Во время перестройки, когда сомнению подвергались все сталинские идеи и идеалы, критики и обвинений не избежало и все его окружение. Генерал Николай Власик, проработавши личным охранником Сталина четверть века, был репрессирован накануне гибели вождя народов, да и для потомков его образ был подан весьма неоднозначно.
Да, после смены руководства он был амнистирован и реабилитирован, но в историю он вошел как верный лакей, цепной пес, обожавший хозяина-тирана и готовый по его первой команде броситься на любого. Кем же был Власик, который для Сталина стал больше чем просто охранник?
25 лет Николай Власик не только отвечал за личную безопасность Сталина, да и всей партийной верхушки, но и занимался устройством их быта, воспитанием детей, был первым, кто приносил Сталину неприятные известия и мог войти к нему без стука в любое время суток.
Не раз он спасал от верной гибели Иосифа Виссарионовича. Однако и его самого не смог обойти маховик репрессий, несмотря на его преданность и верность Сталинским идеалам.
Он был арестован в декабре 1952 года. Тогда он и произнес слова, ставшие пророческими: не будет меня, не будет Сталина. Так и вышло, после ареста личного охранника Сталин прожил всего три месяца.
Белорусский хозяйственник
Человек, которому предстояло стать одним из самых влиятельных людей союза, родился в 1896 году в бедной крестьянской семье в Западной Белоруссии.
К тому же он рано потерял родителей, поэтому, окончив лишь три класса церковно-приходской школы он был вынужден работать наравне со взрослыми мужчинами. С 13 лет он уже был чернорабочим на стройке, а затем грузчиком на фабрике.
Уже с этих пор он демонстрирует себя как физически крепкого, смекалистого и смелого человека. Во время Первой мировой войны он был награжден Георгиевским крестом, которым гордился даже будучи приближенным лицом к советской власти.
Во время Октябрьской революции Власик не колебался ни разу. Будучи выходцем из самых низов, он сразу же перешел на сторону большевиков вместе с вверенным ему взводом. В 1919 году он был переведен в ВЧК и служил в центральном аппарате под началом самого Дзержинского.
В качестве охранника Сталина он начал работать в 1927 году, когда на Лубянке прогремел взрыв. На тот момент Власик находился в отпуске, его немедля отозвали и возложили на него командование особым отделом ВЧК.
Он должен был лично охранять Сталина, обеспечивать его безопасность, как в Кремле, так и на прогулках, во время нахождения на государственных дачах и во время отдыха.
Не только безопасность, но и комфорт
На новой должности Власик приступил к работе с особым рвением. Напомним, что Власик вырос в деревне, был привыкшим к тому, что для создания комфорта нужно приложить много труда и работы совсем не боялся. Вероятно, продолжай он жить в деревне, был бы крепким домовладельцем, у которого в хозяйстве все спорится.
Эту же сноровку и умение он приложил, обустраивая быт Сталина. В это время у Иосифа Виссарионовича был только один личный охранник, литовец по происхождению. Он то и привез Власика после назначения на дачу к Сталину в Кунцево. В этой самой даче, которую называли «ближняя», Сталин проводил время чаще всего.
О том, что Сталин не был слишком требователен к комфорту и был скорее аскетичен – известный факт. Но охранник был просто шокирован тем, как обустроен быт на даче вождя. Заставив личный состав навести порядок, он рьяно принялся наводить уют.
К этому времени на даче не было не только повара, но и условий для приготовления пищи. Сталин и члены его семьи, во время нахождения на даче питались тем, что захватили из дома. С собой же привозилась посуда, постельные принадлежности…
Власика подобное положение вещей не устроило. Он выписал из Москвы повариху и уборщицу, лично договорился с местным совхозом о поставке свежих продуктов. Телефонная связь со столицей тоже появилась благодаря инициативе и стараниям Власика.
Входило ли это в обязанности начальника охраны? Конечно нет. Все это делалось им исходя из личной инициативы. К тому же, будучи приближенным лицом к Сталину никогда нельзя было предугадать, как он отнесется к той или иной инициативе.
Однако Николая это не пугало, он брал на себя ответственность за те или иные решения и снискал благодарность вождя.
Именно стараниями Власика была разработана и создана целая система дач товарища Сталина по всей стране: и в Подмосковье, и в Сочи, и в Гаграх, и в Новом Афоне. В каждой была своя система круглосуточной охраны, запасы продуктов и напитков.
