«Мама, не могу понять: чего от меня хочет этот пожилой мужчина, который теперь называется моим мужем?»: сложная судьба Натальи Архангельской

— Можно мне домой вернуться?- услышала она на том конце провода голос Володи.

— Конечно, это же и твой дом тоже!

Она знала, что у ее мужа Владимира Андреева случались романы. Иногда он уходил. Но всегда возвращался…

Детство

Наталья Архангельская родилась в московской интеллигентной семье зимой 1937 года. Ее отец, Виктор Степанов, был крупным строителем, много лет работал в Германии. А в 1937 году, за несколько месяцев до рождения дочери, его расстреляли. Мать, первоклассная портниха Галина Архангельская, после ареста мужа осталась без работы.

Да что там говорить! Чудом не отправилась в лагерь вслед за ним. Жизнь стала налаживаться, когда женщина вновь вышла замуж за вдовца с двумя детьми — военного врача с генеральскими погонами. Мужчина удочерил Наташу, дав ей свое отчество и фамилию.

Галина смогла вернуться к своей профессии: поначалу сотрудничала с театрами, шила костюмы для спектаклей. Потом обшивала модных московских дам.

Наташа со сводными сестрами ни в чем не знали нужды. Жило семейство в огромной генеральской квартире с видом на Тверскую улицу. Знания дети получали в престижной школе, где учились сплошь отпрыски советской элиты.

Наталья с детства увлекалась языками, литературой и спортом, но ни минуты не сомневалась, что будет только актрисой. Едва получив аттестат с отличными отметками, девушка отправилась подавать документы во все ВУЗы столицы, где имелся актерский факультет.

Счастливый билет

На экзаменах ей было несложно. Она много читала, блестяще декламировала стихи, поэтому и произвела впечатление на приемную комиссию и во ВГИКе, и в ГИТИСе. И остановилась на последнем.

Курс, на который поступила Наташа, набирал профессор Иосиф Раевский. Именно от него она узнала, что Сергей Герасимов проводит актерские пробы в «Тихий Дон».

— Если кто-то желает попробовать свои силы, я буду не против,- сообщил педагог.

Это была настоящая удача! Ведь не секрет, что в то время в театральных ВУЗах отрицательно относились к съемкам своих студентов во время учебы.

— Получить роль у самого Герасимова дорогого стоит…,- продолжал Раевский.

И Наташа решилась, хоть и не рассчитывала даже на крохотную роль. Особенно после того, как по приезду во ВГИК обнаружила огромную очередь из актрис в комнату, где принимал Герасимов. Режиссер находился там вместе со своей женой Тамарой Макаровой. Это она первая обратила внимание на Наташу и указала ему на нее:

— Посмотри, какая черноокая Дуняша! — прошептала она мужу на ухо. — Просто поразительно…

Действительно, после первых же кинопроб стало понятно: лучшей шолоховской Дуни им не сыскать. Наталья как-то сразу покорила знаменитого режиссера. И тот утвердил ее на роль, которой она посвятила почти три года, пока шли съемки «Тихого Дона».

*

Борис

Проект Герасимова принес Наталье не только славу, но и знакомство с первым мужем. Но вспоминать то замужество актриса не любила. Да и мужа, как оказалось, тоже…

Первую влюбленность девушка испытала, едва поступив в институт. Немыслимый красавец Борис Андроникашвили покорил ее юное сердечко. Вместе они даже полетели на малую родину юноши. Но грузинская семья не приняла невесту сына.

Мать отнеслась холодно, с высокомерием, считая, что он достоин лучшего, нежели русской жены. Помолвка была расторгнута.

Яков

А вот вторая влюбленность молодой Архангельской закончилась браком. Вчерашний выпускник ВГИКа режиссер Яков Сегель снимал в соседнем с Герасимовым павильоне фильм «Дом, в котором я живу».

И частенько наведывался к своему учителю на площадку. Там и заприметил хорошенькую молодую актрису. К слову, Сегель и сам был мужчиной интересным.

Бывший фронтовик, старше на 14 лет, высокий, с копной кучерявых волос. Неповторимый шарм добавляла тросточка, с которой тот не расставался после ранения. Конечно, 19-летняя Наташа просто потеряла голову от чувств. А уж когда начались настойчивые ухаживания, — сразу сдалась.

Тем более она до сих пор чувствовала себя преданной, ведь её первый возлюбленный все же женился на русской, несмотря на запрет родителей. Ей оказалась Людмила Гурченко.

— Выходи! Он режиссер, ты актриса. У тебя сложится карьера в кино, — советовали подруги.

А вот мама поначалу была против:

— Наташенька, он такой взрослый. А ты у меня еще совсем ребенок…

Но потом смирилась и благословила дочь.

