Услышав приговор, она выла сутки. История «железной» Беллы

Железная Белла или Берта Бородкина – одна из трех женщин, приговоренных к высшей мере наказания в Советском Союзе. Но если две другие получили расстрельные приговоры за массовые убийства, то у Беллы Наумовны другая ситуация. Ей дали вышку за экономические преступления.

Известно, что эта дама при рождении получила неблагозвучное имя Берта. Оно ей не нравилось, и самолюбивая девчонка настояла, чтобы все знакомые звали ее Белла. Урожденная Король, она всегда держалась с апломбом и любыми средствами поддерживала иллюзию собственной исключительности.

Кольца на каждом пальце, яркий макияж, красивая вызывающая одежда, нарочитая раскрепощенность, умение очаровать любого и держаться уверенно и на равных с сильными мира сего… Все в Белле транслировало успех, богатство и привлекательность истинной «шахини» – именно так прозвали ее на черноморском побережье.

Но как скромная официантка смогла взлететь так высоко? В биографии Беллы много белых пятен, которые породили не меньшее количество легенд.

Мол, и не было никогда у сапожника Короля из Белой Церкви такой дочери, и в войну Белла работала немецким агентом, о чем свидетельствует татуировка на предплечье (которую она после срезала вместе с кожей) … И дата рождения у нее фальшивая, и расстреляли не ее… Большинство этих слухов – не более чем мифы.

Тем не менее, стабильно проследить биографию Беллы удается лишь после войны. Тогда она переехала в Одессу и вышла замуж за горожанина по фамилии Айзенберг. Скучный семейный быт скоро наскучил яркой красавице — она забрала единственную дочь Александру и переехала с ней в Геленджик, где вскоре снова вышла замуж. За отставного капитана третьего ранга по фамилии Бородкин.

По слухам, работая официанткой, она литрами носила домой алкоголь, чтобы спаивать супруга. Его постоянно видели на улицах города в непотребном виде. А когда Бородкин все же умер, Белла прекрасно зажила в оставшемся после супруга большом доме. Мужчин при этом у нее всегда было в избытке. Белла им нравилась, и сама не стеснялась – выбирала помоложе и покрасивее.

Ее карьера также стремительно продвигалась в гору. Из простой официантки она быстро доросла до буфетчицы, а затем — заведующей кафе. С каждым новым назначением рост ее благосостояния делал резкий скачок и приобретал новые масштабы.

Эта предприимчивая дама придумала множество махинаций с продуктами и чеками, несущими прибыль в ее карман. Например, она учила работников подкрашивать чай карамелизованным сахаром, разводить молоко и сметану кипяченой водой, добавлять в фарш крупу и хлеб.

Сэкономленное таким образом мясо шло на шашлыки, которые стоили гораздо дороже котлет. Только на махинациях с мясом она выгадала за несколько лет 80000 рублей – астрономическую сумму. Не говоря уже о банальном обсчете покупателей. Щедрые отдыхающие в веселом пьяном угаре не замечали, что обсчет шел иногда на сотню рублей в одном чеке.

Белла умела делать деньги буквально из воздуха. Каждый работник обязан был обеспечивать Бородкину подарками, иначе заведующая устраивала ему адскую жизнь. Она брала взятки не только деньгами, но и вещами – шкурки, вазы, украшения, ткани…

Особого размаха ее деятельность достигла, когда 22 мая 1974 года Бородкина была назначена управляющим Геленджикским трестом ресторанов и столовых Главкурорта министерства торговли РСФСР. Эта должность дала ей полный карт-бланш.

Теперь Белла могла казнить и миловать, назначать на должности своих управляющих, снимать неугодных, брать взятки в неограниченных количествах: продуктами, вещами, услугами, деньгами. Каждый курортный сезон каждый директор кафе на побережье передавал ей белый конверт с частью выручки – денег было так много, что вскоре Белла перестала их считать.

Конверты при обыске находили в ее доме везде – под коврами, в продуктах, во дворе за кирпичами… на общую сумму более 500000 рублей.

