Самая бесстыжая обитательница Версальского дворца и её выходки

Войти в историю – очень много значит. Но ещё больше значит то, с каким событием потомки будут связывать ту или иную историческую личность. Например, фамилия «Суворов» всегда будет связана со взятием крепости Измаил, а фамилия «Пожарский» с изгнанием польских интервентов из Москвы в Смутное время.

Есть и диаметрально противоположные примеры. Тот же Герострат вошёл в историю только благодаря тому, что не обладал хоть какими-то талантами и, чтобы запомниться в веках, сжёг одно из семи чудес света – храм Артемиды летом 356 года до нашей эры.

Но в этом отношении ещё более смешна версальская принцесса д’Аркур, имя которой, прежде всего, ассоциируется… с нежеланием ходить в туалет так же, как и все.

Я принцесса и слаблюсь где хочу

Несмотря на то что государственный и политический центр Франции – Версальский дворец, обладал огромным количеством технических проблем и недоработок (например, в первый век эксплуатации в нём полностью отсутствовала канализация), дворцовый комплекс всё-таки по праву считался одним из самых роскошных сооружений Европы.

Украшен он был соответствующе: коврами, гобеленами, лепниной, украшениями и прочими вещами, которые придают каждому дворцу свой непередаваемый колорит и узнаваемость.

В век, когда на территории Версальского дворца ещё не было канализации, августейшие особы отправлялись в так называемые «гардеробные», где среди платьев и туфель садились на всем известное устройство и предавались самым естественным и неотложным делам, продиктованным самой человеческой природой.

Естественно, за горшками особ королевской крови «ухаживали» специальные слуги, которые по-быстрому выносили наполненную посуду под своды ближайшего декоративного дерева или куста.

И всех всё устраивало, хотя от местного парка благоухало просто невероятно, что привело Людовика XIV к решению, в приказном порядке, принудить великосветских особ богато поливаться духами при посещении королевской резиденции, чтобы одни терпкие запахи вытеснили из коридоров другие.

Всех да не всех – на этом фоне как раз и выделилась принцесса д’Аркур, которая отказывалась признавать даже столь простые правила обихода, ибо считала себя выше этого. Эта дама так и говорила: «Я принцесса и слаблюсь где хочу».

Как считала эта особенная женщина, только подданные и простолюдины должны были следовать правилам посещения туалета и прочим общепринятым правилам жизни. Она же принадлежала к королевской крови, отчего (по её мнению) существовала совершенно по другим законам мироустройства. А слуги ненавидели д’Аркур за то, что за ней приходилось постоянно убирать.

Источник информации – мемуары Сен-Симона

Мемуары герцога Сен-Симона, посвящённого в большинство кулуарных игр Версальского дворца – уникальный исторический документ, который позволил совершенно иначе взглянуть на многие известные личности. В том числе на принцессу д’Аркур, описанию внешности и привычек которой герцог посвятил немало страниц.

Эта своеобразная госпожа являлась личной помощницей Марии-Терезии – супруги короля Людовика XIV, который уже был упомянут выше. И на этом фоне назревает каверзный вопрос: уж не стараниями ли д’Аркур король приказал богато «душить» дворец?

Сен-Симон не только подробно описал необычную привычку «принцессы», но и упомянул про её особенное отношение к слугам. Практически все слуги Версальского дворца незнатного происхождения прочувствовали на себе тяжёлый удар этой великосветской особы.

Да-да, согласно свидетельствам герцога, принцесса постоянно распускала руки, если хотя бы что-то шло не по её воле. И с Сен-Симоном согласна и мадам Элизавета-Шарлотта Пфальцская, чьи апартаменты граничили с апартаментами д’Аркур, отчего она нередко оказывалась в роли слушательницы очередного громкого скандала.

Ко всему прочему, даже самые преданные слуги «вольного» происхождения часто жаловались на то, что госпожа д’Аркур не только задерживает положенное жалование, но и нередко вообще отказывается от выплат, несмотря на весь объём оказанных услуг.

И это при том, что именно на них ложился основной пласт работы по уборке за своей госпожой и по стирке вечно грязного белья.

Это привело к ещё одной комичной истории, которая также нашла отражение в мемуарах герцога – в один из дней все слуги, по предварительному сговору, разом сбежали от своей госпожи.

И д’Аркур пережила большой позор, когда была вынуждена нести длинный шлейф своего платья, намотанный на одну из рук, по бесконечным аллеям близ Версальского дворца, чтобы добраться до своих апартаментов.

Если современному читателю немного непонятен смысл «позора», то напомню, что в указанную пору придворные французские дамы носили пышные платья с длинным шлейфом, который в обязательном порядке придерживали слуги при перемещении вне каменных полов.

И нести такой шлейф самостоятельно могли только те дамы, чьи рода разорились настолько, что содержание одного-двух слуг уже являлось непозволительной роскошью.

И теперь просто представьте, какие перешёптывание вызвало появление принцессы, которая «в гордом одиночестве», чертыхаясь на чём свет стоит, спешила скрыться от глаз посторонних за дверью своих покоев.

*

«Ответка» от служанки

Всё-таки времена стремительно менялись, и общество на сотни лет позабывшее про все прелести и наработки Античности постепенно сбрасывало с себя оковы чрезмерной религиозности и всеобъемлющей невежественности, наслаждаясь дарами и возможностями эпохи Возрождения.

Но д’Аркур, даже в молодости была настоящим рудиментом общества, так как цеплялась именно за средневековые порядки мироустройства, отчего нередко выставляла себя в самом дурном свете.

И только одна из «вольных» служанок решилась явно поставить свою хозяйку на место. Сен-Симон рассказал, что после того, как все слуги покинули процессу д’Аркур, она смогла быстро найти себе новую служанку – девушку из простой крестьянской семьи. И в первый же день молодая крестьянка получила звонкую пощёчину от своей госпожи.

Но терпеть не стала и вместо этого от всей души влепила окончательно зазнавшейся принцессе удар в ответ, что вылилось в самую настоящую драку, в которой победу довольно быстро одержала барышня из самого низкого сословия.

Трудно сказать, научила ли эта история д’Аркур хоть чему-то, но сам факт избиения госпожи знатно рассмешил обитателей Версальского дворца.

Может быть, в этом ощущении своего несовершенства, в роли всеобщего посмешища и крылась первооснова такого дрянного поведения принцессы? К большому сожалению, этот вопрос так и останется одной из тайн истории, ибо уже никто и никогда не найдёт на него ответа.

Оцените статью
Самая бесстыжая обитательница Версальского дворца и её выходки
Сияла на весь Союз, но личная жизнь так и не сложилась: почему каждый брак Эдиты Пьехи терпел крах