смеяться над глухотой Паулины.
Он передразнивал ее чуть замедленную речь – так говорят многие, кто плохо слышит. В присутствии гостей он мог специально разбить фужер подле герцогини, демонстрируя, что Паулина не отреагировала. Вильгельм считал это забавой, шуткой, но даже его родные не поддерживали герцога в стремлении обидеть жену.
«Ты так же несчастна, как была я!» — Горько вздыхала принцесса Вюртембергская, приезжая погостить к дочери. Теперь она корила себя за когда-то сделанный выбор. «Лучше бы оставалась со мной, лучше бы ты была одна, чем рядом с этим человеком!».
Но Паулина качала головой. Она любила детей, и они доставляли ей радость. А еще она забывала обо всем, когда ездила навестить воспитанниц приюта. Девочки устраивали маленькие концерты для герцогини Нассауской, а она всегда привозила им угощение и подарки.
В 1839 году судьба избавила кроткую Паулину от ее мужа. С герцогом случился удар, а потом он скончался. Титул и власть в Нассау унаследовал старший сын Вильгельма от первого брака.
И тогда молодая женщина решила, что ей больше нечего делать во дворце, где над ней смеялись. Она переехала в Висбаден, где для нее выстроили отдельный дом. Дворец Паулины просуществовал около ста лет, и был уничтожен в годы Второй мировой.
Сама Паулина умерла в 1856-м году. Она успела выдать замуж старшую дочь, но судьбе остальных детей уже не узнала. А ведь их жизнь сложилась весьма интересным образом! Николай Нассауский взял в жены… дочь поэта Александра Сергеевича Пушкина, красавицу Наталью.
А младшая дочь Паулины стала обожаемой супругой короля Швеции, Оскара. Так, хотя бы в детях, получилось воплотить мечту Паулины о настоящем счастье и взаимопонимании.