Он подбирал одинаковых женщин. Ему нравились миловидные шатенки с темными глазами. А эта девушка была так похожа на его покойную жену! По сути, перед ним стояла она сама, только улучшенная Матильда. Вот поэтому для Агнес всё и решилось весной 1848 года.
Ей предстояло стать другой женщиной. Навсегда забыть собственное имя и всё, что ей нравилось. Потому что так захотел её властный муж.
— Выше подбородок, фрейлен Агнес! – Сурово отчитывала воспитательница. – Ты не должна опускать голову, как служанка!
Девушка послушно подняла подбородок выше, но классная дама снова была недовольна – она сутулится! За этим последовало наказание: нужно было один час простоять на стуле с идеальной осанкой и книжками на голове. Малейшая попытка опустить плечи – и назначался еще один час.
Агнес Луккемейр, дочь королевского советника, не единожды подвергалась наказаниям. Поэтому знала, что спорить не надо.
Она училась в одной из лучших школ Дюссельдорфа, куда принимали особенных воспитанниц. Их называли «высшими дочерями». Эти девочки принадлежали к классу богатых и влиятельных людей, и им никогда не пришлось бы работать. Даже участие в семейном бизнесе исключалось.
Их готовили к роли самых великолепных жен и матерей: они учились управлять домом со штатом слуг, они были обязаны во всем слушаться своих мужей, их посвящали в тонкости воспитания малышей (чтобы они могли лучше оценить возможности нянь и гувернанток), и, наконец, эти юные создания должны были гармонично вписаться в светский круг.
Агнес родилась в 1828 году, а когда ей было семь, она написала свое первое стихотворение. Литература и музыка входили в обязательный перечень предметов, который изучали девушки. Но Агнес заметно выделялась среди других учениц – она была явно талантлива!
Однако в девятнадцать лет семья поставила ее перед фактом: пора замуж. На свадьбе дальних родственников она познакомилась с преуспевающим бизнесменом, и теперь он просил ее руки.
Отто фон Визендок выбрал Агнес по двум причинам: она принадлежала к тому же кругу, что и процветающий коммерсант, а еще она была до боли, до ужаса похожа на покойную Матильду. Глядя на эту девушку, Отто словно переносился в прошлое – за четыре года до этого скончалась его любимая супруга.
Это был короткий брак, но очень счастливый. Отто страшно горевал. И вот теперь он обрёл ее снова… Новая улучшенная Матильда отличалась кротким нравом. Так что весной 1848 года все было решено. Визендок женился во второй раз.
— Вы должны запомнить, – сказал Отто своей жене на следующий день после свадьбы, – я не люблю менять старых привычек. Мою первую жену звали Матильдой. Так я буду звать и вас.
В учебном заведении, которое закончила Агнес, девушкам говорили, что от них ждут послушания… Но это выходило за привычные рамки, и новоявленная фрау фон Визендок хотела возразить. Однако Отто повторил свое пожелание во второй раз. И добавил, что более он не станет останавливаться на этом.
Уже позже Агнес узнала, что имя было дважды дорого ее мужу – так звали старшую и горячо любимую сестру Отто. Две Матильды покинули его, и вот теперь он нашел для себя третью. Идеальную во всех отношениях.
Медовый месяц они провели своеобразно – в доме брата Отто, во Франкфурте. На самом деле, их туда привели деловые связи Визендока. Затем они отправились в Нью-Йорк, провели там несколько месяцев, и только потом обосновались в Цюрихе. В роскошном отеле на Бюрклиплац чета фон Визендок и встретила впервые композитора Рихарда Вагнера.
Общие знакомства, схожие взгляды… Матильда и глазом не успела моргнуть, как Вагнер стал их постоянным гостем. Казалось, что Отто без ума от композитора! Более того, он довольно скоро – для человека, который привык считать деньги! – дал Вагнеру изрядную сумму.
— Творец, моя дорогая, не должен беспокоиться о таких мелочах, как пропитание. – Говорил Отто своей жене. – Иначе он превращается в лавочника.
