Полюбила брата и стала его женой. Нищета, голод и невзгоды судьбы Зинаиды Серебряковой

Зинаида встала в 6 утра, наспех умылась холодной водой и тяжело вздохнула: кормить детей было нечем: в шкафу только сухари… Пока дети еще спали, она плакала от безысходности, но при них старалась быть сильной.

Как же так получилось, что семья знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой жила впроголодь?

Зинаида родилась в 1884 году в известной богемной семье творческих людей. В роду Бенуа-Лансере все имели непосредственное отношение к разным видам искусства.

Отец Зинаиды был скульптором, мать – художником-графиком, среди членов семьи присутствовали актеры, писатели, архитекторы, музыканты. Поэтому неудивительно, что с детства Зинаида стала интересоваться рисованием. Два ее дяди были художниками и именно они стали ее первыми учителями.

Спустя годы появляются первые серьезные работы, и чаще всего это пейзажи имения Нескучное — изображения полей, мельниц, стогов, сцен уборки урожая.

Брак с двоюродным братом

Тесно общаясь со своими родственниками с разных сторон, Зинаида особенно сблизилась с двоюродным братом – Борисом Серебряковым, сыном родной сестры отца художницы. Постепенно их дружба переросла в настоящую любовь. Легко представить смятение пары, когда они осознали, как на их связь посмотрят со стороны.

Некоторое время молодые скрывали свои отношения, которые могли не одобряться обществом. Но вскоре об этом узнали родственники.

Кстати, они не стали препятствовать отношениям влюбленной пары. Сложности возникли при попытке обвенчаться. Дело в том, что семья Зинаиды исповедовала католическую веру, а Борис был православным, и ни та ни другая церковь не благословляли близкородственные браки.

Борис объездил несколько близлежащих городов в поисках священнослужителя, который мог бы провести венчание, но никто не соглашался. В момент отчаяния влюбленным даже пришло в голову перейти в лютеранство, где такие браки были дозволены.

Однако ситуация разрешилась проще: за некоторое вознаграждение один священник согласился провести церемонию. Счастью молодых не было предела и казалось, этому не будет конца…

Счастливая семья

После свадьбы на некоторое время пара отбыла в Париж, где художница брала уроки в Академии де ла Гранд Шомьер. Но парижская атмосфера не привлекала русскую художницу, она грезила родными краями и уговорила мужа вернуться в Нескучное.

Именно там, на малой родине произошел расцвет художественной карьеры Серебряковой. Были написаны выдающиеся картины на тему жизни крестьян — «Уборка хлеба», «Зеленя осенью», «Крестьянка в красном сарафане».

Ну а самой примечательной картиной этого периода стал автопортрет «За туалетом», который получился, по словам художницы случайно, когда она расчесывала волосы, глядя в зеркало, и внезапно решила запечатлеть этот момент.

В счастливом браке у четы Серебряковых родилось четверо детей. Сначала два мальчика – Евгений, а через два года Александр. Затем две девочки – Татьяна и Екатерина.

Борис Серебряков был инженером железных дорог и много времени проводил в командировках и разъездах. Зинаида дома занималась детьми и любимой работой.

В картинах Серебряковой часто присутствовали ее дети или муж, причем, они не позировали, застыв с немой маской на лице, они жили в картинах своей жизнью, и художница изображала их необыкновенно живо и с огромной любовью и нежностью.

Вот, например, полотно «За завтраком»:

Революция, смерть мужа и нищета

Тем временем началась Первая мировая война. Уклад жизни в Нескучном пока еще не поменялся, но параллельно назревала революция и становилось все тревожнее.

В 1917 году проживать в родном имении стало небезопасно, крестьяне уже учиняли разгромы в соседних поместьях и предупредили Зинаиду, что и ее имение ждет та же участь. Борис в это время отсутствовал, он занимался прокладыванием железной дороги в Иркутске и не мог вернуться к семье. Письма от него приходили все реже, почта работала плохо.

Эмоциональная и впечатлительная Зинаида не находила себе места, очень остро реагировала на все, что происходило вокруг. В итоге Серебрякова с детьми была вынуждена уехать в Харьков. Денег ни на что не хватало, дети были полуголодные.

Порой дома из еды были лишь сухари…

Зинаиде пришлось устроиться на работу в музей, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию. О карьере художницы в тот период не было и речи.

Лишь спустя 2 года Зинаида вновь увиделась с мужем, он навестил жену с детьми и снова умчался в поисках работы. Возвращаясь домой через несколько месяцев, Борис в поезде заболел и с каждым днем состояние его только ухудшалось.

Борис не смог оправиться, и умер на руках Зинаиды. Ему было 38 лет (по другим данным 39).

Мир Зинаиды Серебряковой рухнул. Без денег, без мужа, в стране неразбериха, с 4 детьми и престарелой матерью.

Зинаида рыдала по ночам от безысходности. А днем старалась быть сильной, ведь на ней была ответственность за детей и мать. Жить становилось все сложнее и сложнее. Художница перебивалась случайными заработками, но денег ни на что не хватало.

Именно в этот период появилась еще одна значимая работа — «Карточный домик»:

Биографы и искусствоведы сходятся во мнении, что это самая мрачная работа художницы. А карточный домик, который вот-вот развалится, олицетворяет, как легко может все разрушиться в жизни…

Не увидев перспектив хорошей работы в России, Зинаида отправилась в Париж к дяде, чтобы там заработать денег. В тот момент она даже не догадывалась, что прощается с родиной навсегда.

Годы вдали от родины

В Париже Серебряковой дали хороший заказ на создание панно. В какой-то момент ей даже показалось, что жизнь налаживается. По крайней мере, в финансовом плане. Но это был единичный заказ, далее востребованность ее творчества пропала, заказы приходилось искать с большим трудом. Наступала популярность импрессионизма и реализм Серебряковой был никому не нужен.

Вернуться в Россию уже не удалось, как не удалось и соединиться с детьми. Ценой огромных усилий и связей, позже, Серебрякова смогла переправить в Париж Александра и Екатерину, двое других детей остались в России.

Серебрякова получила французское гражданство, ездила в Марокко, где писала портреты и делала зарисовки. Но популярности не имела, у всех на устах были другие имена. К тому времени подросли дети и тоже стали работать. Но даже совместные доходы были крайне невысоки, жить приходилось очень скромно.

Лишь после 1960 года художница встретилась со своей второй дочерью – Татьяной, с которой не виделась 36 лет.

Спустя 5 лет в Москве состоялась выставка, где картины Серебряковой имели оглушительный успех. В одно мгновенье она приобрела популярность, появилась во всех художественных альбомах и каталогах. Пришла слава и, как следствие, деньги. Но насладиться заслуженными подарками судьбы Зинаида не успела.

Через год после выставки, она умерла в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Серебрякову похоронили во Франции, ее картины хранятся во многих известных музеях.

Оцените статью
Полюбила брата и стала его женой. Нищета, голод и невзгоды судьбы Зинаиды Серебряковой
«Ее голосом пели Селезнева и Варлей»: почему популярная певица 70-х годов — Нина Бродская переехала в США, жизнь и как выглядит