Не поехала за мужем-декабристом в Сибирь и 30 лет ждала его. Судьба Пелагеи Штейнгель

Они увиделись вновь спустя 30 лет и не могли сдержать слез. Оба были уже в преклонном возрасте, а Владимир к тому же уже передвигался только с тростью. Кстати, трость ему переплавили из кандалов, в которые он был закован.

Сегодняшняя героиня нашей статьи — Пелагея Штейнгель — жена декабриста Владимира Штейнгеля. Судьба ее оказалась драматичной: она не последовала за мужем в Сибирь, не надеялась его уже увидеть, но он вернулся. Спустя 30 лет…

Участник восстания

Барон Владимир Штейнгель (другой вариант фамилии Штейнгейль) был одним из самых старших участников декабристского восстания. Ему было 42 года, в то время как подавляющему числу участников не было и 30.

К тому моменту Владимир Штейнгель уже успел побыть и моряком, и участником Отечественной войны 1812 года, и государственным служащим — руководил восстановлением Москвы после пожара, и создателем ряда реформаторских проектов, которые он представлял Александру I, правда они были отклонены.

В общем, Штейнгель имел большой опыт и собственные взгляды на то, какой должна быть Россия — это и привело его к декабристам, их идеология была ему близка.

Но восстание было подавлено, и в ночь со 2 на 3 января 1826 года Владимир Штейнгель был арестован и отправлен сначала к императору на допрос, а потом в Петропавловскую крепость.

Его приговорили к пожизненной каторги. Правда, потом манифестами этот срок сократили сначала до 20 лет, затем до 15 лет, потом до 10.

Жена декабриста

А теперь вернемся к жене Штейнгеля. Узнав о приговоре (пожизненная каторга), Пелагея Петровна была шокирована и безутешна. Это означало, что главу семейства ни она, ни дети — а их у супругов было 8 — больше никогда не увидят.

И тут Пелагея Петровна узнает, что есть возможность отправиться вместе с мужем и разделить его судьбу — стало известно, что некоторые жены декабристов уже получили разрешение последовать за мужьями.

У нее был выбор: поехать с мужем или остаться с детьми. И она выбрала детей. Старшей дочери было 14 лет, а самому младшему всего несколько месяцев — их нужно было ставить на ноги, обеспечивать образованием и др. И вряд ли кто-то может осудить ее за этот выбор.

  • Кстати, всем женам декабристов предоставлялась возможность развестись. Есть сведения, что Пелагея Петровна этим правом воспользовалась, причем по настоянию самого Владимира Штейнгеля. Уезжая на пожизненную каторгу (а именно такой приговор был первоначально вынесен), он понимал, что жену уже больше не увидит. А развод позволит ей выйти замуж и не иметь финансовых и других проблем. Правда, по другим данным, супруги не разводились, так как все годы вели переписку и сохраняли теплые отношения, а потому факт развода остается спорным.

Вторая семья в Сибири

Пелагея Петровна замуж больше не выходила, а вот Владимир Штейнгель в Сибири завел вторую семью. В 1837 году, находясь уже на поселении в Ишиме, он познакомился с вдовой местного чиновника и они стали вместе жить, но официального брака не было.

Их отношения длились 20 лет, родились двое детей — сын и дочь. Причем учились они под фамилией «Петровы» — вероятно, именно такая фамилия была у их матери (о ней известно крайне мало).

В 1857 году, когда внебрачным детям было уже 16 и 15 лет, Владимир Штейнгель стал добиваться, чтобы они получили фамилию «Бароновы» и права личного почетного гражданства (сословная группа городского населения Российской империи в XIX — XX вв).

Знала ли об этой второй семье Пелагея Петровна? Скорее всего, знала.

После амнистии Владимир Штейнгель получил разрешение вернуться в европейскую часть России. Он тут же оставил свою сибирскую сожительницу и уехал к Пелагее Петровне. Что касается внебрачных детей, то дочь осталась в Сибири со своей матерью, а сына он взял с собой.

Пелагея Петровна и Владимир Штейнгель увиделись вновь спустя 30 лет и не могли сдержать слез. Оба были уже в преклонном возрасте, а Владимир к тому же уже передвигался только с тростью. Кстати, трость ему переплавили из кандалов, в которые он был закован.

Жить отдельно было уже тяжело, поэтому о Пелагее и Владимире заботился их сын Вячеслав — у него они жили до самой смерти.

Кстати, вернувшись к Пелагее Петровне, Владимир Штейнгель стал требовать отмены юридического расторжения брака (просил аннулировать его), чтобы вновь быть с женой на законных основаниях.

Так как факт развода спорный, то по другим сведениям, он наоборот добивался расторжения брака, чтобы узаконить внебрачных детей.

Так что история с разводом запутанная, и не известно, чем она закончилась, потому что на этом все сведения о Пелагее Петровне обрываются.

К сожалению, не сохранилось ее портрета, поэтому для иллюстрации статьи мы использовали картины художников, подходящие по смыслу.

Оцените статью
Не поехала за мужем-декабристом в Сибирь и 30 лет ждала его. Судьба Пелагеи Штейнгель
Лютая дочь Малюты