В знак признательности Вагнер посвятил жене Отто прекрасную сонату… Матильда ждала ребенка, она чувствовала себя очень плохо, но нашла в себе силы набросать несколько благодарственных строк.
Отто планировал в самом скором времени перевезти свое разросшееся семейство – у него родился сын, а потом сразу и второй – на роскошную виллу, которую строили по его проекту. Неподалеку от озера, в живописном месте!
Матильда с удовольствием придумывала детали интерьеров, а Вагнер не прекращал свои визиты. Более того, в саду виллы Отто Визендок предусмотрел домик для композитора… Неудивительно, что по Цюриху поползли слухи.
— Это очень странно. – Говорили обыватели. – Складывается впечатление, что Вагнер влюблен в Матильду фон Визендок! Иначе как объяснить, что он постоянно находится подле нее!
— Но в таком случае, как объяснить поведение ее мужа? – Возражали другие. – Он должен был бы прогнать Вагнера, а не селить его по соседству.
Вагнер называл свое жилище «Убежищем», и, как многие творческие люди, захваченные своими идеями, мало что замечал вокруг. Он не видел, что его собственная жена, Минна, которая разделила с ним этот комфортабельный приют, хмурится день ото дня.
Матильда показала Вагнеру свои стихи, а он пришел в полный восторг. Он даже согласился написать для них музыку, чтобы получились не просто строки, а настоящие нежные песнопения… Отто фон Визендок довольно улыбался: улучшенная Матильда оправдала все его ожидания! Затем он настоял, чтобы жена брала уроки музыки в Вагнера, ведь это такая честь учиться у самого гения!
Дело закончилось грандиозным скандалом летом 1858 года. Минна Вагнер, жена композитора, обвинила его в нарушении супружеских обетов и собрала вещи. Вскоре она подала на развод. Чтобы утрясти эти внезапно обрушившиеся на него проблемы, композитор уехал из Цюриха.
Но даже вдали от Матильды, он продолжал писать ей пылкие письма. Называл ее своей единственной и неповторимой, постоянно подчеркивал, что нет более близкого человека для него, чем она. Но Матильде было не до Вагнера – в ноябре скончался ее шестилетний сын. Переписку с композитором она возобновила, но не сразу.
Она знала, что Вагнер много путешествует, дает бесконечные концерты. Знала, что его обожает баварский король Людвиг. А потом в письмах композитора появилось и новое женское имя – Козима. С этой женщиной Вагнер со временем связал свою жизнь. И не переставал писать Матильде.
Когда после одного концерта фрау фон Визендок пришла поздравить Вагнера, неожиданно выбежала встревоженная Козима. Вид у нее был самый боевой, но Матильда только мягко улыбнулась.
Вагнер женился на Козиме, а та не переставала злиться из-за Матильды. Даже сжигала ее письма, которые Вагнер хранил, как реликвии. Матильда была спокойна. Ее целиком и полностью занимало сочинительство (она написала восемь драм и некоторые из них были поставлены) и домашние дела. Отто был серьезно болен, и ему требовался уход. В 1896 году Визендок скончался.
Но Вагнер умер раньше. Матильда и Отто принесли на его погребение большой букет роз. И лишь только после смерти мужа и композитора, фрау фон Визендок решилась опубликовать письма Вагнера. Чтобы каждый сам мог составить свое мнение: что же было тогда на вилле?
И получила множество благодарных откликов. «Спасибо, что вы сохранили память о нашем гении», — писали Матильде совершенно незнакомые люди. Но только не вдова Вагнера. Она продолжала считать Матильду своим врагом, и, не стесняясь, демонстрировала свою неприязнь к ней.
— Что вам делить? – Спрашивали Козиму. Но та лишь презрительно усмехалась.
Матильды не стало в 1902 году. Говорили, что Козима Вагнер после этого вздохнула с облегчением. Теперь соперничество было закончено. Навсегда.