Женитьба на дочери любимой женщины

-Смущает лишь одно. — прошептал один дворянин на ухо другому. — Он сходил с ума по ее матери, а теперь спустя пару десятилетий берет в жены ее дочь.

Церковь была набита народом. Невеста была поразительно хороша собой. Русоволосая, статная, молодая, светящаяся от счастья. Большинство присутствующих считали, что девице Марии фон Келлер несказанно повезло.

Она сумела отхватить богатейшего жениха — князя Ивана Ивановича Барятинского. Да, он был на двадцать лет старше ее, но такая разница между супругами в то время казалась обыденной.

Лишь избранные были посвящены в историю любви князя, которая началась еще до рождения его невесты…

Иван Иванович Барятинский родился осенью 1772 года в семье князя Ивана Сергеевича Барятинского и Екатерины Петровны, урожденной принцессы Голштейн-Бек. Семейство было одно из самых знатных в Российской Империи.

У супружеской четы были сложные отношения, поэтому в скором времени после рождения Ивана и его младшей сестры Анны, князь расстался с женой.

Юный князь с 1780 года был записан на военную службу поручиком и постепенно начал делать карьеру. Был адъютантом самого Григория Потемкина, после его перевели в камер-юнкеры в Семеновский полк.

Когда Ивану было около восемнадцати лет, он влюбился в красавицу графиню Амалию Витгенштейн. Девушка была младше его на год, из хорошей семьи и казалась ему идеальной партией. Но что-то пошло не так… Жениться на любимой ему не дали.

-Она еще юна, да и ты молод. — говорила сыну Екатерина Петровна.

Но Иван не понимал этой отговорки. Его сестру выдали замуж еще моложе, чем была Амалия.

Спустя год после предложения Амалии, Иван узнал, что она вышла замуж за прусского графа Христофора фон Келлера. Его разочарованию не было пределов. Он продолжал ее любить и страдал по тому, как несправедливо распорядилась судьба. Свое горе молодой князь старался заглушить на службе.

В 1795 году Иван Барятинский зачислился волонтером в армию, действовавшую в Польше. За храброе поведение он был награжден орденом святого Георгия :

Во всемилостивейшем уважении на усердную службу и отличное мужество, оказанное 24-го октября при взятии приступом сильно укрепленного Варшавского предместия, именуемого Прага.

Служба позволяла отвлечься от мыслей об Амалии и осознании, что она принадлежит другому.

Когда императором стал Александр Павлович, он в 1801 году сделал Барятинского действительным камергером. В то время в Лондон требовались посланники и Иван Иванович был отправлен в Англию.

В 1806 году князь женился на дочери лорда Шэрборна — Френсис Мэри Дюттон. Брак был очень коротким и трагическим. Супруга забеременела и скончалась во время родов. После нее у Ивана Ивановича осталась дочь Елизавета.

Барятинскому нужно было ехать в Петербург. Его вызывал к себе государь.

Брать с собой новорожденную девочку было опасно. Кроха была слаба здоровьем и могла не перенести такой долгий путь. Родственники усопшей уговорили Ивана Ивановича оставить им малышку, он согласился.

Елизавета до конца жизни прожила в Англии на попечении своих родственников. У нее были хронические заболевания, из-за чего в Россию ее не отпускали. Позже, ее брат Александр (рожденный во втором браке Барятинского) добивался опеки над сестрой, но ему ее не дали. Она прожила до 1867 года, то есть шестьдесят лет.

В Петербурге Барятинский не задержался. Государь его назначил посланником в Баварию и отправился туда. Спустя семь лет после семейной трагедии, он снова влюбился.

На одном из светских вечеров Иван Иванович встретил русоволосую дочку прусского дипломата. Она была поразительно похожа на ту, что он страстно полюбил в юности.

-Как зовут эту девушку? — поинтересовался князь у приятеля.

-Это Мария фон Келлер.

-Келлер? — переспросил изумленный Иван Иванович, вспоминая, что это фамилия мужа Амалии.

Для него было неожиданностью встретить дочь своей любимой. Она была очень похожа на нее. Казалось, что судьба вновь подарила князю шанс обрести счастье.

Барятинский подошел к Марии и представился. Она подняла на него взгляд своих прекрасных глаз, и он понял, что пропал. Прошлое влекло с непреодолимой силой. Его чувства оказались взаимными…

Прося руку Марии, Барятинский вновь встретился с Амалией. За двадцать прошедших лет они изменились, но узнали друг друга. Она была рада его встретить, о прошлых чувствах князя графиня, конечно, не вспоминала.

Свадьба Марии и Ивана Ивановича состоялась в 1813 году. Брак оказался очень удачным. Супруги любили друг друга и жили душа в душу.

Барятинские имели семерых детей — четверых сыновей и трёх дочерей:

Ольга (1814—1876)

Александр (1815—1879)

Леонилла (1816—1918)

Владимир (1817—1875)

Мария (1818—1843)

Анатолий (1821—1881)

Виктор (1823—1904)

После свадьбы князь оставил службу и поселился с женой в своём курском имении. Там они прожили… а вот здесь загвоздка. Сколько лет неизвестно. Прожили до смерти князя. В одних источниках написано, что он скончался в 1825 году, а в других, что в 1830 году.

Доподлинно известно лишь то, что в 1830 году овдовевшая княгиня вместе с детьми покинула имение, где все ей напоминало о любимом муже. Она так больше и не вышла замуж, посвятив себя жизни детей и благотворительности. У нее были поклонники, были предложения руки и сердца, но она так и не решилась связывать себя узами брака.

Сын Виктор вспоминал, что мать каждый год объезжала все их имения, находящиеся в разных волостях.

Самым тяжелым годом для княгини стал 1843 год, когда скончалась дочь Мария. В память о ней она создала заведение под названием Мариинского приюта для воспитания бедных детей. Забота о ближних волновала Марию Федоровну до конца дней. На ее средства были открыты:

приют для дневного пребывания малолетних детей, приют для вдов, послуживший началом мариинской богадельни, женская община сестер милосердия и — вдовий дом в особо купленном ею здании.

Марии Федоровны не стало в 1858 году, ей было 65 лет. Она завещала себя похоронить рядом с мужем в фамильном склепе, в курском имении Марьино.

Оцените статью