В дверь звонили.
— Кто там? – спросила заспанная Римма. У нее был выходной и в кои-то веки она решила отоспаться. Не тут-то было.
— Римма Васильевна, я приехал, — раздался за дверью мужской голос.
Римма похолодела. Она никак не рассчитывала, что испанец все же просит родину и приедет в Союз следом за ним. Машинально глянув в зеркало и легким движением руки приведя волосы в порядок, она открыла дверь.
— Ну, заходи, коль приехал, — проговорила она и впустила мужчину, с огромным букетом.
Римма Маркова – актриса из тех, про которых говорят: «они стали символами и отображением целой эпохи». Её выдающиеся работы в кино удостаивались премий международных фестивалей. Огромное количество сыгранных эпизодов и маленьких ролей навсегда запали в душу советских и российских зрителей, запомнились своей яркостью и искренностью.
«Бабье царство», «Покровские ворота», «Гардемарины, вперёд!», «Вечный зов» – список фильмов с участием актрисы можно продолжать долго. Она никогда не сидела без дела, не видя себя вне профессии. А вот в личной жизни актрисы не все так благополучно…
«Дети улицы»
Римма родилась в посёлке Чурино Самарской области. Её родители работали в театре: отец – актёром, мать – гримёром-парикмахером. Именно поэтому их дети – Лёня и Римма с раннего детства проводили огромное количество времени не только за кулисами, но и на сцене театра.
Семья постоянно кочевала с места на место, из одного города – в другой, служа в театрах от Махачкалы до Якутска. Стоит ли удивляться, что впервые на сцену Римма вышла уже в шесть лет. Дебютная роль была эпизодической, но яркой.
Вскоре дождалась девочка и главной роли в спектакле «Дети улиц». Он рассказывал о нелёгкой жизни и судьбе беспризорников. Вместе с сестрой в спектакле сыграл и её брат Леонид, который в дальнейшем тоже стал известным актёром.
Марковы пережили и поволжский голод 30-х годов, и Великую Отечественную войну. Во многом этому способствовала непрерывная работа в театре, хотя во время эвакуации в Вологду Римме и Лёне пришлось поработать и в колхозе.
Отец понимал, опыт работы в театре с детских лет – прекрасный старт для будущего актера, но нужно и учиться. В Вологде Лёня и Римма поступили в театральную студию при местном драматическом театре.
Курортный роман с продолжением
Одним из послевоенных мест работы Маркова-старшего стала Махачкала. Детей актёр пристроил учиться в школу-студию при Ленкоме. Уже опытная артистка Римма не испытала проблем ни с поступлением, ни с учёбой, а по окончании вуза стала актрисой того же театра.
Дипломный отпуск девушка решила провести с семьей. Махачкала располагала к отдыху: там тепло, солнечно и Каспийское море. Во время отпуска Римма и познакомилась с красивым лётчиком-греком по имени Семён.
Летний роман привёл молодых людей к дверям ЗАГСа. Вот только семейная жизнь не затянулась надолго. Прожив около года оба поняли, что там, где закончился их отпуск, осталась и их любовь. Семен был старше избранницы на двадцать лет и был уверен, что после замужества она сядет дома. Римма эти планы не разделяла.
После развода актриса активно работала в Театре им. Ленинского комсомола, и первые признаки зрительской любви и признания коллег появились после великолепно исполненной роли в спектакле «Вторая любовь». Тогда же, в 50-х годах начались первые эпизодические роли в кино. Дебютом Риммы стал фильм «Рядом с нами».
Молодой и неопытный
С музыкантом Владимиром Никитиным Римма познакомилась во время гастролей в Самаре, которая тогда носила название Куйбышев. Красавец Владимир обладал присущим многим людям его профессии обаянием и произвёл на Римму огромное впечатление.
Маркова, что называется, по уши влюбилась, хоть избранник и был на девять лет младше. Полюбив, провела с ним несколько бурных вечеров. Уже вернувшись домой, она поняла, что ждет ребенка.
Через некоторое время Владимир тоже явился в столицу. Узнав, что любимая в положении и ни на минуту не веря, что отец – он, уехал обратно. Он все же явится обратно. Женится и пообещает полюбить ребенка Риммы как родного. Правда, когда на свет появится дочь, все вопросы об отцовстве отпадут сами собой. Девочка будет маленькой копией Владимира.
Пелена долгое время застилала глаза актрисе. Она наслаждалась семейным счастьем, растила дочь от любимого человека. Но вскоре Римма обнаружила, что её муж не просто творческий человек с соответствующими «маленькими слабостями», а самый настоящий пьяница и бабник.
