Мария дрожала от страха. Выставив руки вперед, она вжала в плечи голову и, надеялась защититься от него. Кричать было бесполезно, слуги делали вид, что не замечают происходящее в доме. Она снова и снова прокручивала в голове свою роковую ошибку, когда согласилась стать женой Нарышкина.
Но кто же мог знать, что улыбчивый и влюбленный кавалер, получив желаемый брак, превратится в неуравновешенного тирана?
Мария появилась на свет в октябре 1789 года. Ее родителями были князь Яков Иванович Лобанов-Ростовский и Александра Николаевна, урожденная Салтыкова.
Девочка получила домашнее образование и в шестнадцать лет была представлена ко двору. Хорошенькую Марию сделали фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны. У княжны начался яркий этап жизни: церемонии, торжественные мероприятия, балы, новые знакомства и появление поклонников.
Мария сама того не заметила, как оказалась увлеченной в любовный треугольник. В нее влюбились сразу двое видных дворян: князь Сергей Григорьевич Волконский и Кирилл Александрович Нарышкин. Кровь в молодых людях бурлила и они не собирались мирно пытаться добиться княжны.
Князь Волконский вспоминал:
Юношеского моего любовного порыва была весьма хорошенькая троюродная мне сестра княжна Мария Лобанова-Ростовская, которая имела такое милое личико, что, об ней говоривши, ее называли «головка Гвидо».
Не я один ухаживал и поэтому имел для меня ненавистное лицо — более счастливого в поисках К. А. Н. Придраться без всякой причины к нему, вызвать его на поединок, с надеждою преградить ему путь и открыть его себе, было минутное дело, подтвержденное на другой день письменным вызовом.
Чтобы устранить соперника, в декабре 1807 года князь Волконский вызвал его на дуэль. Учитывая, что князь был блестящим стрелком, то он придумал для себя удачный план навсегда избавиться от Нарышкина.
Нарышкин был наслышан о том, что князь хорошо стреляет. Умирать раньше времени ему не хотелось, поэтому он поспешил уверить Волконского, что княжна совершенно не интересует его и он не будет мешать ему ее добиваться.
Казалось бы, что конфликт был улажен. Волконский не стал настаивать на дуэли и ошибочно решил, что путь к сердцу его красавицы свободен. Однако князь совершенно не знал Нарышкина. Тот обманул его и продолжал свои ухаживания, когда тот этого не видел. В результате он первым попросил руку княжны и получил ее.
Узнав о предстоящей свадьбе Нарышкина с Марией, Волконский был сильно возмущен, но сделать ничего не смог.
Первые месяцы после свадьбы Мария порхала от счастья. Муж был хоть и вспыльчивый, но страстный и любящий. Вот только, получив Марию, он превратился в деспота.
Все чаще на первое место выходила не любовь, а вспыльчивость. Мягкая и добрая Мария старалась подстраиваться под тяжелый характер мужа, но даже если она пыталась ему угодить, он все равно находил к чему придраться. В семье все чаще происходили скандалы и скользящие, словно тени по дому слуги, делали вид, что ничего не замечают.
Поведение Нарышкина становилось настолько необузданным, что однажды, когда к ним пришли гости, а Мария сказала что-то ему не по нраву, он схватил книгу и запустил ей в голову.
Первые годы семейной жизни Мария утешала себя мыслью: «бьет — значит, любит». Несмотря на скандалы, муж не забывал о своих супружеских обязанностях. С 1809 года по 1819 году у супругов родились шестеро детей:
1. Лев (20.08.1809—20.09.1855)
2. Наталья (19.07.1812— 23.03.1818)
3. Александр (09.06.1814—22.11.1815)
4. Николай (04.12.1815— ?), скорее всего, умер в раннем детстве.
5. Александра (13.04.1817—30.05.1856)
6. Сергей (07.04.1819—15.07.1855)
Годы шли, и Мария понимала, что больше не может находиться рядом с мужем, который в любой момент готов поднять на нее руку. Все чаще она находила повод, чтобы уехать из дома. После шести родов у нее ослабло здоровье и Мария отпрашивалась у супруга за границу, чтобы подлечить себя.
В 1838 году Нарышкина находилась в Риме, когда получила известие, что ее муж скончался. Сожалела ли она об его уходе в мир иной? Вряд ли. От их изначальной любви уже давно ничего не осталось. После смерти мужа, ей больше не нужно было искать место, где она могла спрятаться от его агрессии.
Мария прожила до 1854 года. Ее не стало в 64 года.
Судьба предоставила Марии крайне неудачный выбор между Нарышкиным и князем Волконским. Выбрав первого, она получила мужа — тирана. А если бы выбрала второго, то ее ждала бы участь жены декабриста. Ведь в декабре 1825 года князь Сергей Волконский стал одним из самых известных участников восстания.