Ширвиндт: Михалков завязал с профессией и, как алкоголик сгоняет мнимых чертей с одежды, так он травит вымышленных бесов в «Бесогоне»

Замечательный актёр Александр Ширвиндт оставил после себя и несколько литературных трудов, целых 11! Человек умный, острый на язык, обладающий хорошим чувством юмора, в предисловии к последней книге «Отрывки из обрывков», изданной в 2022 году, а созданной во времена ковида, написал следующее:

Жанр: ироничная исповедальность. С одной стороны снижает уровень глупости и инфантильности, с другой — амнистирует случайную смелость.

И действительно, случайно или не случайно, но Ширвиндт критикует, например, Никиту Михалкова с его передачей «Бесогон».

Никита Михалков завязал с профессией и, как какой-нибудь заядлый алкоголик сгоняет мнимых чертей со своей одежды, так и он травит вымышленных бесов с лацканов эфира в своей передаче «Бесогон».

В основном хитрожопые серости и бездарности компенсируют отсутствие настоящих свершений умением приспособиться к ситуации.

Но Михалков умный, талантливый (приближается к эпитету гениальный), потрясающий актер, что касается органики и покоя, умелый и скрупулезный режиссёр, по-настоящему занимающийся подготовительным периодом в кино. Это очень важно всегда, а сегодня особенно, когда в день снимают 56 серий 

Актёр сетует на то, что на Никиту Сергеевича повлияла семья, поэтому он подался в политику.

Его мания быть приближенным к власти наследственная – от Сергея Владимировича. Клан Михалковых – Кончаловских – мощнейший симбиоз гениальности, мудрости и цинизма. Если эту смесь собрать в один сосуд и рассеять, как удобрения, над какой-нибудь Албанией – ее хватит для процветания всей страны

И всё-таки, несмотря на признание пользы от деятельности Михалкова (хоть и с одновременным уничижением), Александр Анатольевич призывал его вспомнить о своём таланте актёра и режиссёра.

Я, как старый Никитин поклонник и старший по годам, категорически умоляю его вернуться в профессию

А вы что думаете? Если Никите Михалкову больше нравится то, чем он занимается, зачем ему возвращаться к пройденному и закрытому для него этапу? Да и писал это Ширвиндт до 2022 года. Разве бесы сейчас кажутся кому-то вымышленными?

А Владимиром Меньшовым Ширвиндт восхищался безоговорочно.

Меньшов был человеком персонально мыслящим. При всех идеологических заворотах его поступки всегда были мощнейшие и не пижонские, а смысловые. На одной из церемоний вручения чего-то он вышел на сцену и сказал, что не будет вручать приз создателям этого пошлого говна.

Бросил на пол конверт с именем победителя и ушел. Это красота. Такие поступки со временем становятся более выпуклыми, чему примером биографии разных поэтов, режиссеров и актеров.

Фильмы и роли постепенно улетучиваются, а какой-нибудь поступок иногда возникает как аргументация чего-то или подтверждение современных позиций и соображений

Вся гениальная кинематография, как российская, так и мировая, уйдет в никуда, и чем дальше мы будем уходить в никуда, тем дальше и она вместе с нами будет уходить в этом направлении.

Но в то или иное полемическое время обязательно возникнет как пример, как удивление имя Владимира Валентиновича Меньшова, а не тех или иных, может быть, самых ярких гениев, завешанных орденами. Когда уходят такие фигуры, поле становится выжженным

А какие были идеологические завороты у Меньшова? Человек, который не изменял принципам, действительно вызывающий огромное уважение.

Все хотят быть на уровне мировых стандартов. А мировые стандарты – это очень опасная штука. Все-таки должно быть свое. Исконно-русский театр – Петрушка, балаган, скоморохи и водевиль. Мюзикл – это не наша кровь.

Когда-то Филя Киркоров позвал меня на мюзикл Chicago, который шел в этом огромном сарае на Комсомольском проспекте. Я пошел. Все очень грамотно, работают на полную катушку. Получился слепок с бродвейского Chicago, очень хорошо сделанный. И ужас в том, что, чем это лучше, тем вторичнее

В книге много таких замечаний, касающихся и мюзиклов, и кинематографа, и телевизионной продукции.

Молодые специалисты не превращаются сегодня в зрелых мастеров или старых гениев. Выращиваем качков для сериалов и будущих покорительниц пляжей Мальдив

Действительно так, и большинство из них говорят не о творчестве, а о личной жизни, браках, разводах, пластических операциях и похудении.

Недавно один артист новой волны – они все очень худые, лысые и хорошо двигаются – сказал, что уже не может слышать о системе Станиславского, что это архаизм, а сейчас другая эстетика, другой театр.

И я понимаю, что он искренен. Михаил Кедров ставил во МХАТе «Плоды просвещения» около шести лет. Может, это перебор, но был гениальный спектакль. Сейчас в течение месяца делается шлягер. Действительно, зачем тогда это «Не верю!»? Совершенно никому не нужный Станиславский

Какие уж там шесть лет, 56 серий за один день для сериала, а на спектакль месяц — это даже многовато будет! Интересно, кто этот худой, лысый и ловкий артист?