Владимир всё чаще возвращался домой за полночь, и не просто нетрезвым, а «пьяным в дым». Римма долго терпела такое поведение мужа, во многом из-за того, что продолжала любить. Да и боялась оставить дочь без отца.
Терпение лопнуло, когда разбирая чемодан мужа после гастролей наткнулась на телеграмму: «Люблю тчк Скучаю тчк Всегда твоя» Подписана бумажка была именем знаменитой актрисы. Такого удара Римма стерпеть не могла. Посчитала «плевком в лицо» и мириться со своим положением больше не собиралась – подала на развод.
Долгожданный кинопрорыв
Ещё в самом начале брака с Владимиром Никитиным Римма покинула сцену Ленкома в пользу концертной бригады Москонцерта. Там платили более «ощутимые» деньги, да и занятости у артистки, жаждавшей работы, значительно прибавилось.
В кино в это время актриса почти не снималась, лишь мелькнула в эпизоде в картине «Живые и мёртвые». В 1966 году случился, наконец, прорыв. Сначала актриса снялась в фильме «Крылья», за работу в котором получила лестные отзывы критиков и коллег, а затем на экраны вышла лента «Бабье царство».
Впервые актриса, а на тот момент ей уже исполнилось 42 года, ощутила какое-то подобие признания. Роль Надежды Петровны позволила раскрыться таланту Марковой во всей красе. С тех пор Римма на долгое время забыла о том, что такое отсутствие работы в кино.
Да, большинство её ролей оставались эпизодическими, но они давали возможность работать постоянно, к тому же, режиссёры поняли про Римму главное – даже её эпизодическое появление в их фильмах обязательно становилось событием для зрителя. Она неизменно вызывала эмоции, не всегда положительные, но все же.
Искренняя энергия, с которой актриса отдавалась каждой своей маленькой роли – от главврача хирургии из «Покровских ворот» до настоятельницы монастыря в «Гардемарины, вперёд!» и ведьмы в «Ночном дозоре» – неизбежно передавалась самой картине.
Актриса бралась за каждую роль, справедливо полагая, что хорошо, когда приглашают сниматься, ведь «завтра могут и не позвать»…
Испанский барон
Во время триумфа на фестивале в Сан-Себастьяне после выхода фильма «Бабье царство» Римма познакомилась с испанским бароном Антонио Гонсалесом. Тот, едва увидев советскую актрису, буквально «слетел с катушек» от любви.
Антонио оказывал Марковой настолько настойчивые знаки внимания, что актриса совершенно не знала, куда деться от обезумевшего барона. Тот, ко всему прочему, неплохо знал культуру и обычаи Советского государства, так как провел в этой стране свое детство.
Маркова не очень-то хотела отвечать взаимностью, тем более, что не испытывала таких же пламенных чувств к кавалеру. Но тот так настаивал на продолжении романа, что Маркова в конце концов дала Гонсалесу свой московский адрес. Она и не надеялась, что барон прилетит в Москву, но Антонио прилетел.
Ухаживания продолжились, а через какое-то время Римма приняла предложение испанского богача. История, однако, не имела счастливого продолжения.
Гонсалес мечтал о детях. Римма категорически отказывалась и как только забеременела, поспешила сделать аборт. Испанец стерпел и это. Но жизнь в Союзе давила на него, он хотел на родину, да и Римма постоянно устраивала ему проверки на прочность.
Через три года Антонио Гонсалес благополучно вернулся в Испанию. Он устал от жизни в СССР и ретировался, даже не оформив развод. Спустя годы актриса признается, она изрядно попортила жизнь третьему супругу.
Дорогая сердцу ненавистная подруга
Достаточно большую часть в её жизни занимала подруга Нонна Мордюкова, отношения с которой поразительным образом варьировались от закадычных до ненавистнических. Римма и Нонна души друг в друге не чаяли в повседневной жизни, но за роли в кино готовы были «биться насмерть».
Квинтэссенцией их взаимоотношений стал знаменитый ролик, в котором умудрённые опытом и жизнью актрисы сыграли старых подруг, вечно ссорящихся, но всегда готовых прийти на помощь в беде.
Непоколебимая любовь
Был в жизни Риммы Марковой и ещё один мужчина, любовь к которому оказалась абсолютно безусловной. Им стал её брат – актёр Леонид Марков. Трогательные отношения между Риммой и Леонидом стали едва ли не единственным примером отсутствия семейной конкуренции в актёрской среде. Брат и сестра всегда искренне переживали друг за друга и старались помочь.
Римма Маркова ещё в начале 90-х годов ушла на пенсию, но с кино завязывать даже не собиралась. Она продолжала вести активный образ жизни и работать. Её участие в фильмах Тимура Бекмамбетова добавило этим проектам «культовости»: возраст актрисы только увеличивал масштаб её таланта.