Юрий Яковлев: «-Мне уже тринадцать. Возьмите на фронт». Он ушел. Но его герои остались

Его любили несколько поколений зрителей. За природное обаяние, статность, элегантность, неповторимый тембр голоса.

Он умел столь точно выбрать интонацию, взгляд, походку и жесты, что подлинность его персонажа на экране казалась абсолютной.

Это пленяло.

Юрий Яковлев от природы был очень застенчивым, он заикался при поступлении в театральное училище, получал двойки по актерскому мастерству, перед спектаклем от страха забывал текст роли, его чудовищно смущало внимание к себе.

Это качество характера очаровывало окружающих, и оно же сократило актеру жизнь.

В ноябре 2013 года Яковлева госпитализировали после двух обмороков. Первый случился, когда актер шел на спектакль и упал прямо на улице.

Но тогда Юрий Васильевич, которому было уже 85 лет, самостоятельно встал, вернулся домой и отказался вызывать врачей.

Через несколько дней обморок повторился. Тогда вызвали “скорую” и актера увезли в больницу.

За два года до этого, в 2011-м, врачи обнаружили у актера ишемическую болезнь сердца. Несмотря на это, Яковлев каждую неделю выходил на сцену родного Вахтанговского театра. Он, как мог, старался сохранить привычный ритм работы.

Однако близкие ощутили резкую перемену в его поведении. Он перестал жаловаться, стал холодно-спокойно со всеми разговаривать. Он отстранился, чтобы не заметили его слабость.

Отстраняя близких, чтобы защитить их, Яковлев следовал примеру своих родителей.

Юре было четыре года, когда отец с матерью развелись.

Они разошлись очень странно. Ни отец, ни мать больше ни с кем не встречались и не создали новые семьи. Родители продолжали встречаться только между собой.

Лишь повзрослев, Юрий понял, что этот развод был фикцией. Отец пытался оградить самых дорогих ему людей от репрессий, которые ему угрожали из-за происхождения.

Дед Юрия по отцу был известным фабрикантом-обувщиком. А дед по линии матери тоже не бедствовал. Владел маслозаводом в Таганроге.

Маме удавалось скрывать это родство благодаря смене фамилии и вполне пролетарской профессии. В юности она закончила фельдшерские курсы и ушла на фронт.

Всю первую мировую войну она была сестрой милосердия. После войной она тоже осталась сестрой МИЛОСЕРДИЯ.

Когда началась война, Юра Яковлев с одноклассниками несколько раз приходил в военкомат: -Мне уже тринадцать. Возьмите на фронт.

-Не дорос парень. Годок-другой подожди.

-Пока буду ждать, война уже закончится, — возмущался Юра.

Тогда действительно многие думали, что война продлится недолго. Когда в октябре 1941 года Юра с мамой отправились в эвакуацию, они по-наивности даже не взяли с собой по-настоящему нужных вещей.

А только, как им казалось, самое ценное. Юра, например, взял свою коллекцию марок и солдатиков. Впрочем, они пригодились. Были выменяны на еду.

В Уфе, где оказались эвакуированные Яковлевы, мама работала в госпитале, а Юра устроился туда же за продовольственную карточку. Стирал и скатывал бинты.

После госпиталя Юра подрабатывал почтальоном. У мальчика быстро вышла из строя обувь. И все лето он проносил почту босиком. При этом еды постоянно не хватало. Юре даже диагностировали вторую степень дистрофии.

В эвакуации Юра пропустил два года школы.

А вернувшись, поступил в вечернюю школу и нашел работу в гараже при американском посольстве. Заправлял машины, делал мелкие ремонты. Здесь же научился водить. Ему давали джип Виллис, на котором он с шиком подъезжал к вечерней школе, катал друзей и девушек.

Когда Юра получил аттестат, ему было уже 20. По примеру двоюродного брата он решил стать дипломатом, поступив в университет на факультет международных отношений.

То ли всеобщее настроение, то ли гены отца, тоже мечтавшего стать актером, заставили Юру подать документы во ВГИК. Там ему дали от ворот поворот за некиногеничность. Тогда он пошел в Щукинское училище. Но длинный несуразный Юра не понравился Владимиру Этушу.

Незадачливого абитуриента выручила замечательный педагог Цецилия Мансурова. “Он мне интересен. Посмотрите в его глаза”, — сказала она и взяла к себе на курс.