В любую минуту любая дача была готова к приезду вождя, несмотря на то, что в большинстве из них он не появлялся годами, а в некоторых не был ни разу. Это не мешало вышколенному персоналу быть наготове постоянно.
К началу войны у Власика уже было звание генерала. В 1941 году именно он занимался эвакуацией первых лиц государства и их семей, устраивал их в других городах и налаживал их быт и форму удаленной работы.
Входило ли это в обязанности личного охранника Сталина (учитывая, что в стране война и нужно максимальное внимание уделить безопасности вождя)? Безусловно, нет. Но сделать это лучше самого Власика никто не мог. Он же руководил эвакуацией тела Ленина и гарантировал безопасность участников парада на Красной площади осенью 1941 года.
Нянька в погонах
Когда в ноябре 1932 года супруга вождя Надежда Аллилуева свела счеты с жизнью, на генерал-лейтенанта легла ответственность еще и за детей Сталина. Он тяжело переживал уход супруги называя это предательством.
Не обращавший на детей особого внимания и до этого трагического события, Сталин и вовсе отдалился от них. Сам же начальник охраны знал куда больше о жизни Василия, Светланы и приемного сына Артема. Несмотря на то, что Власик всегда докладывал отцу о проделках детей, но ему всегда удавалось сделать это так, чтобы уберечь их от праведного гнева.
Особенно часто приходилось вытаскивать из передряг Василия. И если у мальчишек сложились с ним относительно дружеские отношения, то Светлана вовсе не была благодарна Николаю за такой присмотр.
В своих воспоминаниях она писала, что всегда считала его грубым и необразованным недотепой, которого допустили к власти. Возможно, причиной такого негатива кроется в том, что именно Власик выполнял поручение Сталина упек за решетку ее возлюбленного.
Светлана, которая росла стервозной и взбалмошной, была уверена, что Власику под силу испортить жизнь кому угодно, как и ее отцу, дескать, в этом их сходство. Впервые она влюбилась в сына Берии, когда тот перевез семью в Москву.
Но Светлана была отнюдь не красавицей, а в их компании была внучка Горького Марфа Пешкова. Девочки тесно общались, а красавиц Серго понравился им обеим. Однако он предпочел подругу Светланы, чем окончательно озлобил ее. Серго и Марфа позже поженились и у них были совместные дети.
Светлана тяжело переносила отвергнутую любовь и назло завела отношения с Алексеем Каплером – сценаристом, который был старше ее на 23 года. Когда эта информация дошла до Сталина, он был вне себя от ярости.
К слову, сам Иосиф Виссарионович был старше матери Светланы на 21 год. Причем на момент их знакомства ей как раз было примерно столько же, как и Светлане на тот момент. Но, конечно же, когда подобный расклад сложился в отношении дочери самого Сталина ситуация была воспринята совершенно иным образом.
Власик к этому времени уже успел выяснить, что Каплер весьма трепетно относится к наследнице Сталина, они говорили о литературе, ходили по концертам, катались на коньках. Николай безуспешно пытался объяснить это разъяренному отцу.
Но Сталин приказал разобраться с этим вопросом. Охранник, с не присущей ему корректностью, пытался договориться со сценаристом и просил его уехать из города. Но тот, рассчитывая на собственную известность, отказался. Ему было уготовано 5 лет лагерей. Горевала Светлана недолго.
Оба несчастливы одинаково
Кое в чем Светлана была права. Сталин и Власик в некоторых моментах имели явное сходство. Например, оба они, их дети и супруги были глубоко несчастны. Общих детей у Николая с супругой Марией не было. Они удочерили племянницу Власика и занимались ее воспитанием.
Правда сказать, что охранник был человеком семейным нельзя. Дома он практически не появлялся, а его красивого и статного замечали многие красивые женщины из его окружения. Начиная от официанток и заканчивая актрисами. Он, принимая их внимание, даже не думал разводиться.
Многие пытались завести с ним отношения для того чтобы добиться его расположения. В мемуарах многих представителей творческой интеллигенции встречается упоминание о Власике как о человеке, который любил кутежи и общество красивых женщин.
К примеру, мастер киноплаката Владимир Стенберг писал, что Власик человек морально разложившийся, и перечислял имена и фамилии его любовниц, в списке была его же собственная супруга. После того как Лаврентий Берия стал собирать компромат на Власика, многие его любовницы были репрессированы.
Ни одной из них он помочь не пожелал, хотя у него и не было и такой возможности, ведь тогда бы он потерял все, что имел: доверие «хозяина» (так он называл Сталина). Однако и это было лишь вопросом времени.