Не скупилась на взятки и сама Белла. Вышестоящих, проверяющих – всех она одаривала продуктами, подарками, услугами на огромные суммы. Для тех, кого она хотела задобрить или удивить, Белла не жалела ничего.

Закатывала роскошные пиры с элитным алкоголем и редчайшими деликатесами. Устраивала гонки на катерах, роскошные пикники, отдых в компании с красивыми девушками нетяжелого поведения – чтобы у высоких гостей остались самые теплые воспоминания о курортах Краснодарского края.

Случалось ей принимать и самого генсека. Когда Брежнев приехал на лечение, чтобы подправить больные суставы, на курорте Мацеста его буквально поставили на ноги. Брежнев был безмерно благодарен первому секретарю Краснодарского крайкома КПСС Сергею Медунову – за хорошее самочувствие и теплый прием.

Но за культпрограмму его встречи и за роскошное меню отвечала Белла. Причем королевский банкет устраивала своими силами, ни сном, ни духом не напомнив Медунову о потраченных при этом баснословных суммах.

Бородкину Медунов очень ценил, что делало ее практически хозяйкой побережья. Ведь сам «хозяин Кубани» считался по тем временам человеком практически всемогущим. Генсек, по слухам, готовил его себе в преемники. Что, конечно, не нравилось многим.

А больше всего – главе КГБ Юрию Андропову, который быстро организовал в Краснодарском крае настоящее разгуляево – побережье было буквально наводнено его агентами, проверялся каждый закуток, каждый закоулок, каждая захудалая пивная – все с целью дискредитировать Медунова.

Под раздачу попала и Железная Белла. Причем погорела она отнюдь не на ресторанных мошенничествах, а на закрытых показах откровенного кино… Некий неравнодушный житель Геленджика бойко настучал на подпольный киносалон… Сотрудников задержали с поличным, а те в свою очередь молчать не стали, мол, так и так, действуют с разрешения Железной Беллы, все вопросы к ней…

Когда Бородкину пришли арестовывать, она была абсолютно спокойна.

«Я сейчас выпью кофе, накрашусь, и мы поедем, куда скажете. Но завтра вы принесете мне свои извинения», – Белла была уверена, что ей ничего не грозит. Поэтому на допросах поначалу держалась стойко. Она знала, что вскоре ее отпустят.

Лишь когда прошли месяцы, а никто за нее так и не заступился, Белла впала в отчаяние. Стала имитировать сумасшествие. Но приглашенные специалисты ей не поверили. А выбитые зубы и прочие травмы ее охранники объясняли тем, что Белла Наумовна сама нанесла себе повреждения, пока билась головой о стены, имитируя безумие.

Белла, разумеется, говорила другое. Пришедшим ее навестить родственникам, которые испугались ее жуткого изможденного вида, она сказала, что каждый день ее бьют.

Неудивительно, что в какой-то момент женщина заговорила. Она призналась в даче взяток 52 лицам. Но, разумеется, от Беллы ждали гораздо большего – органы надеялись утопить с ее помощью «хозяина Кубани» Медунова… Это им удалось лишь частично.

В результате выявленных многочисленных нарушений в заведениях общепита на курортах Краснодарского края, он утратил добрую репутацию, как допустивший подобный произвол, и вскоре был снят с должности. А вот компромата на него накопать не удалось. Белла не раскололась…

Да и сам Медунов сибаритом по своей природе никогда не был (когда после смерти друзья вошли в его квартиру, то были потрясены ее аскетичностью).

Когда Бородкиной огласили приговор – расстрел, женщина побелела, как полотно. Вернувшись в камеру, она в отчаянии сутки выла, не переставая…

Но дальше начинаются странности… Считается, что приговор был приведен в исполнение в Новочеркасской тюрьме, однако документа о его исполнении в деле нет. Тела ее родственникам выдано не было. Это породило поводы для слухов, что Железная Белла все же не была казнена и сумела скрыться…

Оцените статью
Услышав приговор, она выла сутки. История «железной» Беллы
Любовь, которая превратила куртизанку в «Даму с камелиями»: Писатель Алесандр Дюма и Мари Дюплесси