Она же спасла Юру от отчисления, когда ректор влепил ему двойку за актерское мастерство. Было за что. Он до потери сознания боялся сцены.

Юрий Яковлев был женат трижды. За что заслужил в свое время репутацию человека, не обременяющего себя нормами морали. На деле все обстояло совершенно иначе.

В первой женой Кирой Мачульской Юрий познакомился в концертном зале Чайковского. Он страстно влюбился в нее с первого взгляда и буквально отбил у жениха, известного ленинградского режиссера Владимира Венгерова. Сам же тогда был только начинающим актером, которому предстояло только дебютировать в эпизодах.

В 1952 году Юрий с Кирой расписались. Родители Юры были не в восторге от выбора сына.

Кира уже успела побывать замужем. В 17 лет она вышла замуж за будущего академика Юрия Лопухина и уехала с ним в Болгарию. Там у нее случился роман с сыном лидера Болгарской компартии, и брак с Лопухиным распался.

Поселились молодожены Юрий и Кира в квартире родителей жены. Гнездышко обустроили за шкафом.

*

К сожалению, у молодой жены открылся туберкулез. Болезнь Киры не позволяла думать о ребенке. Когда Кира вылечилась и забеременела, Юрий уже безоглядно был влюблен в свою партнершу по спектаклю “Дамы и гусары” Катю Райкину, дочь Аркадия Райкина.

Катя Райкина была очаровательная, кокетливая, манящая. Их отношения быстро перестали быть тайной. Скандала не было. Кира просто сказала мужу, чтобы он уходил. Она была ранена изменой до глубины души. Юрий тоже очень переживал, что разрыв отношений произошел во время долгожданной беременности.

Неизвестно, как сложились бы дальнейшие отношения супругов, но по иронии судьбы, Яковлев одновременно стал дважды отцом. У Киры родилась дочь Алена, а у Райкиной сын Алеша. И Алена, и Алеша родились в 1961 году.

Едва узнав о своей беременности, Катя приняла решение расстаться с мужем, актером Михаилом Державиным и вышла замуж за Яковлева. Однако и этот брак не продержался долго.

Юрию было суждено повторить судьбу своего отца: заботиться о детях, не имея возможности жить вместе с ними.

Что касается профессии, актер блистательно сыграл свою первую главную роль в кино. И не кого нибудь, а князя Мышкина, в экранизации Достоевского ”Идиот”.

Когда на показе фильма в Лос-Анджелесе в 1960 году руководители компании “20 век Фокс” увидели Яковлева в этой картине, то сделали актеру грандиозное предложение: сниматься в Голливуде в роли Иисуса Христа. Обещали баснословный гонорар. Но киночиновники настоятельно рекомендовали отказаться.

“Идиот” — это была и победа, и драма.

После такой актерской вершины все остальные роли казались ему мелкими, несравнимыми.

Ему повезло. Счастливым лотерейным билетом оказался поручик Ржевский из “Гусарской баллады” Эльдара Рязанова. Он пробовал несколько популярных актеров в паре с не менее известными актрисами.

Гармоничнее всех смотрелся дуэт Яковлева-Голубкина.

Немедленно после премьеры Ржевский стал народным любимцем. О нем начали сочинять анекдоты. Это была подлинная слава, которая накрыла Яковлева с головой.

Однажды, после вечеринки до утра в Москве, Юрий сел за руль своего “Москвича” и рванул в Ленинград, где у него должен был быть спектакль. Жена Катя уснула на заднем сиденье. Яковлев гнал под 120.

Однообразная дорога, тишина, бессонная ночь. Казалось, он на секунду сомкнул глаза. А когда открыл, машина летела на обочину и опрокидывалась. При первом перевороте открылась задняя дверь и вылетела Катя, при втором сам Юрий. Когда он очнулся, из лежащего на крыше “Москвича” валил дым. Он подполз к машине и выключил зажигание.

Прибывшие врачи “скорой помощи” первым делом спросили: -Где трупы? А “трупы” сидели рядышком, на бугорке. У Яковлева было сотрясение мозга и перелом ключицы.

Екатерине Райкиной категорически не нравилось начавшееся увлечение мужа спиртным. А уж аварии, в которой они чуть не погибли, она не могла простить. Из-за сына, так как его едва не оставили круглым сиротой. Брак распался.

Однако в вахтанговском музее работала заведующей девушка, которая уже давно была влюблена в Юрия Яковлева.