Не простил ей ухода

Муж привел молодую жену в двухкомнатную квартиру, где проживал вместе с сестрой. Только семейная жизнь не сложилась сразу — Яков оказался патологическим ревнивцем. Ему совершенно не нравилась студенческая жизнь общительной и веселой жены. К тому же Наташа не нашла общего языка с его сестрой Милой.

— Не могу понять: чего от меня хочет этот пожилой мужик, который теперь называется моим мужем?- плакала она в трубку маме.

По вечерам девушку ждал не любящий и соскучившийся муж, а домашний деспот, изводивший ее придирками и обвинениями. Так продолжалось три месяца. В конце концов она не выдержала:

— Ты зачем на мне женился? Чтобы мучить меня подозрениями?- спросила его как-то Наташа, поняв, что с Яковом ее больше ничего не связывает.

Многие тогда ее осуждали:

— Кто Сегель, и кто эта вертихвостка! Известный режиссер, фронтовик… Охмурила и бросила… Бедный…,- то и дело слышала она за спиной.

Яков хоть и не подавал виду. Но, видимо, тоже не простил бывшей жене ухода. Иначе как объяснить то, что первое время после развода Архангельской полностью перекрыли доступ на киностудию имени Горького.

Влюбилась!

Только ей уже было все равно! Ведь она по-настоящему влюбилась!

Сын звезды мхатовской сцены Ангелины Степановой и пасынок автора «Молодой гвардии» Александра Фадеева перевелся во ВГИК из студии МХАТа сразу на третий курс. И первое время совсем не замечал Наташу.

Красивый, галантный, многими обожаемый Шурик Фадеев крутил романы со всеми ее однокурсницами, а она мучилась и рыдала в подушку.

Полгода влюбленная поклонница изводила себя ревностью и страданиями, пока Фадеев не обратил на нее внимание. Они стали встречаться. Вот только Александру с его богатой личной жизнью безумная любовь Наташи была в тягость.

Мало того, он запрещал ей сниматься, мог при всех унизить, не стеснялся ставить ультиматумы и откровенно врать.

К последнему курсу их отношения совсем разладились. Но Архангельская упорно продолжала цепляться за последнюю соломинку, не в силах поверить в самое страшное. Больше всего на свете она боялась быть брошенной.

— Я просто умру, если он уйдет, -плакалась она подруге.

А он взял и ушел…

— Осточертело все,- вдруг заявил ей Саша. — Мы расстаемся…

Наташа так сильно его любила, что чуть не умерла от горя. И еще долго следила за судьбой Фадеева. Знала обо всех его романах, неудачах в кино и беспробудном пьянстве. Знала, что совсем скоро он женился на Людмиле Гурченко. Но это уже была не ее история…

«Современник»

Еще на четвертом курсе ГИТИса Архангельскую пригласили в тогда еще молодой театр «Современник». Его худрук Олег Ефремов увидел в молодой девушке такие качества, которые могли зацепить зрителя. Она легко исполняла классику, ей доверяли драматические, исторические и комедийные роли.

Дебютировав в спектакле «Два цвета» уже через месяц Наталья играла в спектакле «Никто» вместе с Ефремовым. Эмоции, женственность, тонкий ум и точный анализ каждого героя позволяли актрисе играть ярко. Она делала образы запоминающимися, восхищающими зрителя и критиков.

На сцене «Современника» ее впервые увидел начинающий режиссер Андрей Тарковский. И позвал на пробы в свою студенческую работу «Каток и скрипка», где актрисе предстояло сыграть в паре с Владимиром Заманским. Этот проект стал для нее еще одной ступенью в большой мир кино, хотя работать с Тарковским было непросто.

Андрей уже тогда славился своим сложным и резким характером. Съемочной группе приходилось работать над его грандиозными задумками буквально на износ. Тем не менее Архангельская многому у него научилась.

Слава молодой актрисы гремела на весь Советский Союз, ей поступали предложения известных режиссёров, но сама она любила театр. И не готова была жертвовать сценой ради экрана.

Владимир

Через три года работы в «Современнике» в труппе возникли разногласия, и молодая актриса перешла в театр им. Ермоловой.

Где самыми значимыми ее спектаклями стали: «Пат, или Игра королей», с этой постановкой труппа театра не однажды выезжала в Европу; «Деньги для Марии», «Костюмер», «Прошлым летом в Чулимске» и «Дом, где разбиваются сердца».

Здесь актриса встретила своего второго мужа — начинающего актера Владимира Андреева. Молодой человек тут же начал за ней ухаживать. Чему сама Наташа, изрядно исстрадавшись по Фадееву, была очень рада. По большому счету, она и замуж за него вышла, только чтобы отомстить Саше.

