Яркая актриса и сильная женщина Ольга Аросева обладала удивительным обаянием, пользовалась неизменным успехом у публики и особенно у мужчин.
Сама Аросева признавалась, что все ее мужья были красавцами. Некрасивых она не любила. А ума хватало своего. В кино актриса больше запомнилась зрителям по фильмам Рязанова.
Более ста ролей в кино и порядка сорока ролей в театре сыграла она за свою жизнь.
Но больше всего зрители, конечно, полюбили ее жизнерадостную пани Монику из “Кабачка «13 стульев». Это было стопроцентное попадание в роль.
У нее были сотни поклонников и многих мужчин она сводила с ума. Но в конце жизни все-таки осталась одна. У нее практически не было подружек, но ее окружали многочисленные друзья-мужчины. И даже в зрелом возрасте у нее были поклонники намного моложе ее.
Свои отношения с актером Анатолием Гузенко она назовет последней любовью. Актрисе было уже за 70, а ее избранник был на 22 года младше.
Разница в возрасте не стала препятствием к обоюдной симпатии. Не остановило Ольгу и то, что Гузенко был женат и у него был сын. Общая страсть к театру так сблизила актеров, что они не могли жить друг без друга и вне сцены.
Свободное время Анатолий проводил на даче у Аросевой. Они вместе ездили и на гастроли, и на курорты. Этот роман оборвался внезапно и трагически. Анатолий тяжело заболел. Аросева продолжала заботиться о нем.
А когда он уже надолго попал в больницу, не просто навещала, а часами сидела, держа его за руку. Делала все возможное, чтобы помочь. Покупала дорогие лекарства, наняла персональную медсестру, жену к нему не допускала.
В отношения с Анатолием Ольга вложила все свои нерастраченные чувства. Он был для нее и сыном, и мужем, и другом. Его смерть стала настоящей трагедией.
Если Ольга влюблялась, начинала неистово опекать мужчину. Он должен был всего-навсего подчиниться. Но, зачастую именно ее твердый и непростой характер становился препятствием в отношениях. Не каждый выдерживал ее напора. Может поэтому Ольга и была обречена на одиночество.
Возможно, она искала такого мужчину, как отец. Младшей из трех сестер Аросевых, Ольге было пять лет, когда их мать, Ольга Вячеславовна, оставила их с отцом. Она влюбилась в другого мужчину и уехала с ним на Сахалин.
Ольга долго не могла понять и простить поступок своей матери. Главным в семье был обожаемый отец. На него и была похожа Ольга.
Прапорщик царской армии Аросев получил блестящее образование. Знал четыре языка. После революции перешел на сторону большевиков и был назначен полномочным представителем страны Советов.
*
Работал во Франции, Швеции, Литве, Чехословакии.
Интересно, что когда Ольга родилась, ее назвали Варварой. Только через три дня по настоянию мамы она стала Ольгой. Когда мать уехала с новым возлюбленным, отец женился во второй раз на чешке Гертруде Фройнд.
Мачеха невзлюбила трех приемных дочерей. Девочки отвечали ей тем же.
-У нас была мачеха, которую я ненавидела всеми фибрами души и страшно ревновала отца к ней.
Ольга Аросева.
Семейная жизнь Аросевых оборвалась в 37-м. Беременную мачеху Гертруду арестовали как шпионку. Александр Аросев пытался ее вызволить. Стучался в двери самых высоких чиновников, поехал к своему товарищу Ежову и сам больше не вернулся.
Его арестовали на 10 лет без права переписки, а через год расстреляли. Но девочки об этом не знали. Ольга была уверена, что отец оставил их и уехал куда-то с Гертрудой. Она ходила к метро и часами на улице ждала любимого папу.
-Я стояла и высматривала, может быть из метро выйдет отец. И в таком состоянии меня застал художник Ромадин. Он написал два портрета моих. Мне 11 лет. Как раз стою в Петровско-Разумовском парке и ищу отца.
Ольга Аросева.
*
Три сестры Аросевых. Старшей Наталье 17, Елене 13, Оле 11. Подростки не попали в детский дом. Родная мать добилась, чтобы дочери переехали к ней.
Девочкам пришлось перебраться из знаменитого дома на Набережной в 12-метровую комнатушку в коммуналке на окраине столицы. В школе для того, чтобы вступить в комсомол от Ольги потребовали отречься от отца — врага народа. Но Ольга отказалась от комсомола и не предала отца.
Власть не преследовала дочерей Аросева. Старшая сестра Наташа стала переводчиком. Елена училась на драматическую актрису. А Ольга, не закончив десяти классов, поступила в цирковое училище. Она занималась эквилибристикой и ходила по проволоке.
Из циркового училища Ольга ушла через два года. Она дважды сдавала экзамены в театральный институт и все-таки поступила. Там она сразу же стала заводилой курса.
В 1946 году в Москву на гастроли приехал Ленинградский театр комедии. Ольга узнала, что туда ищут артистов и напрямую обратилась к художественному руководителю Николаю Акимову. Она училась еще только на третьем курсе, но наврала, что закончила училище. Аросеву приняли в театр комедии.
Она переехала жить в Ленинград, но работала сначала не актрисой, а водила кукол-марионеток в спектакле.
Путь к вершине начался не на сцене, а под ней. Ее куклой была корова. Ольга ползла под сценой, двигая корову и очень талантливо, как ей говорили, мычала за нее.
Акимов обратил внимание на старательность молодой актрисы и вскоре доверил ей в этом же спектакле человеческую роль.
В театре поползли слухи, что он неравнодушен к красивой девушке. А он и не скрывал этого и даже написал ее портрет.
На юную актрису заглядывались многие мужчины. А она влюбилась в ловеласа и сердцееда Владимира Сошальского.