Советские актёры всегда были лучшими в мире, думаю, ими и остались, но мечтают об «Оскаре». И сколько бы ни придумывали Юлий Гусман и Никита Михалков премий и сколько бы кинофестивалей «Амурская зелень» или «Сочинские закаты» ни проводилось, все надеются хотя бы номинироваться на «Оскар»

Актёров убивает процесс кинопроизводства. Если раньше режиссёр часами обсуждал с актёром, как одну-единственную реплику произнести, и по полдня снимал и переснимал трёхминутную сценку, то теперь что?

Правильно, 56 серий за один день сами себя не снимут! Это просто чудо, когда мы действительно видим хорошую актёрскую игру и не представителей уходящего поколения с могучей школой за плечами, а актёров помоложе.

Когда одна и та же 72-летняя дама со слезами на глазах вспоминает, сколько раз, где и зачем ее насиловали, понимаешь, что не всегда ее насиловали, раз так много раз. 70 % этих дам я знаю, поэтому уверен, что это совершенно безошибочная и очень выгодная телепрофессия. Такое нынче новое амплуа, которого раньше не было

Едко… И справедливое продолжение по поводу откровенностей, изобилующих пикантными подробностями.

Может, поинтересоваться у хлеборобов, кто с кем лежал в стогах?

Или узнать, как шахтеры, отбив кусок породы и выбив уютное гнездо в штольне, кого-то затаскивают в вагонетку? <…> на рассказ о целинниках, которые в передвижных фургончиках от безвыходности зимними ночами заводили детей, никто не обратит внимания.

Если бы в этом фургончике суррогатно зачал Киркоров, можно было бы сделать шесть телепередач

Не шесть, а 56!

Обезумевшие в игровой и конкурсной соревновательности телевизионные пошляки занимают почти все эфирное время. Ужас в том, что чем талантливее, тем пошлее. И вообще к привычному и вечному словообразованию «закоренелый холостяк» надо ввести новое понятие: «закоренелый пошляк»

Звенящая пошлость, грубый юмор «ниже пояса» и безвкусица. И огромные деньги! Сколько раз твердили: «Уберите «Дом-2»!» Рейтинги высокие, но как же убрать и обидеть бедненького зрителя? «Дом-2» исчез, но на смену ему пришла такая же низкопробная шелуха.

Не много ли ворчания и брюзжания? Актёр и сам себя одёргивает, а потом пишет, мол, но это же всё правда…

Много интересных подробностей об ушедших друзьях и эпохе. Ширвиндт, впрочем, считал, что он видел не одну эпоху.

Надо жить в одну эпоху. У меня начинается уже третья. Воздвигать, сносить и снова воздвигать «Железного Феликса» к 87 годам уже нет сил. Хоть и сыграл его в приступе безденежья мой незабвенный друг Миша Козаков, все равно не хочу

А как грустно и трогательно написано о Миронове… Ширвиндт сетовал на то, что много сочиняют про тот последний спектакль в Риге. Александр там был с супругой и внуком. Накануне того дня, когда Андрей потерял сознание прямо на сцене, актёры собрались в ресторане.

В отдельном кабинете за огромным столом собралось человек 12: Андрюша с Ларисой Голубкиной, Гриша Горин с женой, Игорь Кваша, мы…

И вдруг Андрюша стал говорить о каждом сидящем за столом – а там были его ближайшие друзья – трогательные слова: как он относится к другу и какую роль в его жизни тот играет. Потом нам было страшно вспоминать об этом: Андрей с нами прощался

А это в какую эпоху было? Неужели стирали? 👇

Я помню времена, когда стирали презервативы. Советский человек, тем более коммунист, слово «презерватив» не произносил. Это было «резиновое изделие». Стирали не те, что были сделаны из покрышек КамАЗа на Баковском заводе резиновых изделий, а настоящие, приобретенные за границей и тайно привезенные оттуда.

Их освежевывали не в стиральной машине, которой не было, а просто споласкивали и сушили, обсыпав детским тальком. Естественно, имеются в виду свои, а не упавшие на балкон с верхних этажей

«Отрывки из обрывков» — это действительно обрывки, записки на манжетах, но читать интересно. Размышления в чём-то банальные, но приправленные ширвиндтовской спецификой: щепотка юмора присутствует в каждом таком обрывке. Даже в этом, довольно серьёзном размышлении 👇

<> больше двух-трех недель вне дома не могу. Я не приживаюсь. Родина для меня еще – продолжение привычек. Я не могу пересилить привычку к этому гектару (дача, — ред.), к этому водоему, а не к Средиземному морю. Родина – это состояние. Состояние не в смысле рубли и бриллианты, а состояние души, тела и мозгов.

Степень ощущения родины у всех разная. Когда читаешь: этот хотел умереть на родине, тот мечтал, чтобы его останки перевезли на родину, – очень красиво.

Но, мне кажется, если ты уже уперся отсюда, даже по самым уважительным причинам, умирай и хоронись там, куда уехал. Мечтать умереть на родине, не живя на ней? Какой-то цирковой фокус

Оцените статью
Ширвиндт: Михалков завязал с профессией и, как алкоголик сгоняет мнимых чертей с одежды, так он травит вымышленных бесов в «Бесогоне»
Людмила Алфимова. Ушла от лётчика к председателю колхоза, с которым смогла сойтись лишь спустя 20 лет. Как сложилась судьба?