Володя сильно отличался от ее предыдущих ухажеров. Добрый, внимательный, он сразу же влился в семью Архангельской, поладил со всеми ее подругами. Отношения между супругами были ровными, без сюрпризов и недомолвок.

Андреев активно строил карьеру, хотел быть главным режиссером Театра Ермоловой. Жена поддерживала его в стремлении, хотя очень опасалась интриг, сплетен и коалиций среди коллег. Однако Владимир настойчиво шел к своей цели, а добившись желаемого, болел всей душой за театр.

Жизнь била ключом: дом — полная чаша, репертуар, посиделки с друзьями, гастроли… Вот тут-то Наташа и почувствовала: у мужа появилась любовница. Она не стала выяснять отношения, просто закрыла глаза на его похождения. Но однажды он сам объявил ей о своем уходе:

— Я встретил другую женщину!

— Да ради Бога!- услышал он в ответ.

В тот раз его хватило на неделю. Вернувшись к супруге, неверный муж долго просил прощения, умолял все забыть и вспоминать только хорошее. Но внутри Наташи будто что-то сломалось.

Развод и старое увлечение

О том, что на горизонте Владимира замаячила новая цель — красавица Наталья Селезнева, она узнала ровно через месяц после его возвращения. Но и в этот раз не опустилась до банальных разборок и сцен ревности, а просто отпустила его к другой.

— Ты любишь ее?

— Да…

— Ну, тогда давай разводиться. Я завтра уйду из дома, а вы возьмите все, что сочтете нужным.

С мужем Архангельская расставалась легко. Чего не скажешь о ее положении в театре после развода. Играла актриса мало, ролей Андреев особо не давал, коллеги начали сторониться. Да и на любовном фронте все было не лучшим образом.

Наталья было решила войти еще раз в одну воду, позволив в очередной раз охмурить себя Борису Андроникашвили. Их роман развивался стремительно. Мужчина неоднократно делал возлюбленной предложение руки и сердца, но сама она не видела в этом необходимости.

— Прошло десять лет… Я уже совсем не та Наташка, что ты когда-то знал,- говорила она ему.

Через год они расстались, оставшись хорошими друзьями на долгие годы. Писатель даже посвятил бывшей возлюбленной рассказ о своенравной девушке Наташе.

Счастлива замужем

А вскоре Архангельская завела интрижку с шефом московского бюро агентства Франс Пресс, выходцем из семьи русских эмигрантов Владом Вишневски. Она не хотела разрушать семью, не желала официально регистрировать брак. А просто жила для себя, постоянно чувствуя заботу и любовь мужчины.

Долгое время эти отношения скрывались, пока Влад Вишневски не объявил о разводе с законной супругой. Это стало неожиданностью для актрисы. Но от последовавшего предложения пожениться не отказалась.

В этом браке у Натальи началась совсем другая жизнь: к ним на дачу без конца приезжали дипломаты, она сопровождала мужа на приемы в иностранные посольства и на светские мероприятия. В ее распоряжении имелся Мерседес с открытым верхом и личный водитель.

Супруги часто выезжали во Францию, где у Вишневски остались дети. Мужчина много зарабатывал и возил жену по заграничным курортам, покупал ей дорогие вещи и драгоценности, продукты им привозили из валютной «Березки».

Когда журналисту предложили работу в Югославии, он принялся уговаривать жену на переезд. Но та сразу заявила, что из Москвы уезжать не намерена:

— Что я буду там делать? У меня здесь театр, зрители, мама…

И муж ради нее остался жить и работать в России. Тогда Наталья думала, что так будет всегда…

Все закончилось…

Но все закончилось, когда Владу диагностировали болезнь Альцгеймера. Вишневски стал очень рассеянным, мог в любом месте оставить непотушенную сигарету, включить электрический обогреватель в ванной или выйти из квартиры и заблудиться.

Архангельская работала, не щадя себя, чтобы приобрести дорогие лекарства. Но всегда с желанием возвращалась домой к любимому мужу и ухаживала за ним все 10 лет пока продолжалось его болезнь. В 69 лет мужчины не стало. После смерти супруга Наталья Сергеевна больше не искала отношений.

Несмотря на возраст, народная артистка сегодня все так же великолепно играет и радует зрителя новыми образами. Билеты на её спектакли расходятся моментально.

Оцените статью
«Мама, не могу понять: чего от меня хочет этот пожилой мужчина, который теперь называется моим мужем?»: сложная судьба Натальи Архангельской
Красавица Дэбби Рейнольдс — звезда старого Голливуда и по совместительству мама «Принцессы Леи»