Родные с жалостью смотрели на Таню: с кем она встречается? С клоуном? Как жаль, девочка из такой хорошей семьи! Для них профессия жениха была синонимом слову «бездельник».
Ведь Таня Покровская была из крепкого купеческого рода, дед – депутат Государственной Думы I созыва… Но в декабре 1949 года жизнь Тани изменилась навсегда. Она встретила Юрия Никулина.
Всё, к чему она прикасалась, моментально зацветало и пускало корни. Заниматься с цветами Тане нравилось с самого детства – растения словно тянулись к ней. Даже в трудные военные годы это давно приобретённое хобби поддерживало её и придавало сил.
— Мама, я пойду в Тимирязевку. – сказала Таня, когда пришло время выбирать профессию. Никто не удивился — всё к этому шло, и девушка стала изучать декоративное садоводство. А уже обучаясь в сельскохозяйственном вузе, буквально «заболела» конным спортом. Другие девчонки бежали на танцы, а Таня – на конюшню.
«В академии была прекрасная конюшня, — позже вспоминала Таня. – А там – очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Мы его обожали».
На эту самую дивную лошадку, столь непохожую на других, решил однажды взглянуть знаменитый клоун Карандаш, Михаил Румянцев. Забавный конек так понравился ему, что он моментально принял решение – а пусть Лапоть блеснёт на цирковой арене! Может получиться очень милый и смешной номер!
Таню попросили немного подготовить животное – научить простейшим трюкам. Добряк Лапоть легко отозвался на команды, так что с обучением проблем не возникло. В назначенный час его привезли в цирк, и сопровождала лошадку Таня Покровская.
— Скоро, скоро звёздный час вашего любимца! – пообещал Карандаш.
Молодой парень, его помощник, увел Лаптя за кулисы. Но очень быстро вернулся назад, чтобы представиться – его зовут Юрий Никулин.
— А что вы делаете в номере? – поинтересовалась Таня.
— Приходите на представление! Увидите! – весело пообещал он.
«Юра не был красивым, — писала Таня много лет спустя, — но у него было невероятное обаяние. Те, кто с ним знакомились, не могли забыть его уже никогда».
Перед цирковым спектаклем она очень волновалась. Да ещё подруга подвела – договорились идти вместе, а та не смогла! Таня приехала одна и сразу встретила Юру, словно он поджидал её у входа.
— А вы разве не переодеваетесь? – удивилась Таня, заметив, что Никулин в обычном костюме.
Он многозначительно подмигнул и усадил Таню на ее место. А потом… сел неподалеку, даже когда представление уже началось.
Карандаш придумал номер с «подсадным» человеком. Якобы кого-то случайного вызывают из публики и учат кататься верхом. Конечно, были придуманы смешные падения, забавные трюки, чтобы зал заливисто хохотал…
Когда на арену вывели Лаптя, Таня почувствовала, что сердце забилось сильнее. Но конек чувствовал себя очень уверенно и был таким нарядным! Потом пришел черед выйти Юрию…
Конечно, они репетировали много раз! Всё должно было пройти гладко и по сценарию! Но то ли Лапоть переволновался из-за обилия публики, то ли был в тот день не в духе, но только номер полетел кувырком…
Никулин зацепился ногой за стремя, Лапоть взбрыкнул, взметнулся, и вот уже ахнувшая публика вскочила на ноги: артист лежал без сознания!
Никулина немедленно доставили в институт имени Склифосовского. Таня, чувствуя свою ответственность, поехала к нему. Ведь это она привела Лаптя! С коньком, к слову, ничего дурного не случилось.
Переломы ребер и сотрясение – это сочли «легким испугом». По крайней мере, хмурый врач, занимавшийся здоровьем Никулина, сказал ему так:
— Как зовут животное? Лапоть? Так вот слушай, парень: купи ему лучшего овса и благодари. Еще бы немного, попал бы копытом в висок. А так – пустяки!
Домашние не узнавали Таню. Она вставала пораньше и пекла печенье, чтобы отвезти в больницу к Юре. Мать и тетя (отец Тани погиб во время Великой Отечественной) начали осторожные расспросы, ради кого это всё делается… А когда узнали, что Юра – клоун, с сочувствием посмотрели на девушку.
— Помню я видела клоуна в цирке, — задумчиво произнесла тетя, — в 1911-м. Он еле держался на ногах и ему давали затрещины…
Таня никого не слушала. Ну клоун. А какая разница? Она продолжала навещать больного вплоть до его полного выздоровления. Вспыхнувшее чувство было таким сильным и внезапным, что молодые недолго думали, как им поступать дальше. В мае 1950-го Таня и Юра поженились.
Говорят, что жениться в мае – значит маяться всю жизнь. У Никулиных всё вышло иначе. Они прожили вместе душа в душу сорок семь лет, понимая друг друга с полуслова. Таня вскоре тоже стала работать в цирке, а еще снималась в кино в маленьких ролях.
Ее даже приглашали на главную роль в «Гусарской балладе», но Юра не позволил Тане делать большую сольную карьеру. Так что Таня Никулина провела жизнь в тени супруга и всегда говорила с гордостью: «Да, мой муж – клоун». У них родился единственный сын, Максим, который продолжил цирковое дело отца.
Юрия Никулина не стало в 1997 году. Тани – в 2014-м. Они соединились в вечности, чтобы уже не разлучаться никогда.