Дама на лошади выхватила пистолет и разразилась отборной бранью. Разбойники, вооруженные палками, опустили свои орудия и разошлись.
Сняв шляпу и изящно поклонившись, Анри Аруэ, давно уже называвшийся просто Вольтером, выразил даме свои искренние благодарности, а она, спешившись, бросилась к нему и заявила, что так давно мечтала о встрече и собирается забрать его с собой в замок, где живет вместе с мужем.
Сперва Вольтер опешил, но очень скоро принял радушное и неожиданное приглашение. Дамой оказалась очаровательная маркиза Эмили дю Шатле, столько восхищавшаяся философом и поэтом, к тому же сама весьма образованная и, чего уж скрывать, очаровательная, что очень скоро они стали неразлучны.
Эмили родилась в семье государственного секретаря короля Людовика XIV, человека не только богатого, но и весьма широких взглядов. Заметив, что его малютка дочь обладает незаурядным умом и всё схватывает на лету, он дал ей весьма нестандартное образование.
В отличие от своих юных сверстниц, Эмили училась не только танцам, рукоделию и манерам, но и математике, языкам, философии, а кроме того, фехтованию, театральному мастерству и игре на музыкальных инструментах.
В шестнадцать лет она уже могла поспорить учёностью со многими молодыми людьми, представленными ко двору, писала стихи и делала переводы с итальянского и английского.
Но как бы ни была умна девица, ей положено выйти замуж и выполнить главное предназначение — родить детей. Для Эмилии отец нашел достойного супруга, им стал тридцатилетний маркиз Флорен Клод дю Шатле, занимавший должность королевского губернатора в Семюр-о-Оксуа.
Договорной брак не подразумевал страсти между супругами, но между Эмилией и Флореном установились отношения доверительные и уважительные. Она подарила ему трех детей, а он не ограничивал ее свободу. В свою очередь, Эмили не допускала, чтобы ее романы вызывали скандалы и порочили имя супруга.
Главной страстью ее жизни были математика и астрономия. Для образованных людей во Франции XVIII столетия Вольтер был чем-то вроде идола, идейного вождя и вдохновителя. И Эмили дю Шатле не осталась в стороне, узнав, что поэт оказался в опале.
Уже не первый раз у его жилища поджидали нанятые врагами разбойники, однажды его избили чуть ли не до полусмерти.
И вот теперь, когда прекрасная Эмили дю Шатле спасла его и позвала спрятаться и переждать тревожные времена у нее в замке в Сире, Вольтер с благодарностью протянул ей руку. Маркиза для меня значит теперь больше, чем отец, брат или сын. У меня только одно желание — жить затерянным в горах Сирея», — писал тридцатишестилетний философ.
Они были неразлучны целых пятнадцать лет. Этот удивительный тройственный союз — Эмили, Вольтер и ее муж — изумлял многих. Но маркиз глубоко уважал друга своей жены, кроме того, был ему безмерно благодарен за крупные денежные средства, вложенные в реставрацию замка Сире. Кроме того, Эмилию и ее божество связывало увлечение науками.
В замке Сире они организовали лабораторию, собрали библиотеку, исследовали оптические явления и феномен вакуума. Эмилия была не просто подругой ученого, но его соратником и исследователем наравне с ним.
Ее труды уважал Ньютон и многие другие. К несчастью для науки, маркиза была всего лишь женщиной, поэтому ее имя мало известно сегодня широкой общественности.
С годами болезненный и в какой-то мере, вероятно, страдающий ипохондрией Вольтер пишет, что «он не создан для страсти». Но Эмили еще молода и полна сил. Она терпеливо и трепетно ухаживает за философом, выполняя все его капризы и следуя за ним.
В 1749 году Вольтер и его подруга по приглашению Станислава Лещинского, тестя короля Людовика XV, живут в его замке Люневиль. Здесь между ними впервые происходит серьезная размолвка.
Однажды, вернувшись с прогулки раньше, он застает Эмили в объятиях другого. Его соперником стал молодой поэт Сен-Ламбер. Признавшись во всем, Эмили просила у Вольтера прощения, откровенно говоря о тех желаниях, которые он давно уже не мог удовлетворить.
Великодушно простив женщину, подарившую ему пятнадцать лет жизни, Вольтер согласился помочь ей и в другом деле. Оказалось, что Эмили ждет ребенка.
Она очень боялась признаться во всем мужу. Да, между ними было соглашение, да, они великодушно не мешали друг другу, но ребенок — это совсем другое дело, это уже скандал. Им удалось заставить маркиза приехать и убедить его, что это его ребенок.
Беременность была тяжелой. Сорокадвухлетняя женщина понимала, что может не выдержать этого испытания. Она не перестала работать и даже в день родов сидела за письменным столом.
На свет появилась хорошенькая девочка, которой не суждено было прожить долго. Но и ее мать через несколько дней после родов скончалась от родильной горячки. Она всегда жалела, что не родилась мужчиной, переживая о том, что, как женщина, не может полноценно заниматься наукой. И умерла она как нежная женщина, только что подарившая жизнь.
Вольтер горячо оплакивал любимую: «Я не только потерял свою возлюбленную, я потерял половину себя самого, душу, созданную для меня, подругу, которую я знал с ее колыбели». Тут нужно пояснить, что он действительно видел Эмили еще ребенком, так как был хорошо знаком с ее отцом.
Больше в его жизни не было женщины, которой он мог бы столь доверять и которую мог бы так уважать.