Ирине Сергеевой очень симпатизировал худрук театра Вахтангова Рубен Симонов. Он не начинал репетиций, пока она не садилась с ним рядом. Молодая женщина вела дневник репетиций и вдохновляла мэтра.

Юрий вскоре тоже не на шутку увлекся девушкой.

Между тем Сергееву со всех сторон пытались предупредить доброжелатели: “Кому ты решила довериться”? Это же записной Дон Жуан.

Но Ирине хватило мудрости разглядеть истину.

-Он абсолютно не был Дон Жуаном. Просто если что-то происходило, он женился. Раз женился, два женился. И три женился.

Ирина Сергеева.

Однако образ ловеласа режиссеры эксплуатировали охотно. Любимым персонажем самого актера был Стива Облонский из “Анны Карениной”.

О Стиве он говорил: —Никто его не знает, а я обожаю этого человека. Мы родственные души.

А вскоре ему довелось стать царем.

Когда в прокат вышла комедия Гайдая о фантастических перемещениях во времени, актерская слава Яковлева достигла апогея. Сам актер вспоминал, что сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. Все же он должен был оставаться Иваном Грозным.

Его двойника Буншу требовалось изобразить другими красками. “Весьма бытовой кретин с двумя извилинами”, — как охарактеризовал его актер.

Семидесятые стали периодом расцвета советского кинематографа, когда были созданы бессмертные шедевры, до сих пор известные всем и каждому на постсоветском пространстве.

Юрий Яковлев сыграл почти во всех знаковых картинах. Ведь уже три с лишним десятилетия в Новый год мы любуемся на Ипполита. Яковлев никогда не боялся быть смешным. И всегда говорил, что рассмешить зрителя, это самое сложное и ценное в актерском ремесле.

Несмотря на то, что Юрий Васильевич в прямом и переносном смысле был крупной фигурой в мире театра и кино, постоять за себя он не умел. Не умел и принимать направленные на него какие-то козни или заговоры. Они рассыпались сами собой.

Потому что у него было еще одно всепобеждающее свойство характера. Доброта. В театре Вахтангова, где он прослужил всю жизнь, его называли “Наше солнце”. Никто не помнил, что он когда-нибудь сердился или раздражался на кого-нибудь.

И оттого столь тревожно было коллегам слышать по телефону подобные нотки в голосе мэтра. Это могло свидетельствовать только об одном: боль, которую ему приходится терпеть, просто непереносима.

Юрий Яковлев сожалел лишь о том, что не видел, как растет его младший сын Антон. Постоянные репетиции, съемки, гастроли. Теперь же он хотел больше времени проводить с семьей.

Когда он приходил на студенческий спектакль с участием своей внучки Марии Козаковой, весь институт следил за ним, затаив дыхание.

Радовал Яковлева и его младший сын. -Теперь я могу умереть спокойно,- сказал он, когда посмотрел первый спектакль своего сына-режиссера.

И настал день, когда Юрий Васильевич решил поставить точку в своей актерской карьере. В тот день он пришел в костюме, с бабочкой, тросточкой. Весь подтянутый. И сказал: “Вот. Я пришел к вам, чтобы сказать, что я счастливый человек. Теперь ухожу из театра”.

Однако Римас Туминас сумел уговорить актера принять участие в грандиозной постановке, в которой играли все старики. Великие старики Вахтанговского театра. Спектакль назывался “Пристань”. Когда Яковлев появлялся на сцене, по залу прокатывалась волна аплодисментов.

А потом в абсолютной тишине зрители внимали каждому слову, каждому жесту великого актера.

Актеру шел 86-й год. Состояние его ухудшалось. Было понятно, что финал его близок, но сам Юрий Васильевич никогда об этом не говорил.

В ноябре 2013 года, когда после двух обмороков он попал в больницу, в театре все-же рассчитывали, что он вновь выйдет на сцену.

После полуночи 30 ноября 2013 года сердце Юрия Яковлева перестало биться.

Он ушел.

Но его герои остались. И вновь и вновь будут рассказывать анекдоты про поручика Ржевского, требовать продолжения банкета и называть гадостью заливную рыбу.

Оцените статью
Юрий Яковлев: «-Мне уже тринадцать. Возьмите на фронт». Он ушел. Но его герои остались
Сергей Тихонов: тайна раннего ухода «Плохиша» не раскрыта до сих пор