Он стал первым мужем Аросевой. Правда неофициальным. Вместе они не прожили и полгода. Актер влюбился в другую актрису.
Этот скоротечный роман оставил в сердце Аросевой след на всю жизнь. Она перестала верить мужчинам и с легкостью сама расставалась с ними.
Позже признавалась, что бросил ее только один мужчина, от остальных она уходила сама. Вскоре в Ленинграде Ольга официально вышла замуж за музыканта Константина Жукова. Он был старше на 11 лет. И именно этот первый по документам единственный официальный брак она многие годы спустя назовет самым счастливым.
Его не разрушил даже внезапно вспыхнувший роман в драматургом Арбузовым. Ему 37, Ольге 20. Оба были несвободны. Ольга не захотела ломать семейное счастье.
Через пять лет с театром комедии пришлось расстаться. На художественного руководителя Николая Акимова начались гонения. На общем собрании Акимова отстранили от должности. Аросева проголосовала против такого решения и вынуждена была уехать обратно в Москву.
Разрыв с театром закончился разводом и с мужем.
В столице актрису сразу приняли в Театр Сатиры, где она прослужила до конца жизни.
Артист Театра Сатиры Юрий Хлопецкий стал вторым мужем Аросевой.
Этот брак был самым драматичным. В 1953 году во время похорон Сталина беременной Ольге стало плохо и она потеряла ребенка. Больше матерью она стать не смогла. После этого семейная жизнь Аросевой дала трещину. Юрий переживал даже не из-за отсутствия детей, его актерская карьера была неудачна в отличие от карьеры Ольги.
Хлопецкий стал много пить, из-за чего лишился работы.
Но Ольга уже была увлечена другим мужчиной. Следующим мужем стал известный певец Аркадий Погодин.
В 60-е по нему сходили с ума все женщины. Известность ему принес шлягер “В парке Чаир”.
На момент бракосочетания певцу было почти 70 лет. Аросева на 24 года моложе.
Ради Ольги Погодин бросил супругу, с которой прожил много лет и которая сделала из него певца.
Этот брак также продлился недолго.
Увлекающаяся натура, она не хранила верность своему мужу и не стеснялась ни его самого, ни коллег по театру. Во время гастролей на целине с Погодиным под предлогом, что не хватает актрисы, Ольга срочно вызвала на помощь Зою Зелинскую.
-Что делать. Я поехала. Была осень. У меня не было одежды, был плащ, который от мороза встал колом. Пошла в сельпо, купила плед. Оказалось, что она вызвала меня вместо себя, а сама с очередным мужчиной поехала на юг.
Зоя Зелинская.
Погодин ушел от Аросевой, оставив ей дачу во Внуково и квартиру. Через пять лет после свадьбы с Ольгой Погодин умер.
В театре сплетничали, что напора Ольги никто из мужчин Аросевой не выдерживал. Чаще они спивались.
-Их было так много, они все умерли. Жестокость, которая в ней была, не женская. И ум у нее был тоже такой же.
Зоя Зелинская.
Ольга так и не смогла получить никакого образования. Однако у нее было свидетельство об окончании курсов водителей троллейбуса, на который его отправил Эльдар Рязанов.
-Водила она, конечно, троллейбус, но однажды чуть не въехала в массовку, которая стояла на остановке. В сценах погони водила не она.
Эльдар Рязанов.
60-е годы стали лучшими в карьере актрисы. Она сыграла свои самые яркие роли. Но большинство были эпизодическими или второго плана.
Звездной роль мадам Ксидиас тоже не стала. Фильм “Интервенция” запретили и он пролежал на полке много лет. Только спустя годы фильм получил признание не только в нашей стране, но и за рубежом.
Народная слава все же пришла к Ольге Аросевой. И не благодаря кино и театру, а телевидению. 15 лет она блистала в “Кабачке “13 стульев”. Несмотря на то, что в Кабачке были заняты 13 актеров, Моника выделялась среди всех и нарядами, и шутками.
Кабачок сделал пани Монику любимицей всей страны, но испортил актерскую карьеру. Ее образ прочно закрепился за Моникой.
Эльдар Рязанов очень сомневался, брать ли актрису в свою следующую картину “Старики-разбойники”.
Аросевой с трудом удалось уговорить его. Позже он пригласил ее в эпизод еще одной картины про приключения итальянцев в России. Но Аросева была рада и этому.
В 60-е, успешные в кино и телевидении, она осталась без работы в Театре Сатиры. У нее был серьезный конфликт с главным режиссером Валентином Плучеком. Он категорически не любил “Кабачок”.
При огромном количестве поклонников и друзей, Ольга была одинока и очень жалела, что не встретила настоящего и желанного спутника. А может, просто не разглядела.
В конце ее жизни, по ее словам, ее семьей была она и любимая собака Патрик. К своей собаке она относилась как к ребенку.
Прослужив в театрах в общей сложности почти 70 лет Ольга Аросева до конца жизни оставалась актрисой. Выходила на сцену, даже будучи тяжело больной и незадолго до смерти порывалась пойти в театр. Даже партнеры не догадывались, насколько серьезна ее болезнь.
В последнем спектакле “Реквием по Радамесу” Ольга Аросева играла с Еленой Образцовой и Верой Васильевой.
За день до смерти Аросева собиралась на встречу с журналистами и мечтала выйти на сцену. Сцене и профессии она оставалась верна всю жизнь. С присущим ей природным чувством юмора и оптимизмом она никогда не унывала и была востребована.
Но обожаемая многими мужчинами, актриса так и не нашла своего женского счастья.
Ее главным спутником в жизни стал театр. Главной любовью — зрители. А спектакли — детьми.