Николай Романов — «Шеф», был осужден как родственник Императора и 30 лет скитался по стране. Судьба актёра из комедии «Бриллиантовая рука»

Николай Яковлевич Романов – имя, знакомое скорее знатокам кино, чем широкой публике. В народной памяти он остался прежде всего как непревзойденный «Шеф» из культовой комедии «Бриллиантовая рука», роль, которая принесла ему славу, увы, уже на склоне лет.

А ведь за плечами этого человека была целая жизнь, полная драматизма и испытаний.

Первые шаги в актерской карьере

Николай родился в 1908 году в простой крестьянской семье. Рано познал горечь утраты — в возрасте пяти лет лишился отца, и все заботы о его воспитании легли на плечи матери. Однако невзгоды не сломили дух мальчика, а скорее закалили его характер.

С детства Николай грезил сценой, театром, и эта мечта привела его в киношколу, которую в свое время основал талантливый режиссер Борис Чайковский. Получив образование, Николай с головой окунулся в мир кино, начал работать на киностудии «Межрабпомфильм».

Впервые он появился перед камерой в 19-летнем возрасте, снимаясь как в немых, так и в звуковых фильмах. Будущее казалось многообещающим, полным творческих планов. Но судьба распорядилась иначе.

Арест

Над страной сгущались тучи. И на актера, которого, как и последнего российского императора, звали Николаем Романовым, легла тень подозрения. Кто-то написал на него донос, обвинив его, что он якобы родственник последнего Императора и причастен к преступлениях против советской власти.

Так ни в чем не повинного человека арестовали. Это был 1932 год — начало страшного периода в жизни Николая Романова, который оставил неизгладимый след в его душе.

Долгие годы он провел в Белбалтлаге — месте, ставшем неким символом случавшейся в те годы несправедливости. Нечеловеческие условия труда, голод, болезни, — все это пришлось пережить Николаю. Спасло его, как ни странно, искусство. «Не хлебом единым жив человек», — гласит народная мудрость, подтверждением которой стала и жизнь нашего героя.

В лагере существовал театр для заключенных. И Николай Романов, вчерашний подающий надежды актер, оказался на сцене вместе с другими репрессированными деятелями культуры — контрреволюционерами, как их тогда называли.

Уголовники, осужденные за тяжкие преступления, становились зрителями, а представители творческой интеллигенции — актерами и постановщиками. В этих труднейших условиях искусство помогало не потерять человеческий облик, не сломаться под гнетом ситуации, остаться человеком.

Скитания

В 1935 году Николай Романов был досрочно освобожден, так как обвинение признали ложным, а доносивший на него сам в итоге был наказан. Однако вернуться к прежней жизни он не мог. Жизнь в крупных городах, в том числе и в Москве, ему была запрещена. Начались годы скитаний.

Актер нашел пристанище в далеком Куйбышеве (ныне Самара), устроился работать в местном драматическом театре. Именно там, на сцене, он встретил женщину, которая стала для него не только музой, но и верной спутницей жизни — актрису Ольгу Петрову.

В 1939 году в семье родился сын Алексей, который в будущем продолжит семейную династию и станет театральным актером.

Более 20 лет продолжались их странствия по провинциальным городам: супруги работали в различных театрах, вместе переживали трудности, поддерживая друг друга. Только в 1958 году, когда прежние ограничения утратили силу, семья Романовых смогла вернуться в Москву.

К сожалению, своего жилья у них не было, бывшему узнику лагерей с жильем помогать не спешили — выделили лишь комнату в коммуналке.

Только спустя три года Николаю Романову вернули честное имя, он был полностью реабилитирован и тут же вернулся на киностудию им. Горького. Шел 1961 год, актер стоял на пороге своего 53-летия. Молодость ушла, силы уже не те, что прежде, да и времена наступили другие.

Успех и забвение

После 30-летнего перерыва в кинокарьере ему вновь приходилось начинать все сначала. Да и роли предлагали в основном эпизодические. Он появлялся на экранах в фильмах «Большие и маленькие» (отец ученика), «Королевство кривых зеркал» (придворный), «Дальние страны», «Братья Карамазовы» и др.

И вот, когда казалось бы, все уже позади – судьба преподнесла Николаю Яковлевичу поистине королевский подарок – роль главаря контрабандистов в «Бриллиантовой руке». Актеру выпала настоящая удача сыграть у блестящего режиссёра Леонида Гайдая.

На роль «Шефа» изначально рассматривали несколько кандидатур, и подходящий типаж, не вызывающий подозрений у публики, оказался у Николая Романова. И актёр великолепно справился с поставленной задачей. «Бриллиантовая рука» принесла славу не только ему, но и многим другим, еще малоизвестным актёрам.

К сожалению, эта роль так и осталась наиболее известной. Несмотря на успех, ему опять предлагали лишь эпизоды, и часто фамилию актёра даже не упоминали в титрах. Последние десять лет жизни он вообще не снимался в кино.

Последние годы

Николай Яковлевич жил в родной Москве размеренной жизнью, много гулял, изучал историю любимого города, улиц и домов. Он был очень культурным и образованным человеком. Но, к величайшему сожалению, старость принесла с собой не только мудрость жизненного опыта, но и тяжелую болезнь.

У Николая Яковлевича стало развиваться слабоумие, которое пагубно сказалось на его характере. Он перестал узнавать родных и близких, был порой несдержан и даже несправедлив к тем, кто был рядом и помогал ему справляться с недугом. Эта болезнь как будто навсегда стирала из памяти человека все то хорошее, что было в его жизни.

Николай Яковлевич Романов скончался от отека легких в сентябре 1991 года в одной из московских больниц. Ему было 83 года.

Вот такая она – судьба человека, чьё имя навсегда осталось вписанным в историю советского кинематографа.

Оцените статью
Николай Романов — «Шеф», был осужден как родственник Императора и 30 лет скитался по стране. Судьба актёра из комедии «Бриллиантовая рука»
«Будешь моей — разрешу учиться!»